Финансы обходят Воронеж

Формирование привлекательного инвестиционного климата, эффективной инвестиционной политики, обеспечение притока вкладов в Воронеж – задача для областной власти была и остается второстепенной, неактуальной. И город, и область, и «Воронежстат» даже перестали публиковать в Интернете ежегодные отчеты, как это было прежде, и статданные по экономике Воронежа. 

Финансы обходят Воронеж

 

Собирать их приходится по крохам и в основном на федеральном сайте ФСГС. Очевидно, что областные власти в первую очередь озабочены сельским хозяйством, а также прочими проблемами, но единственный значимый в области драйвер развития не заслуживает подобного отношения.

Инвестиционное дно

Напомню, что в соответствии с законодательством за промышленную политику отвечают региональные власти, а городские – лишь за малый бизнес, и то они сильно ограничены в правах и возможностях для этого.

Воронеж не по своей воле влез в долги в юбилейном 2011 году, и после праздника наступило длительное, на несколько лет долговое похмелье. Долги города сейчас превышают 5 млрд рублей (5,29 млрд – на 01.06.2013 г.). И город занят их обслуживанием, а не развитием своей инфраструктуры, ремонтом и строительством дорог. Или тем более, повышением качества жизни населения. Тут не до качества, залатать бы наскоро многочисленные ямы, разрывы и провалы в хозяйстве города. И обязательно так, чтобы частые гости из Москвы их не заметили. Ну а свои, местные, как-нибудь перебьются, не привыкать им к нынешней перманентной показухе.

Тем более что область недальновидно продолжает свою прямолинейную, губительную для инвестиционной привлекательности Воронежа и качества жизни в нем политику снижения бюджетной обеспеченности города. А он и так уже давно в хвосте рейтинга по этому показателю среди крупных и средних городов РФ.

Чехарда с мэрами, теперь уже, понятно, населению города не нужная и даже абсурдная по своим итогам, усугубила положение дел даже с примитивным выборочным ямочным ремонтом дорог. И новые микрорайоны города (Боровое, Сомово, Дубовка и далее по списку), судя по всему, так и останутся в 2013 году с полностью разбитыми дорогами. Такого еще не было на моей памяти. И это происходит перед выборами мэра.

А инвестиции, давно почуяв недоброе, обходят стороной Воронеж, идут в другие, более благоприятные для бизнеса и жизни города и регионы (диаграмма).

Воронеж отстает по инвестициям на душу населения от всех городов-миллионников, а также от экономически более сильных соседей – Белгорода и Липецка (диаграмма). В экономику Воронежа они в 2,3 раза меньше, чем в экономику Екатеринбурга, в 2 раза, чем в Самару, в 1,7 – в Белгород, в 1,5 – в Липецк, в 1,3 раза – в Ростов.

Водки нет!

Так почему же стратегические частные инвесторы обходят Воронеж, предпочитая другие города? Первая и основная причина низкого притока инвестиций в город – слабая промышленность, имеющая устойчивый тренд снижения своего выпуска в долях ВРП и валового продукта Воронежа. Исключение в ней составляет пищевая промышленность, но она в одиночку не способна изменить негативные тенденции, особенно без поддержки –чего бы вы думали? – водки. Вкус собственной водки воронежцы уже давно забыли. А тут еще и цены на нее подскочили после увеличения акцизов. Продажи водки после роста цен на нее сократились в РФ в 2013 году на 30-40%, но как пили люди, так и пьют. Только ядовитые суррогаты, подделки да водку из других регионов, пополняя их бюджеты. Производство водки выгодно для экономики области и города. А тут вдруг позакрывали все производства исконно русского напитка. Да еще перекинули большую часть внутренних инвестиций, сформированных за счет налогов, с территории Воронежа в с/х. И наивно ждут дивидендов от него, как и поздравлений из Москвы. А элитные заокеанские телки, быки и даже местные свиньи дохнут массово от заморских болезней и очень плохого воронежского ухода за ними.

Нестабильное сельское хозяйство при очень низком качестве и производительности российского труда в нем даже при относительно благоприятных климатических условиях Воронежской области с ее черноземами не обеспечит рентабельность производства продукции, основанной на ее конкурентоспособности. Да и ниша эта уже давно в РФ почти занята Белгородской областью и другими соседями.

Не профукать бы и более серьезную, помимо банальной водки, возможность развития промышленности – создание фармацевтического кластера на базе «Верофарма», а также других организаций и компаний. Значительную долю ниши здесь уже заняла креативная Калужская область, сейчас активничают передовые в экономике соседние Липецкая и Белгородская области, но рынки в этой нише в ЦФО, РФ и СНГ огромны. Лекарства в РФ в основном импортные (70%) и большой «плюс» к ним – вездесущие российские подделки (около 20%).

Производство сельскохозяйственной продукции областным властям приходится дотировать за счет промышленности Воронежа, больше неоткуда взять им деньги в области. И это дополнительный сильный удар по инвестициям в промышленный сектор.

Воронежская область по инвестициям на душу населения в основной капитал заняла в 2012 году сравнительно высокое 30-е место за счет превалирующих государственных вложений в федеральные проекты. Доля инвестиций в ВРП составляет около 40%, что стимулирует пока опережающий рост ВРП по сравнению с ростом ВВП РФ (доля инвестиций в ВВП России около 20%). Но госинвестиции в Нововоронежскую АЭС носят преходящий, временный характер, завершится этот проект – и наступит провал.

Инвестиции в основной капитал области (без малого бизнеса и неформальной экономики) в 2012 году составили, по данным «Воронежстата», 126 млрд руб., а индекс физического объема инвестиций (ИФОИ) – 105,2%.Основной вклад в рост инвестиций внесли обрабатывающая промышленность (ИФОИ – 135%);сельское хозяйство – 190% (рост почти вдвое!); торговля – 126,3%; операции с недвижимым имуществом – 143,6%; финансовая деятельность – 142,8%.Снизились инвестиции в строительство на 9,9%; в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 5,3%; в транспорт и связь – на 40,3%, а также в соцобеспечение – на 49%, в образование – на 3,7%, здравоохранение – на 6%.

Рост инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2012 году в основном вызван ростом госфинансирования ОПК Воронежа. И по раскладу очевидно, что инвестиции в ОПК и сельское хозяйство выросли в 2012 году, в том числе за счет социальной сферы, образования и здравоохранения.

Промышленный аутсайдер

Частные инвестиции в промышленность региона растут медленно, а в промышленность Воронежа еще медленнее. Поэтому доля Воронежа в общих инвестициях области снизилась с 60,9% в 2003 году до 38,2% в 2010-м, немного поднялись за счет кредитов города на празднование юбилея до 45% в 2011 году, затем, по данным Росстата, опустились снова ниже 40% в 2012-м. А широко разрекламированный индустриальный парк «Масловский» пока «не мычит, не телится», все предприятия в нем, за малым исключением, старые. Отдача от парка пока около нуля, поскольку почти все инвестиционные средства области (напомню – из налогов с территории Воронежа) ушли на фронт сельского хозяйства. Плюс от парка пока один – постепенный вывод на окраину некоторых предприятий из центра города. Перспективы парка тоже более чем скромные – после полного запуска ожидается прибавление 3-4 тыс. рабочих мест, причем частично за счет убыли их в городе. Немного для Воронежа с его огромной теневой экономикой. Получилось много шума из ничего. А ведь зачинал парк еще губернатор Кулаков. И кстати, Липецк тут далеко вперед ускакал, не догонишь. И времени догнать и перегнать его при желании у нынешнего областного правительства было с избытком. Но, к сожалению, оно уже упущено.

В самом Воронеже доля обрабатывающей промышленности в валовом продукте ниже 15%. В то время как доля торговли вместе с операциями по недвижимости составляет около 50%. Потому реальная экономика города и утопла в теневой экономике.

Большая часть добавочных инвестиций поступает в сельское хозяйство на льготных условиях кредитования. Отсюда рост частных и государственных инвестиций в него почти вдвое за 2012 г. Область и правительство РФ оплачивают часть процентных ставок по инвестиционным кредитам в с/х и предоставляют другие преференции.

Областные власти обеспечивают эти льготы по кредитам инвесторам в основном за счет снижения бюджетного обеспечения Воронежа, снижения качества жизни его жителей. Других значимых средств, кроме налогов с территории Воронежа, у нее нет. А экономика Воронежа, его промышленность при этом стагнируют, в то время как отчетные областные показатели повышаются за счет некорректного учета неформальной экономики, а также малого бизнеса. В частности, этот учет повысил годовую прибавку в итоговый ИФОИ более чем вдвое, а сам ИФОИ до 111%.

Ведущие частные потенциалы инвестиционной привлекательности Воронежа – экономический, производственный, финансовый, институциональный, инфраструктурный и трудовой – низки. Причин тут много: стагнация промышленности, низкая бюджетная обеспеченность, деградация инфраструктуры, стагнация качества жизни, очень высокая доля теневой экономики, которая поглощает и дисквалифицирует трудовые ресурсы.

Формально сравнительно высок, но не эффективен инновационный потенциал Воронежа за счет раздутого сектора науки (свыше 14 тыс. занятых в нем). Высок потребительский потенциал, но опять же за счет теневой экономики. Воронеж уступает только Краснодару по жилой площади на душу населения, а по числу автомобилей входит в десятку. Живем небедно, но нечестно.

Воронежская область в 2012 году в рейтинге «Эксперт-РА» по интегральному потенциалу на 23-м месте. По производственному потенциалу – на 30-м, финансовому – на 28-м, инновационному – на 16-м, трудовому – на 22-м, инфраструктурному – на 21-м, потребительскому – на 19-м, институциональному – на 22-м. При пересчете этих потенциалов на душу населения область, а с ней и Воронеж, опускаются гораздо ниже.

Так по ВРП на душу населения область на 45-м месте в 2011 году, а по отгруженной продукции на душу населения на 44-м месте в 2012-м. Это и есть реальный нормированный рейтинг-потенциал Воронежской области (44-45-е места) на душу населения. И ее место в экономике РФ. Поэтому и Воронеж среди крупных городов – аутсайдер.

Что касается рисков области и Воронежа, то ключевые из них остаются высокими: экономический риск – 26-е место, социальный – 24-е, финансовый риск – 17-е. К тому же очень высок интегральный инвестиционный риск всей России. Потому и обходят стороной стратегические инвесторы, в частности, Воронеж.

Потенциалы города необходимо наращивать, а риски снижать. А пока большинство кандидатов в мэры даже не обнародовали свои программы вывода Воронежа из кризиса, развития его инфраструктуры, экономики, повышения качества жизни. То ли не понимают, за что берутся, то ли простецки лукавят с избирателями. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру