Губернаторам урежут бюджеты на СМИ

Владимир Путин поручил главам регионов сократить расходы на пиар

А глава кремлевской администрации Сергей Иванов на одном из совещаний назвал недопустимым, когда в рамках освещения работы губернатора его поездки в детские сады и на стройку преподносятся как новости, и призвал «не обманывать народ».

Владимир Путин поручил главам регионов сократить расходы на пиар

Парадные репортажи, лакирующие действительность, не интересны читателю и зрителю, так что схема изменения отношений власти и журналистики назрела. Но в выборный год в Воронежской области ее вряд ли будут существенно корректировать.

В декабре прошлого года на так называемом «Форуме действий» Владимир Путин общался с представителями «Народного фронта – за Россию». И там президент «Опоры России» Александр Бречалов, человек, казалось бы, абсолютно далекий от проблем современной журналистики, неожиданно поднял тему самопиара региональных лидеров.

«Сахалинская область собирается потратить 680 млн рублей на улучшение имиджа губернатора, члена партии «Единая Россия» Александра Хорошавина. Закупка автомобиля за восемь миллионов. Строительство гаража на 250 млн рублей. Разве такое нормально?» – обратился к Путину Бречалов. Реакция президента была жесткой: «Пусть улучшает имидж за счет строительства детсадов». Фронт, облеченный доверием самого главного начальника, продолжал мониторить тему. И вскоре выяснилось, что замечания Владимира Путина оказались проигнорированы. В результате после обращения фронта в Счетную палату та включила Сахалинскую область в план проверки на первый квартал 2014 года. А Путин дал региональным лидерам поручение уже к 1 февраля оптимизировать расходы на пиар.

В Воронежской области положение дел с финансированием СМИ таково. В облбюджете-2014 соответствующий раздел предусматривает 381,1 млн рублей. Из них 170,5 млн пойдет на содержание районных газет и газеты «Молодой коммунар» с информационным сайтом, объединенных в холдинг РИА «Воронеж», и газеты «Воронежский курьер» с бесплатным приложением «Семерка» и культурным – «Воронежский телеграф». 95,5 млн рублей предусмотрено «ТНТ-Губернии», 16,6 млн – на информирование населения о деятельности Воронежской облдумы и, наконец, 98,5 млн – на контракты информационного обслуживания, которые область заключает со СМИ (в приоритете, конечно, телевидение).

Проблема заключается не в том, что денег выделяется мало или, наоборот, много. СМИ, и прежде всего газеты, без государственных вложений попросту не выжили бы (высокие расходы на бумагу, печать, распространение и т.д.). А социальная функция прессы очевидна.

Проблема в том, что кто заказывает девушку, тот ее и танцует. Поэтому вместо партнерства во взаимоотношениях власти и СМИ, выстраивания диалога с населением через журналистов, вместо освещения реальных проблем работники пера и телекамеры вынуждены служить информационной обслугой. Такая схема, что хорошо понимают в Кремле и Народном фронте, требует корректировки. Общаясь с представителями регионов, которые курируют внутреннюю политику, Сергей Иванов назвал ее недопустимой.

«Продуктом журналистики должна быть не глянцевая, лакированная действительность, не парадные портреты чиновников, а объемная, полноценная, достоверная картина происходящего, – убеждена депутат Госдумы и член Академии российского телевидения Ольга Тимофеева. – Картина, отражающая весь спектр мнений, информирующая граждан о самых важных и актуальных вопросах, которые напрямую их касаются. Конкретные дела и прямое общение с людьми сделают больше, чем любой PR-бюджет… СМИ играют важную социальную функцию в нашем обществе, и любые элементы давления на них недопустимы. В том числе недопустимо и финансовое давление, установление зависимости материальной помощи массмедиа от их редакционной политики. ОНФ будет следить за такими случаями в регионах».

В Воронежской области «такие случаи» возведены в абсолют. Большинство СМИ, как считает Тимофеева, «получают от региональных и местных властей копейки. Да и те используются скорее не для того, чтобы поддержать журналистов, работающих зачастую на голом энтузиазме, а чтобы заблокировать нежелательную информацию – закрыть массмедиа рот». Выходом мог быть стать, например, перевод СМИ на грантовую систему, когда пресса выполняет не роль обслуги, а партнера власти и работает так же, как и сама власть, в интересах большинства читателей (граждан). Но нынешний год в регионе пройдет под знаком губернаторских выборов, поэтому в областном руководстве едва ли пойдут на серьезные перемены. Хотя поручение президента, безусловно, выполнят и отчитаются по всей форме. Правда, точнее было бы сказать так: «По форме правильно, по сути – издевательно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру