Шедевры Гюстава Доре выставлены в музее Крамского

В экспозиции 120 иллюстраций к лучшим произведениям мировой литературы

Доре по праву считается величайшим художником-иллюстратором XIX века. За свою сравнительно недолгую жизнь он создал тысячи рисунков. Мировую славу ему принесли иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, басням Лафонтена, «Потерянному раю» Джона Мильтона, Библии и многим другим. Большая выставка его работ экспонировалась в парижском музее Орсе. И вот теперь у воронежцев появилась возможность увидеть 120 шедевров Доре.

В экспозиции 120 иллюстраций к лучшим произведениям мировой литературы
Гюстав Доре "Кот в сапогах" (фото из открытых источников)

Искусство иллюстрации в XIX веке пережило расцвет. И во многом это произошло благодаря Гюставу Доре. Он создал новый стиль, его гравюры не просто выполнены с тончайшим мастерством, они понятны читателю. Еще при жизни о нем говорили как о художнике, способном своими иллюстрациями прославить даже самую заурядную басню.

Природа щедро одарила Гюстава. Родился будущий иллюстратор 6 января 1832 года в Страсбурге, в семье строителя мостов. Юный Моцарт к пяти годам показал редкостный музыкальный талант. Доре с четырех лет начал рисовать, в десять его рисунки уже были полупрофессиональными, а пятнадцати лет от роду вышла первая книга с его иллюстрациями – «Подвиги Геракла». Тогда же юного художника зачислили в штат сатирического журнала с зарплатой в 5000 франков. Он стал самым юным и высокооплачиваемым карикатуристом Парижа. Кстати, систематического художественного образования он так и не получил. Доре, как и великий австрийский композитор, прекрасно играл на скрипке и фортепиано. Исследователи его творчества говорят, что если бы не любовь к искусству рисования, из Доре получился бы прекрасный музыкант. Но кисть и карандаш манили его больше.

Поэтому в пятнадцать лет «гениальный маленький Гюстав», как его называли одноклассники, создает иллюстрации к роману Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Небольшая книжка, изданная на дешевой бумаге, в одночасье сделала Доре знаменитым. Конечно, у массового читателя сейчас не в почете история о путешествиях Данте по загробному миру; или сатирический роман Франсуа Рабле о добродушном великане-обжоре Гаргантюа. Но стоит посмотреть на иллюстрации Доре, которые он создал специально для этих книг, и сразу станет понятно, почему у читающей публики они до сегодняшнего дня вызывают восторг.

Вот безумный старик Дон-Кихот, а вот Кот в сапогах, гигант Антей, доверчивая Красная шапочка или прекрасные сатирические работы к басням Лафонтена – героев, какими их увидел Доре, сложно представить в ином обличье. Все его персонажи наделены не только конкретными чертами, но и психологическими характеристиками. Конечно, лучше всего художнику удавались типажи ярко выраженные, гротескные: наверное, наложила свой отпечаток работа карикатуриста.

- Особенность работ Доре, которую отмечают искусствоведы, – очень тщательный, правильный рисунок, деталировка, большое количество архитектурных элементов, хорошо переданные портретные черты и прекрасные психологические характеристики персонажей. Особенность его работ в том, что каждая из них иллюстрирует определенный фрагмент – тест и картинка абсолютно не мешают друг другу, а дополняют, - говорит старший научный сотрудник музея Крамского Валерия Меремьянина. Гюстав вырос в Страсбурге. И любовь к готической архитектуре и средневековой стилистике прошла через его творчество. 

Гюстав Доре "Орел, несущий Данте", иллюстрации к "Божественной комедии" (фото из открытых источников)

Авторы любили Доре как раз за ту самую точность художественного определения, поскольку он полностью передавал в своих иллюстрациях настроение лирического героя, дословно раскрывал для читателя все грани чувств и эмоций персонажей. От заказов отбоя не было, но художник иллюстрировал прежде всего лучшие произведения мировой литературы.

Исследователи также говорят, что у Гюстава Доре не было единого стиля. В его работах романтизм живет рядом с гротеском. Наиболее ярко романтические настроения проявляются в серии иллюстраций к «Повести «Атала» Шатобриана, где природа берет на себя часть смысловой нагрузки, отражая настроение лирического героя, что было характерно для европейского романтизма. В этих работах в большей на первый план выходят не столько истории персонажей, сколько буйство природной стихии, реагирующей на человеческие переживания.

На выставке в музее Крамского также представлены иллюстрации Библии, над которыми Доре работал два года. Несмотря на неоднозначные отзывы критиков того времени, Библия с гравюрами художника выдержала более тысячи переизданий.

Гюстав Доре имел феноменальную зрительную память и ничего не писал с натуры, воспроизводя все по памяти. Человек редкостного дарования, он работал как заведенный, спал по два-три часа в сутки, все время посвящая гравюрам и живописи. Может быть, это и привело к тому, что художник скончался в возрасте 51 года от сердечного приступа.

Восемьдесят тысяч работ – наследие Гюстава Доре впечатляет. Воронеж увидит только малую их часть, но и этого достаточно для того, чтобы влюбиться в его героев, чтобы взять в руки книгу и посмеяться или погрустить вместе с автором и ожившими благодаря таланту Доре персонажами.

Стоимость входного билета: для взрослых – 250 рублей, для студентов и пенсионеров – 200 рублей, для школьников – 100 рублей, для школьников в группе – 50 рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру