Марлезонский балет по-воронежски

Конфликт между директором оперного театра и ректором академии искусств набирает обороты

Доклад «Воронежский пульс» о реалиях воронежской культуры и ее же перспективах, над которым в течение нескольких месяцев работали эксперты из разных городов, 16 сентября обнародовали на специальном заседании в облправительстве. Он тут же вызвал бурное обсуждение в местной прессе, в соцсетях и скандал в культурном сообществе. Родился ли доклад недоношенным или вполне себе жизнеспособным, покажет время.

Конфликт между директором оперного театра и ректором академии искусств набирает обороты

Сейчас же вокруг него кипят нешуточные страсти. Директор театра оперы и балета Игорь Непомнящий обвинил команду авторов исследования во главе с ректором академии искусств Эдуардом Бояковым в попытке развалить единственный в Черноземье оперный театр.

Если коротко, то суть конфликта в следующем. 17 сентября в бизнес-инкубаторе ВГАСУ во время презентации доклада Эдуард Бояков сказал, что руководство музыкального театра оторвано от современных культурных процессов. Игорь Непомнящий тут же заявил, что все это вранье и что деятельность Боякова направлена на подрыв культурного наследия Воронежской области. 20 сентября он собрал пресс-конференцию, где дал ответ на все претензии, изложенные в исследовании. В общем, вторая часть Марлезонского балета началась.

По мнению экспертов, «в театре сложилась критическая ситуация в части художественной и инфраструктуры. В здании ни разу за все время его существования не было капремонта, акустика зала не отвечает параметрам, необходимым для качества спектаклей, сценическое пространство используется на одну треть – практически только авансцена. Все это не позволяет театру работать с лучшими режиссерами, а художественное руководство аморфно и не обновляет репертуар».

В ответ на это Непомнящий заявил, что подобные выводы являются иллюстрацией непроработанности, сказав, что в театре экспертов никто не видел, и показал на стол, заваленный бумагами, которые оказались проектно-сметной документацией. Кстати, как сказал директор, на нее и на экспертное заключение, являющееся основанием для начала ремонтных работ, бюджетом области в свое время было потрачено 12 млн рублей: «Срок действия этих документов истек в 2009 году, то есть тут лежит груда макулатуры ценой в 12 миллионов». Затем показал пачку писем в количестве 62 штук – многолетнюю переписку с руководителями разных ведомств по поводу реконструкции театра.

Обвинения в акустической несостоятельности зала и невостребованности сценического пространства также, по мнению Непомнящего, лишены всяких на то оснований: «Чтобы сделать хоть какие-то выводы, надо провести экспертное исследование и приложить мнение оперных певцов. Ничего этого в докладе нет. Значит, все вранье или целенаправленный ввод в заблуждение. А написать, что сценическое пространство используется на треть, мог только полный непрофессионал – в самом широком месте авансцена имеет глубину чуть более метра. Могу предположить, что авторы доклада не имеют представления об оперном театре и не были ни разу на наших спектаклях». И Непомнящий представил отзывы солистов большого театра и экспертное заключение, согласно которому звук в зале оперного сравним с акустикой большого зала консерватории в Москве.

В свою очередь, в рекомендациях авторов доклада прозвучала мысль, что репертуарному оперному следует сменить формат работы, отказаться от постоянной труппы и внедрить постановочный процесс по принципу stagione, когда группа людей собирается, выпускает спектакль, показывает его несколько раз, потом готовится следующий. В качестве примера приводится эффективная работа кинотеатр «Спартак». На это утверждение Непомнящий ответил, что если распустить труппу, например, на полгода, то потом собрать ее будет нереально. Кстати, Новосибирский театр оперы и балета, который в течение семи лет пытались перевести на формат stagione, так и остался репертуарным театром. Нововведение не сработало.

Здесь опять всплыл вопрос реконструкции. Директор заявил, что в случае ее начала весь оперно-балетный штат просто негде будет разместить: «Нас лишили площадки для переезда в случае начала реконструкции! Единственное подходящее здание – драмтеатр –преобразовали в концертный зал. А теперь он стал автономным учреждением. Значит, мы должны будем платить за аренду».

Что касается обвинений, касающихся сдачи зала в аренду заезжим гастролерам, то здесь ответ был следующий: «Иначе нереально выполнить госзадание по посещаемости и собственным доходам. На старых постановках аншлагов не бывает, силами труппы физически возможно дать 145 спектаклей в год, а по плану следует провести 212».

Встреча получилась эмоциональная и долгоиграющая, правда, рассказать в подробностях обо всем на ограниченном газетном пространстве невозможно. Кульминацией стали рекомендации директора театра вернуть потраченные на подготовку доклада 8 миллионов рублей, само произведение выбросить в урну, а Боякову подумать о целесообразности своего нахождения на посту ректора академии искусств.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру