Воронежские чиновники зарабатывают вдвое больше своих федеральных коллег

Работа государственного или муниципального служащего сейчас наиболее привлекательна и престижна. Должность чиновника обеспечивает стабильно высокие доходы и максимальные в РФ пенсии за выслугу лет, а также разнообразные льготы. Да и риски в семейном бизнесе у власть имущих минимальны. Если, конечно, слишком не зарываться и грамотно выстроить собственников дела из числа близких родственников. 

Основная опора в чиновничьем бизнесе, конечно, на жену (мужа) и детей. В общем, сплошная «малина» да преференции перед рядовыми россиянами. Поэтому и число различных служащих в РФ превысило их количество в СССР примерно на 20%. А усилия федеральных властей по их сокращению пока не приносят ожидаемых результатов. Вязнут эти неуверенные попытки высшей власти в корпоративной чиновничьей солидарности, устраивают друзья и коллеги сокращаемых в своих мощных рядах, да и сокращают-то в основном вакансии.

В России сейчас около сотни чиновников на 10 тыс. человек. В странах с мощной социальной поддержкой населения — в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании - число госслужащих на 10 тыс населения в 2-3 раза больше. В странах с либеральной экономикой - в США, Испании, Германии, Японии, - близко к российскому. В крупнейших странах БРИКС ниже: в Индии - 29 на 10 тыс., Китае - 72, в дружественном Казахстане - 51.

Исследования показали, что не численность чиновников доминирует в расходах на них. На примере скандинавских стран, где чиновников очень много, это отчетливо видно. Расходы на содержание российских служащих продолжают увеличиваться и на фоне небольшого сокращения их числа, поскольку непрерывно росли их зарплаты и непомерные траты на пенсии по выслуге лет и другие преференции. Не снижается и высокая коррупция, по причине которой значительная доля бюджетных средств уходит в никуда, особенно в национальных республиках с очень низкой долей собственной отгруженной продукции. Аресты чиновников в Дагестане тому подтверждение. В окраинных республиках власть «кормит» не их народы, а чиновников и криминал.

Подъем эффективности работы служащих, а значит и подъем эффективности государственных институтов и самого государства в целом невозможен без нанесения сокрушительного удара по высокой коррупции и связанной с ней преступности. Необходимо снизить коррупцию хотя бы до уровня Китая. Для этого нужны жесткие новые законы и принятие в полном объеме 12-й статьи Международной конвенции по противодействию коррупции. США, Китай, Индия, Япония, Египет, Индонезия и другие страны не отменили смертную казнь. РФ же слепо последовала в этом вопросе за ЕЭС. А крупные коррупционеры, как показала жизнь, совершенно не боятся условных и коротких сроков. Смеются они в судах над мягкими приговорами.

Среднемесячная заработная плата всех гражданских служащих РФ в 2014 г. составила 40,6 тыс. руб. (111,6% по сравнению с 2013г.), муниципальных служащих - 36 тыс. руб. (107,4% к 2013г.). Зарплата чиновников исполнительной власти субъектов РФ во многих регионах близка к зарплате их федеральных коллег, работающих в этих же регионах. Но выделяются пять областей, включая Воронежскую, в которых официальные доходы областных чиновников исполнительной власти примерно вдвое превосходят зарплату работающих в них чиновников федеральных ведомств. Данные регионы выделяются особым беспределом местных властей в части самообеспечения роста собственных зарплат и пенсий за выслугу лет. В экономике же они больших достижений не имеют.

Высшие власти пытаются бороться с ростом зарплат, пенсий чиновников и общих расходов на их содержание. Но у самих «рыльце в пушку», и борьба с самим собой эффективной не получается. Скорее это имитация борьбы. В первую очередь надо ограничить и придержать сверху власть в некоторых регионах с особо высокими доходами и расходами чиновников. Они всем известны. Подследственный губернатор Сахалина Хорошавин далеко не одинок.

Федеральные власти временно заморозили зарплаты чиновников и собираются поднять пенсионный возраст госслужащих до 65 лет. Но проект ФЗ на сей счет могут и отклонить депутаты ЕР. Параллельно планируются огромные бюджетные средства на «поощрение» чиновников. По большому счету у нынешней власти служащие и партийцы — единственная опора, которую вертикаль обращать против себя не посмеет.

Воронежское «лидерство»

Зарплата госслужащих исполнительной власти субъектов РФ в регионах сильно разнится в зависимости от объективных факторов. И еще более от необъективных — от степени падения морали и нравственности региональной власти, от доходных «аппетитов» чиновников, от их корпоративной солидарности в этом вопросе. Например, в богатой нефтью и газом Тюменской области зарплата чиновников вдвое выше средней по России и почти вчетверо выше, чем в Костромской области. Высоки доходы чиновников относительно средней по стране зарплаты на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге, Москве, в северных регионах, что вполне естественно.

В экономически слабой Воронежской области средняя зарплата госслужащих исполнительной власти в 2014 году составила 49850 руб. — высокое 27 место по сравнению с местом в рейтинге по средней областной зарплате. А вот по объективному показателю, по средней номинальной зарплате, - область находится в пятом десятке — на 45 месте. Там же, где она находится в рейтингах по промышленной продукции и ВРП на душу населения.

Средняя заплата чиновников Воронежской области превосходит среднюю зарплату по области (24001 руб. — в 2014 г.) в 2,1 раза, а среднюю областную трудовую пенсию (10 тыс. руб.) аж в пять раз. Ну, а зарплата топ-чиновников области выше средней областной зарплаты в 5-10 раз.

Круто живут чиновники нашей области, на загляденье всем нам и соседним регионам из ЦФО. Сами себе законодательно устанавливают такие зарплаты, такие заоблачные пенсии и преференции, что и федералам до них очень далеко. Перетянули на себя бюджетные деньги, так, что обогнали по средней областной зарплате экономически развитую и богатую Белгородскую область с ее скромными чиновниками и губернатором. Поэтому радоваться небольшому превышению средней зарплаты по Воронежской области (24001 руб.) в 2014 году над Белгородской (23895 руб.) не приходится. У нас она в основном выросла за счет роста зарплат чиновников, банкиров, торговцев недвижимостью, тесно связанных с властью, а не работников предприятий, производящих потребительские товары и услуги (с/х, промышленность, торговля, сфера услуг и т.д.).

В Белгородской области средняя зарплата чиновников из исполнительной власти составила в 2014 году 38923 руб., в рейтинге по ней экономически сильная область - на низком 51 месте. Мощная Липецкая область - на 30 месте (49038 руб.), Орловская — на 57 месте (35773), Курская — на 64 месте (34584 руб.), Тамбовская — 70 месте (33016 руб.). Средняя по РФ — 54147 руб.

Муниципальные воронежские чиновники исполнительной власти тоже зарплатой не обижены. Средняя их зарплата по области составила в 2014 году 35604 руб. при средней по РФ для чиновников этой категории 357012 руб. Область — на высоком 24 месте в рейтинге по ней. Белгородская область на 34 месте (30840 руб.), Липецкая — на 52 (27615), Орловская — на 57 (26108), Курская — 71 (22598), Тамбовская — 74 (19941 руб.).

Чиновники живут, остальные выживают

Для высоких российских чиновников интересы населения страны ничто. Недаром министр финансов Силуянов настойчиво рекомендует не индексировать на инфляцию пенсии или делать это частично. Ему надо любым способом сбалансировать «усыхающий» бюджет, а дальше - хоть трава не расти. В том же направлении работал и Банк России, скупая по $200 млн в день и ускоряя тем самым падение курса рубля. Рублевые вклады и зарплаты россиян тают на глазах, цены ускоренно растут, а коренные интересы россиян защищать практически некому. При этом крупнейшие госбанки стабильно держат ставки по депозитам ниже уровня инфляции. В стране фактически отсутствуют сберегательная система, сохраняющая стоимость депозитов населения. Сбербанк уже давно сменил статус сберегательного на коммерческий. А в целом федеральные власти привычно перекладывают тяготы кризиса и санкций на население.

Чиновники по результативности и профессионализму скорее составляют отрицательный и пассивный человеческий капитал, который тормозит процессы развития. И висит тяжелым грузом на ногах российского экономического прогресса и развития промышленности. Не выделяются результативностью и финансисты. Банк за банком закрывается, банкиры прячутся за границей, а вкладчики страдают.

Не выдержал даже известный советник президента РФ Сергей Глазьев, опубликовавший острую и беспощадную для верховной власти статью под названием «Запредельное неравенство» и с подзаголовком «Политика государства противоречит интересам населения».

Заголовки полностью отражают суть статьи, в которой нет ничего нового по сравнению с другими авторами по данной проблеме. Приведена известная статистика по вопиющему неравенству в доходах населения, большой доли бедного населения и крайне малой доли богатых людей, сосредоточивших в своих руках национальное богатство страны, и т.д. Но сам факт того, что советник президента РФ опубликовал подобную статью, говорит о том, что далеко не все ладно в верхних эшелонах российской власти. В ней нет здравого смысла, научного подхода к экономике, нет той самой истинной, а не пиарной патриотичности, нет любви к народу и элементарной порядочности.

В недавно опубликованном рейтинге по качеству жизни населения от Numbeo для 86 ведущих стран мира Россия оказалась на 72 месте. А в рейтинге удовлетворенности населения медицинским обслуживанием — на 71 месте. Тут не прибавить, не убавить. Это и есть результаты деятельности российских чиновников всех уровней и оттенков. Так за что же им такие высокие зарплаты и дорогостоящие преференции? 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 5 августа 2015

Заголовок в газете: Чтоб мы так жили

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру