Воронежцы увидели постановки – номинанты премий «Золотая маска» и «Арлекин», пообщались со столичными режиссерами и актерами и просто получили массу удовольствия.
Фестивальная программа получилась на редкость удачной. Да и для Воронежа это глоток свежего воздуха и хорошая возможность приобщиться к театральной жизни страны. Спектакли музыкальные, драматические и кукольные; философские, грустные и веселые. Свои постановки привезли театры из Белоруссия, Казахстана и Армения. Словом, культурная программа на любой вкус.
Открытием фестиваля и в прямом, и в переносном смысле стал спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Русалочка». Лазерно-музыкальное философское шоу для нас в новинку. Тем интереснее было смотреть. Режиссер Роман Феодори немного по-иному расставил акценты и предложил свою философию и трактовку сказки Андерсена. Спектакль побуждает зрителя к размышлениям, зачем на самом деле морская царевна пожертвовала своей длинной жизнью - только ли ради любви принца?
«Съедобные сказки», рассказанные артистами театра имени Наталии Сац, и постановка «Музыка – все!» от белорусского кабаре-бэнд «Серебряная свадьба» заставили поспорить взрослых зрителей. Кто-то говорил, что это просто много шума и ничего более. Другие не менее рьяно защищали артистов. Ну а самые главные ценители – дети, для которых, собственно, все и готовилось, были весьма довольны. Впрочем, когда еще в театре, где обычно заставляют сидеть тихо и вести себя скромно, вдруг разрешат топать и кричать. И чем громче, тем лучше. Белорусские музыканты показали, что для творчества сгодится все, из чего можно извлечь звуки. Малышам и взрослым рассказали, как звучит тишина, какие мелодии при должном подходе могут издавать дрель, ведро или жестяные миски. Поэтому залу категорически было разрешено подпевать артистам. А крик птеродактиля, как выяснили воронежцы, в совершенстве воспроизводят капризные дети и сердитые родители. Помимо этого белорусы познакомили публику с собственноручно сделанными инструментами – швабробасом, трубодуем и шлангофоном.
Еще одной музыкальной сказкой порадовал молодой коллектив театра «Мастерская» из Санкт-Петербург. Недавние выпускники академии театрального искусства северной столицы решили показать свою историю «Бременских музыкантов». Точнее за основу взяли любимый всеми мультик с музыкой Геннадия Гладкова, немного пофантазировали, чуть изменили сюжетные линии – и вуаля: полтора часа пролетают как один миг. Ни разу не возникло желания, как это зачастую бывает на детских спектаклях, посмотреть на часы. Веселые шутки, иногда напрямую адресованные родителям, и ни капли пошлости. Конечно, можно придираться к вокальным данным артистов. Ну да это не оперный спектакль, в конце концов, и в случае с «Бременскими музыкантами» недостаток чистоты голоса с лихвой компенсировало обаяние артистов.
«Театриум на Серпуховке», которым руководит Тереза Дурова, специально для воронежского форума искусств поставил спектакль по мотивам пьесы Маршака «Двенадцать месяцев». Вот здесь придраться было не к чему. И волшебные декорации, и прекрасные голоса артистов, и даже заяц с литературной подготовкой.
В части драматической удивил спектакль «Золушка» от театра «Практика». Это не привычная всем сказка Шарля Перро, а интерпретация французского драматурга и режиссера Жоэля Помра. Спектакль рассчитан на подростковую аудиторию и рассказывает о любви, дружбе, родительском предательстве и о том, как отпустить свое прошлое. Классический счастливый конец тут невозможен априори. Этот спектакль, впрочем, как и «Русалочка», дает мощную эмоциональную встряску. Первый момент после завершения – культурный шок. И после обязательно должен быть диалог с собственным ребенком.
Прекрасным завершением фестиваля стала работа Российского академического молодежного театра по рассказам Михаила Зощенко «Лёля и Минька». Трогательную историю о шалостях брата и сестры помнят мамы нынешних школьников. В далеком 1984-м на советском телевидении в детской передаче «Будильник» ее рассказывали Юрий Богатырев и Наталья Назарова. РАМТ не поразил реквизитом, костюмами и современными технологиями. Лаконичность сценического пространства заставляла вслушиваться в слова. Ребенку ведь совсем необязательно выдумывать каких-то мифических персонажей. Дети с удовольствием воспринимают простые рассказы о таких же, как они, шалунах и непоседах. И спектакль молодежного театра – лучшее тому подтверждение. Взрослые ностальгировали по прошлому, дети узнавали в Леле и Миньке себя нынешних.
Василий Сухомлинский говорил, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И детский фестиваль способен все это подарить в концентрированном виде. Взрослые же от подобных мероприятий получают не только эмоциональную встряску, но и возможность увидеть, чем дышит театральное пространство за пределами отдельно взятого города. Организаторам фестиваля «Маршак» отдельное спасибо за то, что создали его и провели на должном уровне.