Как Воронеж борется за звание велосипедной столицы страны

В Воронеже прошел международный велофестиваль

– Видишь суслика?

– Нет...

– Я тоже не вижу. А он – есть!

Диалог из фильма “ДМБ”

На этот раз на огонек заглянул Пекка Тахкола – представитель федерации зимнего велосипеда финского города Оулу. Собравшиеся на круглый стол сотрудники профильных управлений администрации, представители правоохранительных органов, службы спасения, федерации велоспорта и бизнеса внимательно прослушали его рассказ о тамошней организации велосипедного движения.

 

В Воронеже прошел международный велофестиваль

Есть чему удивляться

В городке с населением всего в 200 тысяч человек (в 5 раз меньше, чем в Воронеже) протяженность велопешеходных дорожек – 840 км! И они продолжают их строить.

У нас – почти ноль. Но это не мешает местным чиновникам и отдельным активистам позиционировать Воронеж как потенциальную велосипедную столицу России. У нас ведь хорошо поставлено дело с разработкой и презентацией программ безопасности движения, проведением фестивалей, организацией массовых велопробегов, вручением подарков от мэра и губернатора…

Вот и в прошедшую субботу по городу прокатилась разношерстная толпа из полутора тысяч велосипедистов. Из тех, кто доехал до Адмиралтейской площади, равнодушная рулетка выбрала 12 обладателей новеньких велосипедов от губернатора.

Несомненно, рекламные акции, растущие пробки и безобразный общественный транспорт делают свое дело: велосипедистов на улицах за последние годы стало намного больше. Теперь в аналогичной пропорции растет и число пострадавших в ДТП. Потому как проехаться в толпе по перекрытым улицам, при поддержке полицейских мигалок и сирен – это одно. А вот доехать утром от дома до работы – совсем другое. Тут уже далеко не каждый готов согласиться с фестивальным лозунгом: «Велосипед – равноправный участник движения!». Практика показывает, что в Воронеже он далеко не равноправный.

Нескончаемые наезды

Трудно найти другой город, где так по-хамски относятся к велосипедистам. Автомобилисты в упор их не замечают, не уступают дорогу там, где обязаны это сделать, опережают с явным нарушением безопасного бокового интервала, чуть ли не цепляя за локоть, всячески показывая свое превосходство и величие. Однако сводки ДТП говорят об обратном: мастерства в руках и мозгов в голове явно не хватает. Дня не проходит без очередного наезда на велосипедиста.

От водителей часто приходится слышать упреки в незнании правил велосипедистами. Но только в этом году в разных концах страны насмерть сбиты несколько профессиональных спортсменов, знавших ПДД назубок, проехавших десятки тысяч километров по дорогам всего мира. В Воронеже под колесами фуры погиб ветеран велоспорта Виктор Забродин. Тренер, педагог от бога, воспитавший не одно поколение спортсменов.

Да будь ты хоть семи пядей во лбу и с тремя шлемами на голове, но когда тебя сносит бездарный мажор на модном кроссовере с купленными папой блатными номерами – знание ПДД, увы, не спасает.

Не верь глазам своим

слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.

Так что же у нас делается для развития велосипеда как транспортного средства? В далекие 70-е годы прошлого столетия в Воронеже было практически завершено строительство первой велодорожки от памятника Славы до студенческого городка. Проходила она вдоль нечетной стороны Московского проспекта.

На ее останки до сих пор можно поглядеть у военного городка и областной больницы. Со временем на ней начали ставить торговые киоски, организовали автостоянку. Остальная часть была постепенно погребена реконструкциями дорог, водопроводов и прочих коммуникаций.

Не так давно отцы города вернулись к теме велодорожек. Первое упоминание о них я нашел в муниципальной программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2012 годы». В кулуарах, правда, те же люди называли затею с велодорожками полной ерундой. Годы минули, программу выполнили, деньги освоили. Велодорожек нет.

В 2013 году публично пообещали открыть велодорожки на бывших трамвайных путях по ул. Матросова и Краснознаменной. Даже потрясли перед камерой какой-то бумажкой и обозвали ее утвержденным проектом. Обрывки рельсов и бурьян в указанных местах имеются. Велодорожек нет.

В прошлом году открыли велодорожку на «Олимпике». По факту – нанесли пиктограммы с изображением велосипеда на асфальтированную лесную дорогу. Однако это не та велодорожка, которая поможет сделать велосипед равноправным участником городского движения.

Нынешний год добавил красок в развитие темы. В мае правительством РФ внесены изменения в ПДД, касающиеся организации и безопасности движения велосипедистов. Разъяснили, кто такой велосипедист, добавили новых знаков и терминов. Разрешили вводить полосы для велосипедистов, строить не только велосипедные дорожки, но и велопешеходные. В общем, все для народа!

Наши чиновники в качестве ответа Чемберлену пообещали совместно с активистами объехать город в поисках возможностей организации велодвижения. И вот 1 июля на пл. Ленина собрались представители чуть ли не всех региональных телеканалов и печатных изданий, среди которых с трудом можно было обнаружить героев торжества. Как водится, раздали интервью, пообещали горы золотые, прокатились полтора километра до политеха. На этом время, отведенное на потеху, видимо, закончилось. На камеры подписали протокол о намерениях, сделали коллективное фото на память, впредь пообещали ездить ежедневно, пока не объедут весь город.

Однако СМИ данную тему больше не поднимали. Ни одного дорожного знака для велосипедистов на дорогах не появилось. В общем, за что бы местное чиновничество не бралось, – дальше пиара дело не идет.

Я, конечно, не имею ничего против мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и велосипед, в частности. Сам наездил на велосипеде более сотни тысяч километров. Но одними баснями сыт не будешь. Хочется реально ощутить толику государственной заботы о безопасности велосипедистов.

Вот в Москве летом на двух улицах центральной части города за счет сужения проезжей части расширили тротуары и организовали велодорожки. Это в дополнение к уже имеющимся 150 километрам. Что интересно, пробки там исчезли. Потому как грамотно обустроили заездные карманы и установили жесткий контроль за нарушителями правил парковки. Оказалось, что при таких условиях каждому направлению хватает и одной полосы для бесперебойного движения.

А у нас из Московского проспекта скоро взлетную полосу аэродрома сделают, но для велодорожки полтора метра никак не найдут. Может, настала пора «что-то в консерватории подправить»?

Понимаю, что с Москвой равняться не совсем корректно. Но хоть что-то в дополнение к показным велофестивалям можно сделать? 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 3 сентября 2014

Заголовок в газете: Лапша на спицах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру