Водитель всегда виноват

Почему, несмотря на ямы и гололёд, в ДТП водители всегда крайние

Первый же снегопад в ночь с 29 на 30 ноября повлек сотни ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями. В пресс-службе ГИБДД по традиции отметили, что основными причинами аварий стала неосторожность водителей  и  несоблюдение скоростного режима. 

Почему, несмотря на ямы и гололёд, в ДТП водители всегда крайние
фото из открытых источников

На 560 км М-4 практически в это же время произошла очередная трагедия. У села Можайское Каширского района съехал с обледенелой дороги и опрокинулся рейсовый автобус, следовавший по маршруту Москва-Донецк. 15 человек были доставлены в больницу с тяжёлыми травмами, четверо погибли.

И опять - по предварительной версии следствия, этот водитель также не выбрал безопасную скорость движения. По злой иронии, ДТП произошло на открытом буквально месяц назад платном участке трассы. Сколько было клятвенных обещаний о высоком качестве строительства и великолепном содержании дороги. И вот первое же, далеко не стихийное, ухудшение погоды показало истинную цену сказанным словам. Все обязательства забыты. Водители вновь оставлены наедине с дорожными проблемами. Пресс-секретарь  ГК “Автодор” Екатерина Варенова оперативно заявила, что необходимые работы по поддержанию дороги в надлежащем состоянии выполнялись. За час до происшествия производилась противогололедная обработка данного участка ”чистыми хлоридами”. И подтверждается всё это  данными ГЛОНАСС.

Я понимаю, конечно, что ссылаться на ГЛОНАСС сейчас модно. Эта система может подтвердить нахождение транспортного средства в конкретном месте в интересующий всех момент времени. Но вот определять химический состав выливающейся на дорогу жидкости эти спутники, по-моему, не обучали.

В связи с таким заявлением пресс-службы мне вспомнился случай двухгодичной давности. Тогда  в Москве после аналогичной обработки дороги новейшими, как утверждали, реагентами пострадали несколько человек, побились десятки машин. В ночь немного подморозило и стало очевидным, что поливали дорогу обыкновенной водой.    Вот и сейчас меня “терзают смутные сомнения”: была ли обработка на самом деле и чем поливали дорогу, если ледяная корка образовалась и не растаяла? Ну, а следствие, такими вопросами себя, похоже, не озадачивает. Оно и понятно: водителя всегда проще обвинить.  

Кому закон не писан  

Следует признать, что ГАИ уже много лет делает водителей козлами отпущения во всех ДТП, связанных с плохим состоянием дорог. На случай отсутствия в действиях водителя очевидного нарушения правил у правоохранителей есть козырь на все случаи жизни:  п.10.1 ПДД РФ.

Он гласит, что “водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия… При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства”.

Понятно, что с такой формулировкой можно 100% водителей делать виновными, штрафовать, лишать права управления, сажать в тюрьму. Но в ПДД РФ есть и другие пункты, о которых очень часто забывают гаишники, следователи да и сами дорожники. Напомню, что должностные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Есть и соответствующие законы, где прописана ответственность государства.

Согласно действующему в Россия ГОСТ Р 50597-93 коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Обязанность по выполнению перечисленных требований возложена на лиц, осуществляющих содержание этих дорог. Невыполнение влечёт ответственность, как минимум, административную.

Ну, и для кого пишутся законы и разрабатываются ГОСТы, если инспектора ГАИ ничего знать не хотят, кроме п.10.1 ПДД РФ, который можно вменить водителю по любому поводу?.. Я ещё могу понять, если водителя своевременно предупредили об опасности, знаки и ограждения соответствующие поставили, а он все ограничения проигнорировал и ввалился в глубокую яму или вылетел с дороги. Тут уж, и правда, сам виноват. Но почему водитель должен нести ответственность и в том случае, когда дорожники откровенно проспали и не обеспечили безопасные условия движения? Притом, что начало “ледяного дождя” было заблаговременно и очень точно предсказано.

По-моему, мы в очередной раз столкнулись с привычной расхлябанностью должностных лиц и патологической боязнью надзорных органов называть вещи своими именами. Намного проще следовать по набитой годами колее всеобщей и обязательной виновности водителей.

Прогноз погоды полностью оправдался и в ночь на 2 декабря. Как и обещали, пошёл снег. Этого стало достаточно для того, чтобы грузовики тут же встали на подъёмах. Дорога в направлении Курска была  парализована почти на сутки.  Искать виновных долго не пришлось. По мнению ГАИ, это сами водители, которые не подготовили свои машины к зимнему сезону. Наличие  сугробов и льда на проезжей части дороги начальники посчитали абсолютно нормальным и законным.

Областной центр в этот день встал в девятибалльных пробках под бравурные реляции городских властей о тоннах высыпанной пескосмеси. За сутки произошло более 200 мелких ДТП, которым поспособствовали гололёд, снежные завалы, упавшие деревья, открытые люки. Естественно, и в этих происшествиях виновны были только водители. Доказать обратное, конечно, можно. Но это только в суде. И без каких-либо гарантий: там тоже с удовольствием доверяют мнению сотрудников ГАИ о “презумпции виновности” владельцев автомобилей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру