Пара слов о платном оформлении ДТП

Бесконечная реформа МВД причудливым образом меняет нашу Госавтоинспекцию. Чем глубже реформы, тем больше тянет ее к различным коммерческим проектам: то при регистрации автомобилей, то при их эвакуации. Бескорыстного помощника автомобилистов вылепить из инспектора пока не получается. 

Пара слов о платном оформлении ДТП

Не миновала сия чаша и очень болезненный для Воронежа процесс оформления ДТП. За годы реформ время ожидания дежурного экипажа на месте ДТП плавно возросло с 30-40 минут до 6-8 часов. Это в среднем. Известны случаи и 12-14-часового простоя. Причем даже ночью!

Количество ДТП без пострадавших действительно велико: более 100 ежедневно. От этого не уйдешь: тесно на дорогах. Но ведь и решение вопроса – на виду! Это пункт 2.6 ПДД РФ!

Требования его довольно просты: если причастные к аварии водители выяснили, кто из них не прав, и не обнаружили пострадавших, они могут нарисовать схему происшествия, подписать ее и приехать на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции. А там уж инспектор оформит остальные документы о происшествии. Размер предполагаемого ущерба при этом роли не играет! Все элементарно просто: и время сэкономлено, и пробки на дороге нет!

Дело за малым: помочь автомобилистам поверить в дееспособность данного пункта. В Москве, например, инспектора несколько месяцев подряд на каждом ДТП разъясняли водителям такую возможность экономии времени, помогали составить схему, называли адрес подразделения, где их ждали для последующего оформления. В результате каждый инспектор вместо одного ДТП в час мог помочь оформить десяток. И сейчас в столице уже нет такой патологической боязни остаться без страхового возмещения.

Конкурирующая фирма

Воронежская ГАИ не нашла другого пути решения проблемы, кроме привлечения к процессу оформления ДТП одной коммерческой фирмы c очень символичным названием «Дежурная служба». Именно с ней ГИБДД заключила соглашение о содействии при оказании гражданам услуг по оформлению ДТП. Естественно, никаких конкурсных процедур при этом не проводилось. Никто иной так близко к телу допущен не был.

В интернете начала интенсивно распространяться рекламная информация о том, что эта фирма, работающая «совместно с ГИБДД», всего за 1500 руб. готова в течение часа прибыть на место аварии и оформить все в соответствии с действующим законодательством.

И вот по городу начали носиться, иной раз и по встречке, и на красный, несколько разукрашенных “жигулей” с соответствующей рекламой и желтыми проблесковыми маячками на крыше. Инспектора на эти нарушения попросту закрывали глаза. В доверительных беседах признавались: дана команда – не трогать!

Схема работы была следующей: водитель с места ДТП, как и положено, звонит в полицию. Ему говорят, что экипаж ДПС придется ждать очень долго, но есть возможность вызвать на место коммерческую службу. Редко кто после такого предложения официального должностного лица продолжал настаивать на прибытии экипажа ДПС.

На месте происшествия появлялся представитель ООО «Дежурная служба», который составлял схему ДТП, брал объяснения и доставлял документы в ГИБДД. Должностное лицо Госавтоинспекции выносило постановление о виновности одного из водителей. На следующий день участники аварии приходили в офис компании, расположенный рядом с управлением ГАИ, и забирали копии документов. На их основании потерпевшие получали деньги по страховке.

Внешне вроде бы все благопристойно. Да и со стороны водителей нет потока жалоб на такое оформление. Но дьявол всегда кроется в деталях. Самое главное и очевидное: в нарушение требований п.2.6 ПДД РФ водители в ГАИ не появлялись! Инспектор оформлял постановление о виновности, не опрашивая людей, не видя повреждений автомобилей. Все делалось только со слов и бумаг так называемого оформителя.

Господа оформители

Вынесение постановления по взаимной договоренности между ООО и ГИБДД, в отсутствие участников ДТП, превращает в профанацию весь административный кодекс. ГАИ из органа дознания превратилась в контору по штамповке заказных постановлений.

Представьте ситуацию. Заходит в ГАИ мужик с улицы и рассказывает: «Ехал мимо, вижу – ДТП. Подошел, нарисовал схему, оформил справку о ДТП. Отобрал у водителей объяснения. Вину на себя взял Вася Пупкин. Водителей я отпустил. Вот бумаги, оформляйте!». И инспектор оформляет. Да еще указывает, будто сам присутствовал на месте ДТП. Скажете – бред? Возможно, но именно так обстоят у нас дела с оформлением аварий.

Попал, например, в ДТП, будучи лишенным или того хуже – в нетрезвом состоянии, – вызывай коммерсантов и спокойно езжай домой отсыпаться. Протрезвеешь – заберешь оформленные документы. Картина вырисовывается страшная, но с учетом нашей жизни вполне реалистичная. У нас и сотрудников ГАИ частенько ловят за руку при махинациях с ДТП, что уж думать про безвестных «оформителей».

Сотрудники страховых компаний, кстати, постоянно сталкиваются с подозрительными материалами. Объяснения водителей зачастую не столь однозначны, характер повреждений автомобилей не всегда соответствует описанному механизму ДТП. Но побаиваются местные страховщики вступать в конфронтацию с Госавтоинспекцией. Платят по счетам…

Над законом

Общественникам проще, им терять нечего. Решили осветить проблему, написали заявления в различные инстанции с просьбой проверить законность такого оформления.

Начальник УГИБДД Владимир Верзилин сделал вид, будто вообще не понимает, о чем речь, и ответил: контроль за качеством и стоимостью оказываемых водителям услуг не являются компетенцией Госавтоинспекции. Кто б возражал!

Начальник ГУВД Александр Сысоев тоже нарушений не усмотрел. Более того, отметил, что данная процедура согласована с прокуратурой и судами, а директор «Росгосстраха» даже благодарственное письмо в адрес «Дежурной службы» направил. Ну что сказать, козыри весомые. Правда, я так и не понял: если все по закону, то зачем это надо с кем бы то ни было согласовывать? Может, не все так уж и чисто?

Мои сомнения развеяли в ГУОБДД МВД РФ: там нарушения сразу нашли. Соглашение о сотрудничестве было расторгнуто. К рассмотрению заявления подключилась и областная прокуратура. По результатам ее проверки в адрес начальника УГИБДД Владимира Верзилина было направлено представление об устранении выявленных нарушений. Аж на трех листах!

В представлении отмечалось, что заключение соглашения привело к преимущественному положению ООО «Дежурная служба», а это противоречит закону «О защите конкуренции». В нарушение закона «О полиции» сотрудники ГИБДД самостоятельно ДТП не оформляли, поврежденные транспортные средства им не предъявлялись. Выдача справок о ДТП осуществлялась на основании информации ООО «Дежурная служба», при этом достоверность содержащихся в них сведений не проверялась.

Только в конце 2012 года было вынесено более 300 постановлений в отсутствие участников ДТП, их защитников и представителей. Водители о времени и месте рассмотрения дела не уведомлялись, процессуальные права им не разъяснялись.

Вопреки нормам закона к участию в делах допускался директор ООО «Дежурная служба», который по ранее выданным ему доверенностям якобы представлял интересы сразу обоих участников ДТП.

По итогам проверки были признаны неправомерными более 450 постановлений, вынесенных Госавтоинспекцией по филькиным грамотам, составленным коммерсантами.

Впрочем, сомнений по поводу коррупционной составляющей в подобной схеме взаимоотношений государственной службы и коммерческой структуры у прокуратуры не возникло.

После этого уж и неловко говорить о том, что контактный телефон оформителей случайным образом полностью повторяет номер телефона дежурной части ГАИ, на закрытую служебную территорию машины коммерсантов заезжают, как в собственный гараж. Да и номера с одинаковыми цифрами на несколько своих машин простому смертному из очереди в ГАИ не выдают.

Собака лает – караван идет

Согласно ответу начальника ГАИ Владимира Верзилина на представление прокуратуры, все выявленные нарушения были устранены. Единственным виновником и козлом отпущения оказался начальник штаба батальона ГАИ: он привлечен к дисциплинарной ответственности. На бумаге ГИБДД согласилась, что участники ДТП все-таки должны прибывать в полицию, а желтые мигалки на крышах коммерческих автомобилей использовались незаконно.

Однако это нисколько не мешает продолжению плодотворного сотрудничества. Мне об этом рассказал один из участников недавнего ДТП. Просто отмеченные прокуратурой нарушения стали более искусно маскироваться. Впрочем, вскрыть их при желании нетрудно: достаточно заново опросить водителей. Но никому до этого дела нет: не зря же полиция что-то там «согласовывала» с прокуратурой и судами.

Правительство в рамках своих полномочий тоже пытается упростить оформление мелких аварий, снять напряженность на дорогах. С 1 июля 2015 года водителей уже попросту заставят освобождать место ДТП, в котором нет пострадавших. Но даже эти прогрессивные изменения в ПДД обязывают водителей прибыть в полицию, если они решат-таки оформить ДТП. Без этого ведь невозможно провести объективное рассмотрение дела.

Никакие, даже «особо приближенные к императору» коммерсанты не имеют законных оснований для освобождения водителей от необходимости соблюдения правил дорожного движения. У нас же под благовидным предлогом неуемной заботы об экономии времени водителей и борьбы с пробками исполнение государственной функции превращают в платную услугу.

Воронежские автомобилисты, поставленные в невыносимые условия многочасовыми ожиданиями ГАИ на месте ДТП, вынуждены обращаться к коммерсантам и платить деньги за то, что обязана оперативно и бесплатно делать Госавтоинспекция. Видимо, «согласование» с местными начальниками у нас действительно сильнее закона. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 26 ноября 2014

Заголовок в газете: Особы, приближенные к императору

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру