В Воронеже снесли скульптуру быка

Символ богатства и процветания убрали с улицы Карла Маркса

Со времен знаменитого коня из отеля «Яр», чье грандиозное достоинство прославило Воронеж на всю Россию, не припомню, чтобы наша общественность активно обсуждала какое-нибудь архитектурное украшение, памятник или предмет уличного искусства. Но конь стоит за оградой отеля, которая – нравится он кому или нет – служит монументу надежной защитой. 

Символ богатства и процветания убрали с улицы Карла Маркса

Высокий забор как бы говорит: руки прочь от коня и его достоинства! А бык на Карла Маркса, которого установили застройщики «Солнечного Олимпа», оказался, несмотря на весь свой грозный вид, беззащитен перед мнением городских властей и членов комиссии по историко-культурному наследию. Потому судьба оказалась к нему беспощадна: бык, о котором так много говорили и спорили, убрался восвояси.

Но обсуждение его участи было интересным и дало возможность лишний раз поспорить, например, о вкусе и безвкусице, а также об идеологической правильности наших уличных украшений. Теперь уже понятно, что бык пал жертвой своей идеологической невыверенности. Хотя с виду был всем хорош, но его оригинал-то стоит на Уолл-Стрит и в настоящий непростой исторический момент символизирует враждебные нам американские ценности. Один из городских депутатов, которые были тоже вовлечены в дискуссию, заметил, что он является символом одной западной политической партии (этого нам еще не хватало!) А кто-то из прохожих, опрошенных журналистами, предположил, что быка хотят убрать, потому что животное это нам чуждо, другое дело, если бы на его месте был медведь… Логику не оспоришь: медведя с нашей улицы убрать вряд ли бы у кого рука поднялась.

Другие пошли еще дальше. Одни напирали на то, что Карла Маркса – это наш воронежский Арбат и относиться к нему надо соответственно. Тут нелишним будет упомянуть, что обе эти улицы имеют только один общий признак – обе они пешеходные. На этом их сходство кончается. Многие города гордятся своими пешеходными улицами. В Одессе, например, есть знаменитая Дерибасовская. Но одесские власти вылизывают эту улицу, холят ее и лелеют, она – центр одесской цивилизации, что в песнях, что в реальности. А наша пешеходная улица только тем хороша, что по ней не ездят машины, такая она неухоженная и захолустная. Так что сравнение с Арбатом, по меньшей мере, неуместно. Впрочем, были и другие аргументы. Например, один эксперт заявил, что золотой телец никак не «монтируется» с идеологией, которую пропагандировал деятель, в чью честь улица названа. А кто с ней на Карла Маркса «монтируется»? Неужели Владимир Высоцкий? Или Есенин?

В общем, победил тезис – символу богатства и процветания на нашей улице делать нечего! С этим, пожалуй, можно и согласиться. Наши улицы в большинстве своем с такими символами действительно несовместимы. Комиссия по историко-культурному наследию решила, что более уместными на Карла Маркса будут памятники Самуилу Маршаку и промышленнику Вильгельму Столлю.

А качества бычок был, кстати, вполне достойного. От памятника Владимиру Высоцкому, помнится, народ первое время шарахался. Его диспропорциональность, натужная поза – все в этом памятнике было некрасиво. Оно и сейчас таково, просто мы перестали смотреть в его сторону. Знаем, что там стоит Высоцкий, и отводим глаза. Для этого ли великим людям памятники ставят?

Вообще-то о внешнем виде города спорить нужно почаще. Хотя толку порой от этих споров нет. Ну высказалась воронежская общественность против строительства на проспекте Революции высотного отеля, ну прозвучало авторитетное мнение о том, что высотка изуродует, искорежит облик исторического центра. И что? Строители, знай себе, строят… Здесь золотой телец одержал несокрушимую победу, потому что в борьбе участвовал не арт-объект, а реальные большие деньги. А с ними никто не спорит, с ними всегда соглашаются.

Мне кажется, спорить о вкусах нужно. В городе ведь появляются не только уличные арт-объекты, которые легко демонтируются. Неплохо бы помнить о вкусе и при согласовании новостроек. На Среднемосковской появился, например, новый комплекс «Атлант». На одной стороне этой улицы высятся старые жилые дома, на другой стороне – древние стены и дымящие трубы кондитерской фабрики. Пейзаж, вполне характерный для средненькой воронежской улицы – грязные фонарные столбы, унылые брежневки-хрущевки… И на этом фоне – огромные белоснежные атланты, подпирающие портик нового фасада. Зачем на этой улице атланты, кому пришло в голову их сюда поселить? На общем фоне они смотрятся так, как смотрелась бы женщина, надевшая босоножки со стразами под спортивный костюм.

Чем помпезнее и пышнее новые проекты, тем сильнее режет глаз убожество нашего старого жилого фонда – обваливающаяся с фасадных стен штукатурка, рассыпающиеся балконы. Монументальный фасад того же «Солнечного Олимпа» будет смотреть как раз на такие ветхие дома, держащиеся на одном честном слове. Так что если уж на одной стороне улицы, возле нового обиталища людей с тугими кошельками, все-таки остался бы бык, то на противоположной надо было бы устанавливать другую уличную композицию, соответствующую поговорке «бедность – не порок».

По мне, так чем больше будет на наших улицах украшений, тем лучше. Главное, чтобы они были красивыми, выполненными качественно и со вкусом. И, может быть, не надо ставить вопрос ребром: или Маршак, или бык. Памятник и уличное арт-украшение – вещи суть разные. И отнюдь не взаимоисключающие. Главное, чтобы город становился красивее.

А сейчас на наши новостройки смотреть вроде бы приятно, так- же приятно осознавать, что город развивается. Но пока он не становится красивым городом. Пока он становится городом контрастов. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 3 декабря 2014

Заголовок в газете: С глаз долой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру