Театральный фестиваль «Маршак» завершился

Детский аналог Платоновского фестиваля собрал около 18 000 зрителей

За девять дней – 25 спектаклей от самых именитых театров Россия и стран СНГ. Везде – аншлаги. Искать свободный билетик было бесполезно, поскольку раскупили их еще задолго до начала форума искусств, несмотря на разброс цен – от 150 до 1200 рублей. 

Детский аналог Платоновского фестиваля собрал около 18 000 зрителей
Спектакль «Бременские музыканты», театр «Мастерская» (Санкт-Петербург). Фото Андрей Парфенов

Воронежцы увидели постановки – номинанты премий «Золотая маска» и «Арлекин», пообщались со столичными режиссерами и актерами и просто получили массу удовольствия.

Фестивальная программа получилась на редкость удачной. Да и для Воронежа это глоток свежего воздуха и хорошая возможность приобщиться к театральной жизни страны. Спектакли музыкальные, драматические и кукольные; философские, грустные и веселые. Свои постановки привезли театры из Белоруссия, Казахстана и Армения. Словом, культурная программа на любой вкус.

Открытием фестиваля и в прямом, и в переносном смысле стал спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Русалочка». Лазерно-музыкальное философское шоу для нас в новинку. Тем интереснее было смотреть. Режиссер Роман Феодори немного по-иному расставил акценты и предложил свою философию и трактовку сказки Андерсена. Спектакль побуждает зрителя к размышлениям, зачем на самом деле морская царевна пожертвовала своей длинной жизнью - только ли ради любви принца?

«Съедобные сказки», рассказанные артистами театра имени Наталии Сац, и постановка «Музыка – все!» от белорусского кабаре-бэнд «Серебряная свадьба» заставили поспорить взрослых зрителей. Кто-то говорил, что это просто много шума и ничего более. Другие не менее рьяно защищали артистов. Ну а самые главные ценители – дети, для которых, собственно, все и готовилось, были весьма довольны. Впрочем, когда еще в театре, где обычно заставляют сидеть тихо и вести себя скромно, вдруг разрешат топать и кричать. И чем громче, тем лучше. Белорусские музыканты показали, что для творчества сгодится все, из чего можно извлечь звуки. Малышам и взрослым рассказали, как звучит тишина, какие мелодии при должном подходе могут издавать дрель, ведро или жестяные миски. Поэтому залу категорически было разрешено подпевать артистам. А крик птеродактиля, как выяснили воронежцы, в совершенстве воспроизводят капризные дети и сердитые родители. Помимо этого белорусы познакомили публику с собственноручно сделанными инструментами – швабробасом, трубодуем и шлангофоном.  

Еще одной музыкальной сказкой порадовал молодой коллектив театра «Мастерская» из Санкт-Петербург. Недавние выпускники академии театрального искусства северной столицы решили показать свою историю «Бременских музыкантов». Точнее за основу взяли любимый всеми мультик с музыкой Геннадия Гладкова, немного пофантазировали, чуть изменили сюжетные линии – и вуаля: полтора часа пролетают как один миг. Ни разу не возникло желания, как это зачастую бывает на детских спектаклях, посмотреть на часы. Веселые шутки, иногда напрямую адресованные родителям, и ни капли пошлости. Конечно, можно придираться к вокальным данным артистов. Ну да это не оперный спектакль, в конце концов, и в случае с «Бременскими музыкантами» недостаток чистоты голоса с лихвой компенсировало обаяние артистов.

«Театриум на Серпуховке», которым руководит Тереза Дурова, специально для воронежского форума искусств поставил спектакль по мотивам пьесы Маршака «Двенадцать месяцев». Вот здесь придраться было не к чему. И волшебные декорации, и прекрасные голоса артистов, и даже заяц с литературной подготовкой.

Спектакль «12 месяцев», Театриум на Серпуховке, режиссер Тереза Дурова (Москва). Фото Андрей Парфенов

В части драматической удивил спектакль «Золушка» от театра «Практика». Это не привычная всем сказка Шарля Перро, а интерпретация французского драматурга и режиссера Жоэля Помра.  Спектакль рассчитан на подростковую аудиторию и рассказывает о любви, дружбе, родительском предательстве и о том, как отпустить свое прошлое. Классический счастливый конец тут невозможен априори. Этот спектакль, впрочем, как и «Русалочка», дает мощную эмоциональную встряску. Первый момент после завершения – культурный шок. И после обязательно должен быть диалог с собственным ребенком.

Прекрасным завершением фестиваля стала работа Российского академического молодежного театра по рассказам Михаила Зощенко «Лёля и Минька». Трогательную историю о шалостях брата и сестры помнят мамы нынешних школьников. В далеком 1984-м на советском телевидении в детской передаче «Будильник» ее рассказывали Юрий Богатырев и Наталья Назарова. РАМТ не поразил реквизитом, костюмами и современными технологиями. Лаконичность сценического пространства заставляла вслушиваться в слова. Ребенку ведь совсем необязательно выдумывать каких-то мифических персонажей. Дети с удовольствием воспринимают простые рассказы о таких же, как они, шалунах и непоседах. И спектакль молодежного театра – лучшее тому подтверждение. Взрослые ностальгировали по прошлому, дети узнавали в Леле и Миньке себя нынешних.

Василий Сухомлинский говорил, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И детский фестиваль способен все это подарить в концентрированном виде. Взрослые же от подобных мероприятий получают не только эмоциональную встряску, но и возможность увидеть, чем дышит театральное пространство за пределами отдельно взятого города. Организаторам фестиваля «Маршак» отдельное спасибо за то, что создали его и провели на должном уровне. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 11 ноября 2015

Заголовок в газете: Апелляция к душе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру