Экономический футбол

Почем нынче профессиональный спорт

Воронежский «Факел» из года в год блекло мерцает, а белгородский «Салют» худо-бедно взлетел в первую лигу и неожиданно исчез совсем. И как же создавать сильную и стабильную команду в Воронеже и ЦЧР? Возможно ли?

Почем нынче профессиональный спорт

«Факел» готовится к играм

По сравнению с советским периодом в российском футболе наступили мрачные времена. Все внимание властей и основные средства уходят в знаменитые профессиональные команды, а с массовым оздоровительным футболом, включая детский, произошла воистину катастрофа. В те времена у каждой приличной организации были свои взрослые, детские и юношеские команды, возле каждой школы, вблизи домов имелись футбольные площадки, в том числе в Воронеже. Ныне они застроены, играть негде, да никто и не стимулирует существование и развитие массового футбола. Пацаны вместо этого пиво пьют, в бандитов играют да колются. И это - еще одна наглядная иллюстрация крайне негативного отношения властей всех уровней к здоровью населения. В массовом беге и велосипедных дорожках - один беспросветный пиар. Много говорят и по нулям делают. И бегать негде, а побежишь где попало, – собаки задерут.

Если у кого-то возникла вдруг мысль, что автор против профи, то она ошибочная. Профессиональным футболом надо руководить профессионально и не в ущерб массовому спорту, из которого вышли почти все наши выдающиеся футболисты - Воронин, Стрельцов, Иванов, Черенков, Аленичев и другие.

Воронежский клуб «Факел» жив, здоров и готовится на югах к играм. А вот соседний белгородский «Салют» распущен и потерял статус профессиональной команды, повторяя негатив из прошлого «Факела». По мнению бывшего тренера нашей команды, специалиста в футбольных делах Константина Сарсании, «финансовые возможности «Факела» сейчас такие, которые нам и не снились – не каждая команда ФНЛ имеет такой бюджет, как нынешний «Факел». Впрочем, точно оценить сей тезис невозможно. Конкретных цифр К. Сарсания не назвал, возможно, и не знает их. Общественности пока они тоже не известны, как и их источники. Не доступны данные по бюджету «Факела» и за 2012 г., обнародован лишь бюджет за 2011 г.

Непрозрачность бюджета - большой потенциальный минус для будущего «Факела». К чему приводит непрозрачность бюджета и его расходов можно проследить на примере «Алании», после роспуска которой остался долг в 1 млрд руб. Или соседнего белгородского «Салюта». Крайними остаются работники клубов и футболисты, а в дураках – болельщики.

К. Сарсания уделяет первостепенное внимание финансированию команды не случайно. В современном футболе жизнеспособность команды зависит, прежде всего, от объемов вливаний, качества менеджмента и стабильности финансирования хотя бы в среднесрочном периоде (лучше - в долгосрочном). Именно деньги определяют все для футбольной команды, ее успехи и неудачи. Даже развитие футбола в регионе, включая детский и юношеский футбол, второстепенно, к сожалению. Особо талантливых детей на корню скупают богатые клубы из высшей лиги.

Впрочем, подобная ситуация во всем мире, но с существенным отличием. Бюджеты профессиональных команд в странах ЕЭС прозрачны. И они финансируются частными лицами и бизнесом. Немало клубы и сами зарабатывают. «Реал», «Барселона», «Бенфика», «МЮ», «Ювентус», «Арсенал» - рентабельны. Их бюджеты, расходы и доходы постоянно публикуются. В РФ насчет зарабатывания клубами средств ситуация выглядит порой абсурдной. Так на телетрансляциях клубы зарабатывают копейки, зато болельщиков страны лишили доступных бесплатных трансляций. Как говорится: ни себе, ни людям. Одних только неэффективно расходуемых средств на «Зенит» «Газпромом» хватило бы на трансляции и еще на многое. Но хозяин – барин. Детям теперь не у кого учиться футболу и, соответственно, не за кого болеть.

Неуспехи футбола ЦЧР

Воронеж остается единственным городом-миллионником, не имеющим представительства в первой или высшей лигах. При губернаторе Кулакове «Факел» докатился до того, что потерял статус профессионального клуба. И с 2009 года пытается восстановить свою былую репутацию лидера ЦЧО и ЦФО, вернуться на первом этапе в первую лигу, а затем думать о высшей лиге. Тем более, что по России прокатилась волна банкротств и кризисов футбольных клубов: «Алания», «Спартак» Нальчик, «Кузбасс-Металлург» Новокузнецк, «Салют» Белгород - места освобождаются. Но это пока лишь мечты. Уже одна, плохо подготовленная попытка вхождения в первую лигу не удалась. Вылетели из нее во вторую лигу по причине слабого состава и низкого финансирования.

«Факел» базируется в Воронеже. И, казалось бы, город и его предприниматели должны быть основой его финансирования. Но Воронеж - город бюджетно нищий и полностью зависимый от области, почти все налоги, собираемые с его территории, уходят в областной бюджет. И далее - на развитие районов, МО, с/х. Городу, как оказалось, даже строительные работы по садикам нечем было в срок оплатить. Недавно мэр Гусев публично посетовал, что 2014 год будет бюджетно трудным. Кто бы сомневался в этом!

Печальные и показательные примеры команд-банкротов – наглядные примеры непродуманного, неэффективного и неконкурентоспособного в российских условиях инвестиционного проекта.

Для того, чтобы «Факелу» дойти постепенно до высшей лиги, необходим уже сейчас бюджет порядка 15-20 млн долл. с последующим его наращиванием до 40-60 млн долл. И тут не убавить, можно только прибавить.

По данным Sports.ru., в 2012 году бюджеты команд высшей лиги составили: «Зенит» – 280 млн долл; «Рубин» – 145; «Динамо» – 125; «Локомотив» – 115; «Спартак» – 105; «ЦСКА» – 90; «Краснодар» – 45; «Крылья Советов» - 40; «Ростов» – 30; «Амкар» – 21 млн долл. Отсюда и надо планировать бюджет «Факела» - для начала по низу.

По данным бразильской консалтинговой компании Pluri Consultoria, стоимость команд (стоимость игроков), входящих в 100 самых дорогих, составила в 2013 г.: «Барселона» – 600,1 млн евро, «Бавария» - 493,2; «Манчестер Юн.» - 394,1; «Зенит» - 214,2; «ЦСКА» - 191,3; «Спартак» - 133,7; «Локомотив» - 115,6; «Кубань» - 64,3; «Краснодар» - 57,3.

На покупки и оплату игроков и уходят основные средства клубов.

Дорого для нашей области? Возможно. Но иначе, зачем огород городить, пусть «Факел» «тускло мерцает» во второй лиге или в любителях, подальше от спортивного позора. Надо тогда забыть о лидерстве в первой лиге и о выходе в высшую. Даже своих доморощенных талантливых футболистов без значительных средств в Воронеже не удержать. За молодые таланты жесткая конкуренция, стоимость их возрастает со временем в разы и на порядки.

К тому же, вариант финансирования «Факела» за счет ресурсов только области вообще не проходит, если ставить высокие цели. Что уже доказано опытом. «Факел» не удержался в первой лиге по причине низкого бюджета. И, соответственно, низкого для первой лиги качества игроков и команды в целом.

На «Локомотиве» проще?

Кто же и как способен профинансировать футбол в области и ЦЧР? Потянул бы «Факел» владелец россошанских «Минудобрений» Аркадий Ротенберг (состояние по Forbes на конец 2013г. – 3,3 млрд долл). Ему обеспечена поддержка на всех уровнях власти. Но он, по крайне мере, публично не проявляет какого-либо интереса к футболу, в отличие от брата, ставшего эффективным собственником московского «Динамо». Могли помочь становлению воронежского футбола пришедшие в область предприниматели из списка «Forbes»: Искандар Махмудов, Андрей Козицын (Уральская горно-металлургическая компания), Михаил Фридман («Альфа-Групп», «Росводоканал»), Юрий Жуков («Павловскгранит»). Примеры Гинера, Федуна, Галицкого достойны продолжения.

Но пока пришедшие в экономику Воронежской области миллиардеры не проявляют интереса к социальной сфере региона и к профессиональному спорту, в благотворительности также не отличились. Да и в экономике успехов немного. А проблемы, некоторые из них, создали уже немалые.

Сама же Воронежская область команду даже в первой лиге с трудом потянет. Но по климату, по природным условиям для футбола, по численности населения, по любви к футболу Воронеж - вполне конкурентоспособный город даже для команды высшей лиги.

Экономической и социальной базой футбола на высшем уровне могла бы стать Воронежско-Липецкая агломерация. Только по горожанам «клади тут в копилку» около двух миллионов человек. Воронеж и Липецк на расстоянии часа езды на автомобиле по хорошей дороге. В России не сыщешь другой подобной близости двух крупных городов. Еще лучше, если основу футбольного содружества составят города ЦЧР. Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов и Старый Оскол могли бы при поддержке губернаторов создать приличную команду на уровне высшей лиги. И зритель есть, и финансы приличные можно собрать.

Играть общая команда должна во всех городах. Возможно, футбол подтолкнет к возрождению ЦЧР в виде мощного субъекта РФ. А то ведь экономически ЦЧР существует лишь в учебниках по экономической географии. Пора бы и субъект РФ такой возродить, как требует того экономика, а не только футбол.

На уровне ЦЧР возникает также фигура миллиардера Владимира Лисина, владельца НЛМК. Он бы, пожалуй, потянул финансирование профессиональной команды на уровне «Газпрома», если бы пожелал того. И, наверняка, с гораздо большей эффективностью.

А что сейчас в ЦЧР с футболом? Иначе как кризисным его состояние не назовешь. По итогам прошлого года «Салют» занял в первой лиге 15 место, ныне распущен. «Факел» - на 3 месте во 2-й лиге, «Металлург-Лп» - на 6, «Авангард - К» - на 7; «Локомотив –Лс» – 12, «Металлург-Оскол» - на 13, «Орел» – на 14, «Тамбов» – на 16. Ну кому нужны команды, вызывающие раздражение у болельщиков? И в таком числе? ЦЧР нужна пусть одна, но боеспособная команда.

Любая профессиональная команда – это инвестиционный проект со всеми вытекающими из него последствиями и требованиями. Затраты, доходность, инвесторы, инфраструктура, общественный и социальный эффекты, спонсоры, эффективные менеджеры и администраторы со стороны власти.

Есть еще один реальный вариант проекта (при условии поддержки высшей властью) - перевод московского «Локомотива» из Москвы в Воронеж вместе с его финансированием, менеджментом, игроками и спонсором. С тем же условием: команда играет для всего ЦЧР. Оснований для такого перевода достаточно: переизбыток команд в Москве, хороший футбольный климат в ЦЧР, значительно больше число любителей футбола. Напомню, что в 1928- 1934 годах уже существовала Центрально-Черноземная область со столицей в Воронеже. Она была упразднена по политическим и идеологическим мотивам, но напрасно.

Примерами для подражания в части финансирования профессионального клуба могут служить президент «Спартака» Федун и президент «Краснодара» Сергей Галицкий. Вкладывают они деньги в российские команды, причем на долгосрочной основе и грамотно. Но подобных предпринимателей немного, в основном норовят купить команду где-то за рубежом. Умом понять их можно, но сердце отвергает.

Для того чтобы команда ЦЧР достойно играла в высшей лиге, нужны деньги не меньшие, чем у «Ростова», «Амкара», «Краснодара». Необходим эффективный менеджмент, а также, повторимся, прозрачность клуба, включая его бюджет и собственников. И не когда-то в отдаленном будущем, а сейчас. Но в любом случае доля расходов на профессиональный спорт бюджета области должна быть исчезающе мала. Не хватает средств на детей, медицину, массовую физкультуру и многое другое. А профи пусть будут профи и по игре, и по источникам доходов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру