Для украинских беженцев открыт воздушный коридор

Счет идет на тысячи

Рев турбин на реверсе, торможение – ИЛ-76 тяжеловесно подкатывает к терминалу воронежского аэропорта. Близ взлетно-посадочной полосы не протолкнуться – «скорые», спасатели, ГИБДД, представители местных властей, журналисты – спецборт МЧС доставил из Симферополя более сотни беженцев, спасающихся от братоубийственной войны на Украине. Прилетели в основном женщины с детьми, инвалиды и пожилые. Накануне ночью было еще два самолета. 

Счет идет на тысячи

И будут еще – Крым и Ростовская область, куда идет основной поток переселенцев из незалежной, а это тысячи человек ежедневно, уже не справляются с наплывом. Так что гостей решено перебрасывать самолетами в близлежащие регионы.

– На правительственной комиссии было принято решение предоставить воздушный коридор гражданам, которые вынуждены покинуть юго-восточные районы Украины, – говорит начальник ГУ МЧС России по Воронежской области Игорь Кобзев, – у людей стресс, мы постараемся, чтобы они побыстрее пришли к нормальной жизни, с ними работают психологи и медицинские работники.

Свой отъезд, вернее, бегство с Украины, большинство пассажиров вспоминают с содроганием – собирались в спешке, некоторые даже не успели взять документы – их дома попали под обстрел. Дорога до границы – отдельный кошмар:

– Мы пробирались под пулями, повсюду бомбили, стреляли, ехали в микроавтобусах лежа, чтобы не было видно детей, – Светлана из города Червонопартизанска Луганской области едва сдерживает слезы.

На сегодняшний момент число беженцев, прибывших в Воронежскую область, перевалило за тысячу – 516 детей, 417 женщин и 151 мужчина. И это только официальная статистика. Переселенцев размещают в детских лагерях, интернатах, гостиницах, многочисленных центрах временного содержания, многих уже приняли в семьи.

… Возле ворот центра социальной помощи семье и детям «Буревестник» собралась небольшая толпа – объятия, смех, суета – жилистый мужик с собачкой в бантике загружает в багажник «Рено» многочисленные свертки и коробки. Беженцы провожают предпринимателя Евгения (свои фамилии люди здесь называть не хотят – у многих там остались родственники, примкнувшие к ополченцам) – ему вместе с женой Татьяной, тремя сыновьями и лохматым питомцем на время предоставили жилье в Воронеже, постарались прихожане местного храма. Возвращаться обратно Евгений не собирается, хотя дома остался и бизнес, и квартира. Сейчас главная задача – перевезти своих стариков, затем устроиться на работу. По профессии Евгений – технарь, оператор станков с ЧПУ. Говорит, работать готов хоть сейчас.

Тем временем на диване в просторном холле «Буревестника» расположились представители центра занятости и несколько постояльцев. «Стаж? Образование? Дополнительные навыки? Где бы хотели работать? Пишу 20 тысяч», – две сотрудницы бойко заполняют анкеты: более половины гостей изъявили желание трудоустроиться. Правда, есть некие бюрократические сложности – ни у кого из них нет ни официального статуса беженца, ни вида на жительство, ни гражданства. Так что пока люди могут работать только по патенту у физических лиц (садовником, личным водителем, репетитором и т.п.) или на предприятиях, имеющих квоты на иностранцев (как бы дико это слово ни звучало). Это формально. Если говорить неформально, то работодатели буквально выстроились в очередь, доска объявлений в «Буревестнике» пестрит предложениями, переселенцы, отошедшие от стресса, очень хотят на работу, а представители властей скромно заверяют, что будут всячески способствовать этому.

– В основном прибыли люди со средним профессиональным образованием – строители, водители, швеи, продавцы, за редким исключением квалифицированные специалисты. Врачей пока нет, но говорят, что наши медицинские учреждения их оторвут с руками – у них нехватка, – прокомментировали в центре занятости.

Анастасия из Луганска – как раз квалифицированный специалист с высшим образованием, она психолог. Несмотря на то, что работу по специальности ей пока предложить не могут, женщина все равно планирует остаться в России.

– Пенсии, зарплаты нам не платят. Куда возвращаться? В пустую квартиру? Ребята, там идет война. Я вдова. Сыну два года. В таком возрасте дети не особо понимают, что происходит. Но мой Макар видел и как бомбы падали, и как ракеты летают – прямо из окна все было видно. Теперь сын хорошо знает, что такое бомба, самолет и автомат. Правда, пока не боится. А вот я боюсь. Не за себя – за близких. У нас до сих пор в голове не укладывается: как такое возможно? Как во сне. Обычное мирное население – жили, работали, и тут – на тебе!

Ну а пока беженцы без работы, им помогают всем миром – в центры временного содержания непрерывно несут одежду, обувь, игрушки, продукты, предметы гигиены – несут так много, что некоторые организации уже вынуждены вежливо отказывать волонтерам. Вероятно, зря – может, стоит запастись впрок? Ведь поток переселенцев не иссякает, бомбы рвутся, а матери шепчут малышам, что это за окном фейерверк. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру