Мужчины тяжелого поведения

Борьба за первенство в культуре становится все страшнее

Острая схватка развернулась между Москвой и Воронежем на фронтах искусства. Столица явно завидует нашему статусу культурной столицы СНГ и периодически пытается его отобрать. Но Воронеж делом доказывает высший уровень своей интеллигентности. Последняя атака московской культуры произошла на костюмированном фестивале Midsummer Night's Dream 2015 возле Останкинского пруда, на массовой тусовке знаменитостей столичного шоу-бизнеса, одетых эльфами и пришельцами.

Борьба за первенство в культуре становится все страшнее
Перфоманс Федора Павлова-Андреевича Золотой душ (Фото: Виктор Сидорин/Супер.ру)

В роли оружия массового поражения выступил Федор Павлов-Андреевич 39 лет, который называет себя художником. На фестиваль он явился голым и с душевым шлангом на причинном месте, охотно позируя фото- и телекамерам. Эту живую инсталляцию сам творец назвал «золотым душем».

Путь Павлова-Андреевича на вершины мировой культуры был тернист: служил на телевидении ведущим, потом главным редактором журнала «Молоток», который тиражом 150 тысяч нес подросткам разумное, доброе, вечное. Журнал вызывал зависть ретроградов, считавших, что он слишком похабен и для детской психики очень вреден; некоторые и вовсе называли его мерзким. Непонимание креативного искусства «Молотка» проявила Генпрокуратура, усмотрев в нем нарушение законов РФ «О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О наркотических средствах и психотропных веществах», а ГУВД Москвы возбудило уголовное дело по статье за незаконное распространение порнографических материалов. Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» даже проводил акцию гражданского протеста против «Молотка» под лозунгом «Спасите детей!». Но прогресс не остановить, и журнал, который смело публиковал фото обнаженных детей и описание половых актов, закрыт так и не был: власти ценят роль креативных художеств.

Отчаянная атака московской культуры вызвана была очевидными успехами культуры воронежской, которая в последние годы завоевывала все новые вершины. В историю Воронежа навсегда вписаны гастроли молодежного театра из Прибалтики: его актеры возродили бессмертную главу из «Приключений Гекльберри Финна», в которой Король и Герцог бегали по сцене голышом, тряся гениталиями. Прибалты усилили классику вольной матерщиной, и благодарная воронежская публика не забрасывала их тухлыми яйцами и гнилыми помидорами, не обваливала в перьях, намазав дегтем, и не катала на шесте по улицам, а встречала и провожала овацией. Особенно радовались театру подростки, которым и гениталии, и мат были по приколу.

В ответ на этот успех московский художник Петр Павленский прибил гвоздем свою мошонку к брусчатке на Красной площади, и об этой генитальной акции написали СМИ всей планеты.

Воронеж ответил контратакой: художник Андрей Кузькин голым воткнулся головой в сугроб на улице Старых Большевиков в Воронеже и сумел проторчать в нем, пока его снимали коллеги фото- и видеохудожники, презентовавшие в местной галерее «Х.Л.А.М.» свои произведения под названием «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом». Отец Кузькина тоже был прогрессивным художником, а профессия Кузькиной матери осталась неизвестной. Воронеж стал 36-м городом, где Кузькин показал свой перфоманс. А до этого он демонстрировал свое искусство жителям Кейптауна, Берлина, Киева, Москвы, Нью-Йорка, Лондона. За перфоманс «По кругу» (Кузькин ходил вокруг дерева и месил ногами цемент) художник получил государственную премию в области современного искусства «Инновация».

Ход был за Москвой, и Москва его сделала: знаменитый уже московский художник Петр Павленский зашил себе рот суровой ниткой в поддержку коллег по искусству, группы Pussy Riot, и полтора часа простоял напротив Казанского собора. Полиция не рискнула к нему приближаться, и художника увезли на «скорой помощи».

После этого в борьбу за звание культурной столицы включился Санкт-Петербург: тамошний художник и писатель Семён Бугурусланцев зашил себе зад. Правда, не суровой ниткой, а тонкой шёлковой, что, конечно, снизило стоимость его произведения. Автор пояснил: Павленский сделал это для заработка, а я творю из любви к искусству.

Тогда же на мосту в Питере нарисовали громадный фаллос – тоже с намеком Москве.

Лидер творческой интеллигенции столицы Петр Павленский тут же дал достойный ответ, причем на чужом поле: устроил около здания Думы Санкт-Петербурга художественную акцию под названием «Туша»: голым обмотался колючей проволокой и лег на асфальт. Полиция прибыла быстро и разрезала проволоку, хотя часть прохожих предлагала: не надо, пусть валяется. Художника отнесли в здание Думы и вызвали ему «скорую», а оттуда - в психиатрическое отделение Покровской больницы.

Но это не помогло, потому что вскоре Петр Павленский взобрался на крышу института имени Сербского в Москве и отрезал себе мочку уха, назвав свое новое произведение «Отделением», о чем сообщила адвокат Павленского Светлана Ратникова: «цель его – обратить внимание общества на какие-то наболевшие проблемы». И вся элитная тусовка долго еще обсуждала трактовки перфоманса.

Кровавые художества Павленского требовали реакции со стороны культурной столицы СНГ, и наш город дал на них достойный ответ: художник Роман Пшеничных представил прогрессивной общественности Воронежа картины, написанные собственной кровью! Оказалось, что кровавую жертву искусству он приносит уже 12 лет. Типичная судьба передвижника: был фотографом, но завязал, продавал диски на рынке, работал грузчиком, водителем, строителем, играл в местной рок-группе «Темперамент», и тоже завязал, не найдя понимания со стороны партнеров, но до сих пор пишет музыку и стихи и ездит с песнями по бардовским фестивалям; вот только кочегаром в котельной он не успел поработать, что для нобелевских лауреатов из России – практически необходимая деталь биографии.

Как и многие представители богемы, которым образование не требуется (например, Евгения Васильева, потоком создающая картины, стихи и клипы), Роман Пшеничных стал художником случайно: знакомый пять лет учился на художника, но бросил, потому что краски нынче дороги, да и ничего нового в изобразительном искусстве сочинить он не смог. Тут-то Пшеничных и решил рисовать собственной кровью – это очень креативно. К тому же подделать его картины невозможно: ДНК не позволит.

Стакана крови художника хватает на 20-30 картин формата А3 - пейзаж, натюрморт, портрет, что угодно. Запас «краски» всегда есть в холодильнике. Любимые картины Пшеничных - «Страшная жизнь» (голодающие дети в картонной коробке) и «Красивая смерть» (стройная девушка с косой).

Косная часть общества оценила это как жуть, попахивающую сатанизмом, но ей никогда не понять настоящего искусства. А понимающие клиенты наличие крови в картине оценили высоко.

Ждем, чем теперь ответит Воронеж на перфоманс Павлова-Андреевича.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру