Через пять лет, если верить отчетам, из ГИБДД сделали элитное подразделение милиции. Вот только авторитет ГАИ советских времен вернуть так и не удалось. Тут служба попала в жернова очередной реформы – милиции общественной безопасности. Но и она не изменила ситуацию к лучшему.
К 2010 году недовольство милицией достигло апогея. Тут власть решилась на кардинальные меры: переименовала ее в полицию. Как водится, провели аттестацию. Форму в очередной раз поменяли, машины перекрасили. Штат подсократили, зарплаты приподняли.
Однако безопаснее и спокойнее на дорогах опять не стало! “Палочная система”, которую пытается похоронить уже третье поколение министров-реформаторов, живет и процветает! Потому что не знают в МВД другого способа отчитаться перед начальством о проделанной работе, кроме как количеством выявленных нарушений и процентами.
Увеличилось количество наездов на пешеходов, а у ГАИ отчет уже готов: “пресечено свыше 30000 нарушений, допущенных пешеходами”! Это ж почти по 100 человек в день! И мало кого волнует, что подавляющая часть этой статистики – не пешеходы, а водители, на которых по обоюдной договоренности инспектор оформил протокол как на пешеходов. Зато начальству есть чем оправдаться перед Москвой!
Примета времени: на дороге “пробка”- инспектора не сыщешь, но как только какой-либо “ляп” со знаками или разметкой – он в ближайших кустах или за поворотом. Сейчас ежедневно толпами отправляют в суд водителей, не замечающих спрятанный недавно за углом дома дорожный знак “Одностороннее движение” на улице Вайцеховского в Воронеже. Ну, как же, пользуясь случаем, не улучшить статистику лишенных прав за встречку! Контора пишет!
На ДТП инспектора тоже не дозовешься. Если в начале реформы такой проблемы вообще не было, то сейчас она стала в полный рост. 5-6 часов ожидания – норма жизни.
Случилось как-то незначительное ДТП на пересечении Московского проспекта и проспекта Труда. Сразу пробка. В центре перекрестка – патрульная машина. Но инспектор не поспешил оформлять ДТП, не разъяснил водителям возможность оформить ДТП в подразделении полиции. И ручным регулированием пробку разгонять тоже не стал. Он, видимо, был в курсе того, что руководство ГИБДД принимает активные действия по превращению бесплатной государственной функции в платную услугу: или ждите шесть часов или в течение часа подъедут коммерсанты и окажут платную услугу. Может, в бюджет ГИБДД еще и процент за посредничество капает?
Бездействие инспектора видели многие пользователи интернета через расположенную на перекрестке камеру видеонаблюдения. Впоследствии пресс-служба ГИБДД оправдывалась: ”Данный сотрудник поставлен там для охраны общественного порядка! Каждый занимается своей работой”. МВД РФ, правда, говорит о том, что оформление ДТП – прямая обязанность любого (!) инспектора ДПС, тем более находящегося рядом.
В общем, 15 лет не хватило, чтобы сделать инспектора ГИБДД настоящим защитником прав и свобод участников движения, помощником на дороге, а не карателем и вымогателем. Количество должностных преступлений в службе не сокращается: подложные ДТП оформляют, номерными знаками и правами торгуют чуть ли не в открытую, взятки вымогают без стеснения.
Впрочем, начальник УГИБДД Владимир Верзилин, бессменно стоящий у руля службы уже 18 лет, успешно переживший три реформы и четырех начальников ГУВД, оптимизма не теряет.