В музее Крамского открылась уникальная выставка египетских древностей

Коллекцией уже заинтересовались международные эксперты

Летом «МК в Воронеже» писал о том, что художественный музей имени Крамского готовится обновить выставку египетских древностей. И вот в первый день октября экспозиция «Вечный Египет», приуроченная к юбилею коллекции, открыла двери для всех любителей искусства.

Коллекцией уже заинтересовались международные эксперты

Из фондов подняли памятники, которые ранее не экспонировались, закупили новое оборудование, сделали полноценный каталог коллекции, который уже презентовали в Риме и Турине – крупных центрах египтологии, благодаря чему весь материал из воронежского музея вовлечен в международный культурный оборот.

Немного истории

Собранию египетских древностей музея Крамского в этом году исполняется 200 лет. Ровно два века назад, весной 1815 года, наш соотечественник Отто Фридрих фон Рихтер начал свой вояж по Египту, открывая его для себя наряду с другими европейцами. Путешественник и интеллектуал, он должен был стать консулом России в Константинополе, но по пути в Персию подхватил дизентерию и 13 августа 1816 года скончался в Измире. Собранную коллекцию незадолго до смерти Отто Фридрих отправил своему отцу в Дерпт (ныне эстонский Тарту), а тот в свою очередь подарил ее местному университету.  По указу Александра I древности принимает князь Голицын. Во время Первой мировой войны университет со всем имуществом эвакуируют в Воронеж, где в 1918 году на его базе создается ВГУ. А уникальная египетская коллекция Рихтера стала частью собрания областного художественного музея.

На посвященной открытию выставки пресс-конференции директору музея Владимиру Добромирову задали вопрос о взаимоотношениях с Эстонией, ведь почти сто лет длится ее обида на Россию. Эстонская сторона против того, чтобы коллекция хранилась в Воронеже, хотя никаких юридических оснований для ее возврата нет.

«Коллекция собиралась на деньги из российской казны, - сказал Владимир Дмитриевич, - к тому же Дерптский университет финансировался Российской империей. Воронежский музей долгое время сотрудничал с эстонской стороной, но в 2009 году отношения прервались».

Куратор выставки, египтолог Виктор Солкин говорил, что воронежская коллекция уникальна по своей насыщенности:

«Несмотря на то, что количественно она небольшая, в ней есть удивительные памятники, достойные лучших экспозиций мировых музеев. Это вдохновило и наших зарубежных коллег, поскольку многие памятники ранее не были введены в научный оборот».

Обновленная экспозиция полностью соответствует всем международным стандартам музейного дела. Она стала более объемной: новый свет, новые витрины, иное тематическое наполнение. Здесь представлены не только египетские древности, но и экспонаты 19 века, привезенные Рихтером, которые раньше не входили в постоянную экспозицию, поскольку не было контекста, в котором они могли бы выставляться. Сейчас у зрителей появилась возможность окунуться не только в эпоху фараонов, но и в интеллектуальную атмосферу жизни  Отто Фридриха, которая, собственно, и породила его как исследователя. Многие экспонаты посетители увидят впервые.

«Мы-то сами знаем, что храним, - рассказывал журналистам директор музея Крамского  Владимир Добромиров, - но, думаю, многие горожане и не подозревают о том, что в нашем музее находится такая уникальная коллекция».

Сокол, жрица и хранитель тайн

Главный шедевр коллекции - саркофаг царского писца Несипахерентахата, жившего на рубеже XI-X вв. до н.э. Это уникальный исторический персонаж. При жизни Несипахерентахат входил в комиссию, которая открывала гробницы фараонов в Долине Царей, чтобы изъять царские тела и перезахоронить в тайниках в скалах. Он был допущен к главным тайнам того времени. Саркофаг, хранящийся в воронежском музее, - один из лучших памятников древнеегипетского искусства в Европе, ничего подобного нет ни в Эрмитаже, ни в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Его поверхность покрывают ритуальные тексты и изображения богов, которые должны были внять молитвам усопшего вельможи и даровать вечную жизнь его духу.

Кстати, Виктор Солкин рассказал, что впервые с 1907 года в процессе исследования удалось приоткрыть саркофаг. Внутри он оказался богато декорирован: красочные крылатые солнечные диски, духи ночи, боги-хранители, которые должны были дать бессмертие душе великого царского писца в ином мире. Центральная часть дна украшена образом богини Хатхор – матери-защитницы всех умерших. Если удастся найти средства на реставрацию, то саркофаг во всей красе смогут увидеть и посетители музея.

За счет того, что коллекция Рихтера была одной из самых ранних, ему удалось приобрести для своего собрания вещи первой величины. В прямом смысле слова, в новом свете в зале музея представлена накладка на мумию жрицы бога Амона.

В экспозиции есть бюст великого предка праматери рода царских художников, датируемый XIII веком до н. э.,  тоже единственный памятник подобного рода на территории России, его ближайший аналог является гордостью собрания музея «Метрополитен» в Нью-Йорке. Стела великого царского писца Рамосе из «Места Истины», ближайшие аналоги этой вещи хранятся в египетских собраниях Лувра. Еще один шедевр  - пирамидион с изображением бога Ра в образе сокола (XIII век до н. э.), созданный для гробницы Имхотепа. 

Помимо того, в экспозицию входят вещи из тайника Баб-эль-Газуса, в частности, погребальные статуэтки ушебти – слуги умершего в загробном мире. Они в числе прочего были подарены хадивом Египта императору Александру III, который позднее часть этого дара передал Дерптскому университету. Впервые будет экспонироваться и статуэтка триединого божества – хранителя мертвых и одновременно покровителя искусств - Птаха-Сокара-Осириса.

Дорогой Бонапарта

Помимо собственно «египетских» экспонатов на выставке представлена коллекция книжной графики, предоставленная библиотекой имени Волошина. Редкие издания XVIII-XIX веков по культуре Египта, мумия сокола, гравюры Доминика Вивана Денона, аристократа, дипломата и художника, фаворита мадам де Помпадур и основателя и первого директора Луврского музея. В 1798 году он сопровождал Наполеона в Египетском походе. Его зарисовки древних памятников вышли в Париже в 1802 году под названием «Путешествия по Нижнему и Верхнему Египту».

Кстати, выставка в музее Крамского стала возможна исключительно благодаря меценатам, поскольку государственной поддержки проект не получил. Методом подписки – краудфандинга – были собраны необходимые средства. Скидывались всем миром. Новое световое и выставочное оборудование закупили на средства, собранные москвичами, на воронежские деньги издали прекрасный каталог, на сегодняшний момент наиболее полно представляющий богатство египетской коллекции музея.

Мечта Рихтера о том, чтобы его коллекция будоражила и будила воображение – сбылась спустя двести лет.  Выставка «Вечный Египет» будет работать до 1 марта.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2015

Заголовок в газете: На зависть Лувру

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру