ОСАГО: реформа на ходу

Закон об автогражданке заметно изменился

Полтора года бесконечных публичных обсуждений и подковерных интриг вокруг ОСАГО подошли к своему логическому завершению: закон принят и 2 августа вступила в силу первая группа поправок. 

Закон об автогражданке заметно изменился

За прошедшее время создалась иллюзия, что депутаты со страховщиками никак не договорятся об увеличении лимита подлежащих выплате страховых сумм: со 120 до 400 тыс. руб. по имуществу и со 160 до 500 тыс. руб. по жизни и здоровью. На самом деле количество новшеств и поправок просто зашкаливает: неизменными остались всего 7 статей закона из 34. Некоторые статьи разрослись до 25 пунктов! А полный текст законопроекта занимает 97 страниц.

Практически полностью переписаны статьи о страховых тарифах, “Европротоколе”, прямом возмещении ущерба, определении размера страховой выплаты, независимой технической экспертизе. Добавились положения о досудебном урегулировании споров и еще целый ряд новаций.

Чтобы указанные поправки реально заработали, потребуется в очень сжатые сроки принять большое число подзаконных актов: изменить правила ОСАГО, утвердить новую форму полиса, разработать единую методику независимой технической экспертизы, установить новые тарифы, существенно доработать информационные системы страховщиков. Причем большая часть этих изменений должна быть подготовлена уже к 1 сентября 2014 года. А всего законопроект устанавливает 7 различных сроков введения изменений. Остановимся на наиболее значимых.

За выплатой к своим

Итак, уже на данный момент в случае, если ДТП произошло с двумя транспортными средствами, владельцы которых имеют действующие полисы, обращаться за выплатой придется только в свою страховую компанию. Раньше при таких условиях у потерпевшего было право выбора: идти к своим страховщикам или в компанию виновного.

Однако если в ДТП более двух участников, ответственность одного из них не застрахована, имеются пострадавшие, ущерб причинен любому другому имуществу, кроме автомобиля, то все остается по-прежнему: обращаемся в компанию виновника. Этим же путем придется идти, если вашу компанию лишат лицензии. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев придется обращаться в те фирмы, где страховались сами. «Прямое урегулирование» (ПВУ) становится практически безальтернативным.

Повышен лимит выплат по «Европротоколу» (оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции) с 25 до 50 тыс. руб. Норма будет работать только при ДТП, оба участника которого заключили договоры после 1 августа. До настоящего времени воронежские автомобилисты крайне редко пользовались данной возможностью. С одной стороны, наши земляки отличаются чрезмерной упертостью – никто не хочет признавать свою вину, с другой – боятся отказа в выплате по причине какой-либо нелепой ошибки при заполнении документов. Да и в ценах на ремонт не все разбираются: вдруг 25 тысяч не хватит?! Так что часть проблем данная новация снимет, однако добавит новых.

Уже с 1 сентября 2014 года каждый из участников ДТП будет обязан в течение 5 дней отправлять свой экземпляр «Извещения о ДТП» своему страховщику. Забывчивость может быть наказана, так как страховые компании в дополнение к существующим получили еще несколько оснований для подачи регрессных исков к виновному водителю. Среди них: ненаправление извещения, непредставление автомобиля на осмотр по требованию страховщика в течение 5 рабочих дней, начало ремонта автомобиля до осмотра страховщиком в течение 15 дней после ДТП.

Очевидно, что все эти меры направлены на борьбу с мошенничеством. Но велика вероятность, что вместо реального поиска мошенников будет открыта очередная охота на ведьм: не отправил извещение – верни страховщику всю выплаченную потерпевшему сумму (до 50 тыс. руб.).

Повышение тарифов

К этому же сроку (1 сентября) могут быть повышены тарифы на ОСАГО – их должен будет утвердить Банк России. Предполагается увеличение стоимости полисов на 20-25%. Возможно введение тарифного коридора (минимальных и максимальных значений) – страховые компании смогут применять тарифы в рамках указанного коридора.

Банком России должна быть утверждена единая методика независимой технической экспертизы, которая исключит возможность безосновательного занижения размера страховых выплат.

Будет прекращено ОСАГО для техники на неколесном движителе (гусеничном, санном и т.п.), а также оформление полисов на прицепы: вместо них будет делаться специальная отметка в полисе тягача и взиматься дополнительная оплата.

Данные о заключенных договорах ОСАГО должны быть занесены в единую автоматизированную базу данных в течение 1 дня с момента заключения договора (сейчас – 15 дней). Это сделает практически невозможной работу страховых агентов и брокеров, не обеспеченных удаленным доступом к базам данных страховщиков.

Устанавливается ответственность страховщика за несанкционированное использование бланков полисов. Страховщик будет обязан платить по всем своим полисам, кроме тех, которые были ранее заявлены как похищенные.

Конкретизированы условия выплаты по ОСАГО путем направления на ремонт. Потерпевший вправе выбрать из предложенного перечня станцию или сервис, с которыми у страховщика заключены договоры. При этом в направлении на ремонт страховщик должен указать размер доплаты. Доплата возможна, так как расходы на запасные части определяются с учетом износа.

Страховщик обязан осуществить выплату в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего и приложенных к нему документов (ранее было 30). Если с документами что-то не в порядке, то страховщик должен сообщить об этом потерпевшему в день обращения с указанием полного перечня недостающих или неправильно оформленных документов.

При этом в законе прямо указано, что страховщик не вправе требовать от потерпевшего представления документов, не предусмотренных правилами обязательного страхования. Сейчас фантазии страховщиков на эту тему часто выходят за пределы здравомыслия.

Пеня за каждый день просрочки выплаты установлена в размере 1% от суммы выплаты. Штраф за каждый день просрочки срока направления мотивированного отказа – 0,05% от страховой суммы. Штраф по «Закону о защите прав потребителей» будет рассчитываться как 50% от суммы недоплаты.

Да, и еще одна приятная для автомобилистов новость: теперь в соответствии с нормами КоАП РФ (ст.15.34.1) за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО либо навязывание дополнительных полисов налагается штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.

Лимиты выплат тоже растут

С 1 октября 2014 года повышается лимит выплат по ущербу имуществу со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Отменяются общий лимит выплат при нескольких потерпевших (160 тыс. руб.) и пропорциональные выплаты (когда суммарный ущерб всех потерпевших более 160 тыс. руб.) – теперь каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 тыс. руб. вне зависимости от их количества. Снижается максимально возможное значение износа при расчете возмещения по ОСАГО с 80% до 50%.

В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в порядке эксперимента, снимается лимит выплат по «Европротоколу». Однако это будет возможно только при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС или других навигационных систем. Норма будет работать только для ДТП, оба участника которого заключили договоры уже после 1 октября 2014 года. Для случаев, не подтвержденных техническими средствами фиксации, лимит выплат составит все те же 50 тыс. руб.

С 1 апреля 2015 года заработает комплекс поправок в части выплат за вред жизни и здоровью. Повысится лимит выплат каждому потерпевшему со 160 тыс. до 500 тыс. руб.

Ну а с 1 октября 2019 года законодатели планируют ввести безлимитный «Европротокол» по всей России. Впрочем, я бы не принимал близко к сердцу отдаленные посулы. При нынешних способностях нашей Госдумы к законотворчеству за предстоящие пять лет ОСАГО могут еще пару раз перекроить.

А нынешняя обстановка на рынке ОСАГО продолжает накаляться. Даже призывный окрик президента не заставил страховщиков начать работать по закону: живут и процветают повальный обман страхователей при расчете стоимости полиса, навязывание дополнительных услуг, демонстративные отказы в заключении договоров по надуманным причинам. После недолгого возбуждения опять успокоились УФАС, прокуратура и прочие надзирающие органы…

Люди уже доведены до такого состояния, что готовы платить больше, лишь бы без диких очередей с предварительной записью и прочей нервотрепки. Но тут новая засада: запоздалое принятие закона привело к тому, что сроки повышения тарифов практически совпали с очередным единым днем голосования 14 сентября. А у нас только глав регионов будут избирать в 30 субъектах! Похоже, что власти вновь решили попридержать тарифы, а страховщики под эту сурдинку – продолжить пир во время чумы.

Тем временем результаты изучения общественного мнения показывают, что уже сейчас 23% автомобилистов готовы принять участие в протестных акциях, 21% намерены ездить без полиса, еще 10% готовы купить поддельный полис, 8% откажутся от управления автомобилем и столько же намерены бойкотировать предстоящие региональные выборы.

При этом половина автовладельцев готова поддержать на выборах любого кандидата в губернаторы, лишь бы он решил проблемы с ОСАГО. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру