Худрук оперного театра: никакого конфликта с солистами нет

Андрей Огиевский провел пресс-конференцию

20.01.2016 в 13:28, просмотров: 2205

Вслед за «квартирником» солистов руководство театра провело свою пресс-конференцию. Поводом для нее послужили итоги минувшего года и планы на будущее. Однако без обсуждения демарша вокалистов, разумеется, не обошлось.

Худрук оперного театра: никакого  конфликта с солистами нет

Пресс-конференция сразу пошла не по нотам, так как к назначенному часу в кабинет директора театра вошла группа «бунтарей», от которой, как выяснилось, откололась Юлия Проняева.

- Мой вопрос решен. Мне принесены извинения, это была ошибка, - сообщила «перебежчица».

Спустя семь минут ожидания и.о. директора Александр Арнаутов попросил «непрошеных гостей» покинуть помещение. Те заявили, что имеют право здесь находиться. Тем временем за длинным столом с табличками собрались главный балетмейстер Александр Литягин и несколько ведущих солистов, приглашенных руководством, надо думать, в качестве «группы поддержки». Не было лишь Андрея Огиевского. С 13-минутным опозданием маэстро всё же предстал перед журналистами, сразу указав своим оппонентам, чтобы сидели молча и вопросов не задавали.

Чертовщина в опере

Для начала руководство театра сообщило об итогах ушедшего года. Оказывается, всё прекрасно! План перевыполнен по всем основным показателям: и по финансам, и по спектаклям, и по зрителям. Осуществлено 6 новых постановок. О том, что среди премьер не оказалось ни одного крупного оперного спектакля, - благодушно умолчали.

Затем худрук поделился планами на ближайшие полтора-два года. Уже в марте планируется масштабная премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» (режиссер – худрук Камерного театра Михаил Бычков). Среди планируемых в дальнейшем оперных постановок – «Черевички» Чайковского и «Граф Калиостро» Таривердиева. Оперная музыка придет и на балетную сцену – в виде «Руслана и Людмилы» Глинки (в постановке худрука «Кремлевского балета» Андрея Петрова). Ещё в планах – балет «Светлый ручей» Шостаковича. А в ближайшее время состоится фестиваль «Воронежские звезды мирового балета» (подробнее о нем – чуть ниже). Андрей Огиевский подчеркнул, что театр останется репертуарным, хотя приглашенные солисты тоже будут.

Что же касается упреков в несправедливом «распределении благ», то худрук сообщил, что в марте пройдет аттестация оперной труппы, для проведения которой будут приглашены независимые эксперты – известные певцы СССР и России. Пока же в театре полным ходом идут репетиции «Дон Жуана».

Затем ведущие солисты (из числа «довольных») Анастасия Черноволос и Игорь Горностаев с нескрываемым восторгом рассказали о том, как интересно им работается и с Михаилом Бычковым, и с его ассистенткой. Солисты уверены, что новая постановка сулит им серьезный профессиональный рост.

Неожиданно старейший солист театра Александр Аникин не стал выступать в унисон с коллегами. Заявив, что кризис оперной режиссуры и нашествие драматических постановщиков вызывает у него определенную тревогу, баритон напомнил, что лет 15 назад Михаил Бычков ставил в Воронеже «Искателей жемчуга» Бизе. Спектакль в репертуаре не задержался как раз из-за слабой режиссуры, уверен Аникин.

Александр Назаров, приглашенный, надо полагать, в качестве «тяжелой артиллерии», заявил, что при новом худруке оркестр зазвучал чище. Но постановочные планы раскритиковал: мол, «Дон Жуан», «Черевички» и «Граф Калиостро» - сплошная мистика и чертовщина. «Где же русская патриотическая опера?!», - громогласно вопрошал бас, которому явно не хватает в репертуаре «Князя Игоря», «Ивана Сусанина» и «Русалки». К тому же, по мнению заслуженного артиста РФ, Таривердиев – «не оперный композитор» (зато Глинка теперь балетный – прим. ред.). А может Назаров и прав: Микаэл Таривердиев – не оперный, а просто выдающийся отечественный композитор, чья опера (а их у него несколько) «Граф Калиостро» с успехом шла в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского, чему автор этих строк был свидетелем лет 30 назад…

Слово «недовольным»

После того, как «группа поддержки» высказалась, заговорили и о пресловутых ППК, ставших яблоком раздора. Худрук отметил, что повышающие коэффициенты назначаются за конкретные результаты: уровень профессиональной подготовки, сложность выполняемой работы, победы на международных конкурса, количество спетых спектаклей и т.д. ППК в театре не менялись год, теперь же будут пересматриваться каждые три месяца. 90% процентов солистов получили повышение надбавки (кстати, и некоторые среди подписавших скандальное заявление). Тут всё же дали слово и «недовольным». Людмила Солод привела цифры, свидетельствующие, что ведущий тенор театра Дмитрий Башкиров (на пресс-конференции отсутствовал) поет не меньше других: 43 спектакля в год – хороший результат. И уровень демонстрирует высокий, и на больничном бывает не так часто, как заявляет об этом администрация, но в зарплате теперь потеряет почти вдвое. Софья Овчинникова стала лауреатом на том же конкурсе, что и Анастасия Черноволос, но надбавки, в отличие от коллеги, не получила. Есть и другие примеры, свидетельствующие об избирательном подходе администрации. Например, Уриэль Гранат недавно успешно выступил на международном конкурсе в Берлине.

- Но в театре за год спел всего пять спектаклей, - прозвучал встречный упрек.

- Разве я виноват, что спектакли с моим участием не идут. Получается, мне заткнули рот и меня же упрекают в том, что мало пою. Я не из-за денег – тысяча рублей с копейками богаче меня не сделают. Возмущает несправедливость и унизительность ситуации, - сказал певец.

Выяснилось, что опера «Тоска», в которой он поёт, исчезла из афиши ввиду изношенности декораций (постановка 1987 года). Денег на ремонт нет. Но певец ли в этом виноват? Может, впору наказать администрацию за неэффективное использование творческого потенциала артиста?

И еще к вопросу об эффективности. При отсутствии денег на поддержание текущего репертуара, театр заказывает костюмы и оформление к «Дон Жуану» в Москве. И это при наличии собственных цехов!

Особая ситуация с тенором Немченко. Назар попал в «штрафники» из-за отказа от партии в новом спектакле. Собственно, в любом театре (драматическом или музыкальном) артист вправе отказаться от роли, если по каким-то причинам она ему не подходит. История знает немало примеров, когда «всеядность» приводила певцов к потере голоса и профнепригодности. Есть и обратные примеры. Вспомнить хотя бы выдающегося тенора ХХ века Альфредо Крауса, чей репертуар исчислялся всего десятком партий (или около того), но он пел их всю жизнь по всему миру и сохранил прекрасную форму до преклонных лет. Эх, не работал тот Краус в Воронеже: тут бы ему лихо ППК обрезали…

Пресс-конференция в театре длилась два часа, но точек соприкосновения сторонам найти так и не удалось. Андрей Огиевский заявил, что никакого конфликта нет, а есть недовольные, которые будоражили театр и при прежнем руководстве. Интересно, откуда человеку, появившемуся в Воронеже 4 месяца назад, известно, кто кого здесь прежде будоражил? Не с чужого ли голоса поет маэстро?

Конечно, быть благодетелем для одних за счет других – нетрудно. Но кому будет лучше, если театр покинут артисты с действительно хорошими голосами? «На место одного тут же придет другой», - заявил Андрей Огиевский одному из телеканалов . Но что-то с большим трудом можно представить себе очередь из хороших вокалистов, желающих работать в нищем театре.

Как будут развиваться события дальше – сказать трудно. Если постановка «Дон Жуана» окажется успешной – это подтвердит правоту худрука, ведь победителей, как известно, не судят. В случае провала – у оппонентов Огиевского окажется весомый козырь. Подождем до марта…

А в балете всё спокойненько

И о балете. Действительно несколько настоящих подарков готовит театр поклонникам хореографического искусства. Уже сегодня вечером в театре отпразднуют 175-летие балета А. Адана «Жизель» и полвека со дня премьеры в Воронеже. А с 6 по 14 февраля пройдет фестиваль «Воронежские звезды мирового балета». В спектаклях «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», «Щелкунчик» выступят солисты Большого, Мариинского и Михайловского театров, так или иначе имеющие отношение к нашему городу. Фестиваль станет прекрасным подарком к дню рождения Воронежского театра оперы и балета, которому в феврале исполняется 55 лет.