Реформа образования: от теории — к практике

Воронежские преподаватели считают, что новые учебные стандарты нуждаются в шлифовке

С 1 сентября этого года учебные заведения страны перейдут на новые стандарты, а вузы — еще и на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура). В связи с этим у студентов, абитуриентов и их родителей возникло много вопросов, на которые наши эксперты постарались ответить в редакции “МК” в Воронеже”. В “круглом столе” на тему “Реформа высшего профессионального образования. Новые стандарты в средней школе” принимали участие Галина Иванова — проректор по учебной работе ВГПУ (Воронежского государственного педагогического университета), кандидат исторических наук, доцент; Антон Пшегорский, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой связей с общественностью Воронежского филиала МГЭИ (Московского гуманитарно-экономического института); Мария Шафоростова — заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ лицей “МОК № 2”; Александра Терехова — кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе ИММИФ (Института менеджмента, маркетинга и финансов); Галина Сарычева — директор МОУ гимназия № 2.

Воронежские преподаватели считают, что новые учебные стандарты нуждаются в шлифовке

«МК» в Воронеже»:

— Здравствуйте, уважаемые участники «круглого стола». Совсем скоро стартует очередной этап реформы образования, начало которой было положено еще в начале 2000-х, когда наша страна объявила о своем присоединении к Болонской декларации. Были ли воронежские учебные заведения готовы к переходу на новые стандарты?

Галина Иванова:

— Нужно сказать, что эксперимент по внедрению в высшее образование двухуровневой системы начался еще с начала 90-х годов. Например, Воронежский педуниверситет начал готовить бакалавров примерно с 1992 года. Но так как на тот момент механизм бакалавриата не был хорошо развит, через некоторое время мы снова вернулись к специалитету. Поэтому переход на двухуровневую систему не застал нас врасплох — уже сейчас из 9 факультетов нашего университета 5 работают по двухуровневой системе. Все программы, по которым ведется обучение, аккредитованы. Однако необходимо отметить, что в уровневой системе высшего профессионального образования сохраняется и специалитет.

Постановлением Правительства от 30 декабря 2009 года утвержден перечень направлений подготовки, по которым присваивается только квалификация «специалист». В него входят 107 наименований — среди них фундаментальная и прикладная химия, биоинженерия и биоинформатика, таможенное дело, медицинские и творческие специальности, горное дело, ядерные физики и технологии и др. Направление подготовки «педагогическое образование», которое является основным для нашего университета, в этот перечень не входит, а это значит, что начиная с 1 сентября этого года все студенты, пришедшие в наш вуз будут учиться только по схеме «бакалавриат-магистратура». Те юноши и девушки, которые сейчас учатся на факультетах, не перешедших на уровневую систему, будут заканчивать университет с квалификацией «специалист».

Александра Терехова:

— Для нашего вуза, которому в этом году исполнилось 20 лет, переход на новую систему также не стал неожиданностью. Бакалавриат и магистратура у нас уже были аккредитованы до внедрения стандартов нового поколения. Бакалавров менеджмента мы выпускали с 1998 года, бакалавров экономики — с 2001-го, бакалавров прикладной информатики с 2008 года.

Однако нельзя не признавать, что прежние стандарты и нынешние отличаются друг от друга весьма существенно.

Антон Пшегорский:

— У нас в вузе сложилась несколько иная ситуация — до последнего момента мы готовили выпускников только по программе специалитета. Но, конечно, зная о переходе вузов на двухуровневую систему, мы подготовились и разработали образовательные программы на основании новых стандартов. Скажу прямо: для направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», например, это потребовало серьезного пересмотра учебной нагрузки, тщательного подбора дисциплин в соответствии с выбранным профилем, заявленными компетенциями, которые должны сформироваться у выпускников. В итоге мы получили адекватную современным требованиям программу и, что самое главное, с большей практической направленностью.

Мария Шафоростова:

— Я не настолько безоговорочно разделяю энтузиазм своих коллег. Несмотря на то, что наш лицей является передовым, реформа образования уже сейчас поставила перед нами много проблемных вопросов. Например, в начальной школе новые образовательные стандарты предполагают разработку учителем рабочей программы. Однако механизма составления этой программы пока нет. Конечно, стандарты уже приняты, новые учебники нам обещают предоставить к сентябрю этого года. Но педагоги должны будут создать свои индивидуальные программы до начала учебного года, а как, скажите, это можно сделать без учебников?

Многое неясно и в тех вопросах, которые касаются финансирования. Например, острой остается проблема подушевого финансирования в школах. Ведь для сельских школ, где мало детей, этот закон вообще может стать гибельным. Не проработаны и многие юридические вопросы. То есть де-юре мы, конечно, будем переходить на эту реформу, а вот де-факто, на мой взгляд, общество к этому не очень готово. Причем не готовы и учителя, и ученики, и родители.

Галина Сарычева:

— Несомненно, реформирование образования необходимо. Но, как нельзя в неподготовленную почву бросать семена — урожая не будет, так же нельзя вводить новые образовательные стандарты в систему российского образования без большой подготовительной работы. Требуется серьезная и трудоемкая работа по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего положениям стандарта. По-моему мнению, на данный момент, многие школы к этому не готовы: учителю нужно создать условия, необходимые для реализации новых образовательных стандартов: техническое оснащение школьных кабинетов, повышение материального уровня самого учителя, подготовка и переподготовка кадров. Никакой стандарт не может быть реализован, если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем «учитель».

Кроме того, необходимо изменить сложившееся мировоззрение родителей: родители должны понимать, что важно не заложить в голову ребенка как можно больше информации, а помочь вместе со школой сформировать у детей универсальные учебные действия, заложить основы учебной деятельности. То есть систему учебных и познавательных мотивов, умение реализовывать учебные цели, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат.

«МК» в Воронеже»:

- Что такое образовательный стандарт в принципе?

Галина Иванова:

— Если отвечать не канцелярским языком, а общедоступным, то государственный образовательный стандарт — это та модель образования, которой должны соответствовать образовательные учреждения, чтобы удовлетворять потребности личности, общества и государства. Это своего рода общественный договор, который согласовывает требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.

«МК» в Воронеже»:

— В чем же отличие новых образовательных стандартов от тех, которые действуют сегодня?

Галина Иванова:

— Во-первых, изменилась структура образовательных стандартов. Если раньше стандарты предъявляли требования к содержанию образования, то теперь федеральные государственные образовательные стандарты включают три вида требований: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации (в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим), к результатам освоения основных образовательных программ. Во-вторых, результаты обучения в соответствии с требованиями стандартов оцениваются с помощью компетенций. В-третьих, трудоемкость освоения основных образовательных программ исчисляется не в часах, как в ныне действующих стандартах, а в зачетных единицах. Например, подготовка бакалавров предусматривает 240 зачетных единиц (при 4-летнем бакалавриате), магистров — 120 зачетных единиц (2 года обучения). Нынешние новые стандарты пока не обеспечены методически.

То есть если раньше мы ориентировались на содержание образования, то теперь — на результат. Преподаватели должны формировать не столько знания и умения обучающихся, как прежде, а так называемые компетенции. Если объяснять на простом языке, компетенция — это способность ученика применять свои знания на практике. Например, ребенку дали микро­скоп — он должен уметь его настроить, описать то, что он видит, применить прибор. Таким образом, вся система образования постепенно движется от теории к практике.

Мария Шафоростова:

— Главное отличие новых стандартов — это то, что учитель перестал быть источником знаний, как это было в нашем образовании на протяжении десятилетий. Теперь он должен научить учеников самих добывать эти знания. Нельзя «пичкать» детей всем объемом появляющейся информации, надо просто дать им инструментарий для исследований.

«МК» в Воронеже»:

— Что изменится в организации учебного процесса при переходе на новые образовательные стандарты?

Александра Терехова:

— В новых стандартах предъявляются более жесткие требования к применению в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий — устанавливается обязательный минимальный удельный вес этих занятий. Например, стандарт бакалавра менеджмента предусматривает не менее 30 % таких занятий.

Новыми стандартами ограничен объем аудиторных занятий в целом и лекционных занятий, как части аудиторной нагрузки. В том же стандарте бакалавра менеджмента прописано, что лекционные занятия не должны составлять более 50% аудиторных занятий.

Также больше внимания отводится организации самостоятельной работы студентов и ее контролю.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Каждый студент должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе. Кроме того, стандарт обязывает вузы обеспечить студентам реальную возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий за счет требования включать в образовательную программу дисциплины по выбору обучающихся, в объеме не менее трети трудоемкости вариативной части.

Антон Пшегорский:

— Я бы отметил очень важную особенность новых стандартов — задаваемую ими матрицу практической направленности получаемого образования. Во-первых, теперь студент будет иметь возможность систематически корректировать вектор получаемого им образования. Речь идет о том, что в рамках каждого изучаемого модуля будет набор так называемых вариативных дисциплин, выбор которых определяет сам студент, исходя из своих приоритетов. Во-вторых, и это радует, новые стандарты делают акцент на проектном методе обучения, который давно и с успехом используется за рубежом.

«МК» в Воронеже»:

— Сегодня многие опасаются, что работодатели будут с меньшей охотой принимать на работу соискателей с дип­ломом бакалавра, нежели магистров. Насколько это оправдано?

Галина Иванова:

— Конечно, в законе об образовании прописано, что бакалавриат — это такое же законченное высшее образование, как и специалитет. Но надо признать, что и работодатели, и молодые люди относятся к этому пока настороженно. Студенты часто задают нам вопрос: что изменится, если мы закончим магистратуру? Будут ли работодатели больше платить нам? Конечно, пока таких обещаний мы дать им не можем.

Александра Терехова:

— Абсолютно согласна. Бакалавриат — это первая ступень высшего профессионального образования, которое дает возможность впоследствии полноценно трудиться по выбранному направлению. Магистратура — это второй уровень высшего профессионального образования. В магистратуру должны идти те люди, которые хотят более серьезно заниматься наукой, углубить свои знания и получить навыки научно-исследовательской работы.

Например, в стандарте магистра менеджмента, кроме тех видов деятельности, что предусмотрены стандартом бакалавра, а именно — организационно-управленческая, информационно-аналитическая и предпринимательская, предусмотрены научно- исследовательская и педагогическая деятельность.

При этом будущий магистр еще может параллельно работать, что и делает сегодня большинство обучающихся по этим программам.

Получается, что формально для работодателя сегодня магистр не всегда стоит намного выше бакалавра, так как навыки и результаты его научной и педагогической деятельности более востребованы, если выпускник магистерской программы идет работать в высшую или среднюю школу. То есть пока работодателя интересуют больше практические навыки и умения, которыми обладает соискатель. То есть жесткой дифференциации на рынке труда пока нет.

«МК» в Воронеже»:

— Какие возможности открывает двухуровневая система для выпускников?

Александра Терехова:

— Сегодня можно стать бакалавром по педагогическому направлению и магистром — по экономическому. То есть, по сути, магистратуру можно вполне считать вторым высшим образованием, и это очень ценно. В рыночных условиях нельзя с одним образованием прожить всю жизнь и быть успешным, необходимо непрерывно повышать свою квалификацию по программам дополнительного образования, по возможности получать второе высшее образование либо идти в магистратуру. Сегодня значительно возрастает спрос не на узких специалистов, а на тех, кто может проявить себя в разных областях. Вариативность современного образования очень велика, но родители не всегда об этом знают.

Галина Иванова:

— Изначально одна из целей введения новых образовательных стандартов — это увеличение профессиональной мобильности граждан. То есть студент, закончивший бакалавриат в нашем университете, вполне может продолжить обучение в магистратуре в каком-то другом регионе нашей страны или за ее пределами. Но вот что касается Запада, то устроиться на топовую должность в Европе нашим магистрам не так-то просто. Так что опасаться «утечки мозгов» в ближайшее время не стоит.

«МК» в Воронеже»:

— Давайте обсудим новый закон ФЗ-83. Что меняет он в средней школе?

Мария Шафоростова:

— Согласно закону, родители могут отдать своего ребенка абсолютно в любую школу. Однако на деле распределение по районам города в Воронеже как было, так и остается. Конечно, в престижную школу идет большее количество детей. Например, в нашем лицее уже сейчас наблюдается ажиотаж: на 150 мест — 200 с лишним желающих первоклассников. Это может привести к тому, что в одном классе будет 35-40 человек. Конечно, материально мы от этого, может, и выиграем, а вот качество образования явно пострадает.

Увеличение часов физкультуры до трех — это тоже проблема, так как у нас только один спортивный зал — значит, одновременно в нем будет заниматься около трех классов.

То есть закон, безусловно, хороший, но механизмы его реализации не до конца разработаны.

Галина Сарычева:

— Закон ФЗ-83 по факту ничего не меняет. Гимназии и лицеи все так же находятся между «двух огней»: родители — с желанием любыми способами отдать ребенка именно в «ту» школу и распределение по микрорайону. У нас в гимназии нет ни одного класса с требуемым СанПиНами количеством детей — 25 учащихся в классе. Средняя цифра по гимназии — 30 учащихся в классе.
Лучше ситуация со спортивными залами — у нас их 2, да и третий двигательный час существовал с момента открытия гимназии (1991) — хореография (оборудован кабинет), что мы и попытаемся сохранить.

Абсолютно согласна с коллегой: с 1 сентября гимназия № 2 также будет работать по новым образовательным стандартам, но, скорее всего, это будет путь проб и ошибок без четко проработанного механизма к задуманному, но пока недосягаемому идеалу.

«МК» в Воронеже»:

— Мария Марковна, многих наших читателей интересует вопрос: как устроиться в престижную школу сегодня?

Мария Шафоростова:

— Мы часто говорим родителям, которые приходят в нашу школу: ваш ребенок должен быть прежде всего здоровым и любимым. Только при этих двух условиях он сможет хорошо освоить школьную программу. Другое дело, что сегодня многие родители удовлетворяют за счет детей свои амбиции, начиная обучать их грамоте чуть ли не с трехлетнего возраста. А если есть родительский запрос на обучение раннему чтению и счету — будет и предложение со стороны различных развивающих детских центров. Иногда этому способствует и разрыв между программами дошкольных учреждений и школ. А потом ребенок приходит в школу уставшим, и на уроках в первом классе ему уже неинтересно. Ребенка таскают на английский, на танцы, рисование. Да, мы проводим собеседования с будущими первоклассниками, но не для того, чтобы отсеять кого-то, а скорее, для выявления уровня подготовки ребенка к обучению в школе. Нам важен ребенок мыслящий, рассуждающий, а не тот, который нафарширован знаниями, как коробочка. Результат не заставляет себя ждать: так, в этом году наши выпускники из 19 предметных олимпиад заняли 15 призовых командных мест. В результате — в общем зачете мы заняли первое место среди районов Воронежской области.

«МК» в Воронеже»:

— Итак, подведем некоторые итоги. Каковы «плюсы» и «минусы» новых образовательных стандартов?

Антон Пшегорский:
— Наверное, я выскажу точку зрения большинства присутствующих здесь коллег. Несомненный плюс реформы — это ориентация на практику и попытка хоть как-то сдвинуть систему образования с «мертвой точки», а также гибкость двухуровневой системы, позволяющая не только сменить направленность получаемого образования с одной специальности на другую, но и получать два диплома по разным специальностям: один — бакалаврский, другой — магистерский. Эта возможность, несомненно, повысит конкурентоспособность таких выпускников. Минус реформы– это сокращение, «ужимание» программы специалитета в 4 года. Я думаю, что как всегда во время реформ должно пройти какое-то время, прежде чем мы перестанем относиться к бакалавриату как к чему-то незаконченному. В этой связи немного жаль, что новые форматы ориентируются больше на Запад, нежели на традиции российского образования.

Конечно, новые стандарты образования не идеальны, их нужно совершенствовать и подстраивать под нашу действительность. Будем надеяться, что время справится с этой ролью лучше всех.

«МК» в Воронеже»:

— Большое спасибо за интересную дискуссию. До свидания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру