КАПИТАЛьное бегство

Российскую экономику начнут выводить из тени?

Минфин отыскал деньги в неформальном секторе экономики для пополнения сокращающихся доходов Федерального бюджета (ФБ) на 2014-2016 годы. Детали того, как это будет осуществляться, не сообщаются. В 2014 году теневики, по прогнозу Минфина, заплатят в бюджет 48 млрд руб и тем самым частично легализуются, в 2015 г. – 106 млрд, в 2016 году – 233 млрд. Деньги приличные, и флаг в руки налоговикам и силовикам. Отметим, что Минфин традиционно дает самые низкие оценки доли теневой экономики в ВВП (налоги в его ведении) – 15-20%. Оценки других источников, включая зарубежные, лежат в пределах 25-45% ВВП.

Российскую экономику начнут выводить из тени?

Порог Лаффера

В общем-то, снижение теневой экономики и ее сектора с разрешенными видами деятельности – неформальной экономики - долгожданный шаг в направлении оздоровления страны. Но возможно ли это при существующем непосильном для бизнеса налоговом бремени и одновременном удивительно низкой ставке НДФЛ для лиц с сумасшедшими доходами в сотни и более миллионов рублей? Страну с плоской ставкой НДФЛ днем с огнем не отыскать в мире, помимо России. Стандартно применяется прогрессивная шкала – богат, делись личными доходами с бедными через более высокую ставку НДФЛ. А в России, помимо прочего, НДФЛ (13%) — основной источник наполнения бюджетов регионов, городов и МО.

Низкая плоская шкала НДФЛ в России давно исчерпала себя. Капитал и миллиардеры не сбегаются в Россию, напротив, вывозят свои деньги за ее пределы. Богатые россияне уезжают в Лондон, Париж, Нью-Йорк и прочие благоустроенные мегаполисы и города с высоким качеством жизни.

Ускоренный рост экономики, помимо прочих факторов, определяют пониженное налоговое бремя на нее, высокие инвестиции в долях ВВП и растущее качество человеческого капитала и его составляющей – качества жизни населения. Бизнес вкладывает инвестиции туда, где ниже налоги, лучше качество и производительность труда и выше качество жизни для персонала. В Россию же едут лишь плохо образованные и нищие мигранты из Азии.

Налоговое бремя на экономику в России, по данным Минфина, составляет около 40% ВВП. С добавлением поборов – выше 50% ВВП. Известно из экономической теории и практики (Артур Лаффер), что рост налоговых ставок до определенного порога будет вести к росту собираемых налогов, а затем начнется их снижение по причине закрытия бизнеса или его ухода в теневую экономику. Предпринимателям становится невыгодно заниматься честным бизнесом – у него через налоги забирают все или почти все доходы. Нет средств на инвестиции, теряются стимулы для роста и развития бизнеса, для его непрерывной модернизации. Перестают работать механизмы конкуренции и инновационного развития.

По всем признакам Россия уже миновала порог Лаффера, на удовлетворительном уровне функционируют лишь сырьевые монополии и олигополии. Произошел массовый уход из легального бизнеса в 2013 году индивидуальных предпринимателей после увеличения социального налога, а также обвал объемов торговли водкой после повышения цен на нее. Произошло общее снижение сборов налогов, роста ВВП, ИПП и других показателей. Принудить малый и средний бизнес к уплате налогов и легализации в коррумпированной стране будет очень трудно, хотя начинать постепенно сжимать теневую экономику крайне необходимо. Иначе так и будем вечно жить по понятиям, а не по единым для всех законам. А процветать будут коррупционеры, оборотни в погонах и криминал. В то же время раздутые расходы на социалку снижать надо, но еще в большей степени необходимо урезать супер затраты на спортивные и прочие подобные мегапроекты. И не создавать новых очагов ненужных сверхзатрат, а то ведь страну уже тошнит от них. В частности, налоги с территории Воронежа забирают и через ФБ отдают, в том числе, в Сочи, а в городе как не было дорог, так и нет.

Наименьшее налоговое бремя из крупных и средних стран в Сингапуре, Китае, Мексике, Чили, Турции, Южной Корее, США в пределах — 15-25% ВВП. Наибольшее налоговое бремя - в Норвегии, Дании, Финляндии, Франции, Швеции в пределах 50-57% ВВП в 2012 году.

Инвестиции велики там, где низки налоги

В Китае в 2012 году налоговое бремя на экономику составило 22,6% ВВП, инвестиции в основной капитал – 46% ВВП; В Южной Корее - 24% и 27%, соответственно; в России - около 40%, инвестиции - 22%; в Финляндии - 54% и 19,4% ВВП.

Россию, как страну с догоняющей экономикой, целесообразно сравнивать с развивающимися странами, которые ставят своей целью догнать по ВВП на душу населения и качеству жизни передовые страны мира. Сингапур, Южная Корея, Тайвань уже сделали это, и инвестиции в основной капитал в этих странах на уровне средних в мире. Когда они отставали, инвестиции в основной капитал достигали 40% ВВП, а налоговое бремя было ниже 20% ВВП. Сейчас им уже не нужно кого-то догонять, основные их задачи и цели – повышение конкурентоспособности национальных экономик, качества человеческого капитала и жизни населения.

Китай – показательная страна (как ранее Япония, Сингапур, Южная Корея) с догоняющей экономикой, ставящая своей целью войти к 2050 году в число передовых стран мира. И китайцы проводят стандартную экономическую политику низких налогов и высоких инвестиций с целью ускоренного роста и развития. Низкие налоги привлекают иностранные инвестиции и делают выгодной капитализацию внутри страны прибыли китайцев-предпринимателей, а также доходов населения через акции. Причем у китайцев при их сравнительно низкой коррупции 4-5% инвестиций в долях ВВП дают примерно 1% роста ВВП.

В России при монополистическом госкапитализме, неэффективном государстве, высокой коррупции отдача от инвестиций примерно вдвое ниже китайской. Неэффективность инвестиционного процесса в России усиливает крайне высокая изношенность инфраструктуры на федеральном уровне, в городах и регионах. А низкая бюджетная обеспеченность крупных и средних городов – потенциально главных очагов и локомотивов роста и развития экономики – сделала их инвестиционно не привлекательными для стратегических инвесторов. И эта негативная ситуация продолжает усугубляться.

Теневая экономика, из которой Минфин планирует пополнять ФБ в 2014-2016 годах, есть следствие перечисленных выше негативных факторов, которые почти задавили средний и малый бизнес и выталкивают из страны ее лучший человеческий капитал. Поэтому планировать повышение доходов ФБ за счет теневой экономики, конечно, не возбраняется, лично меня даже радует (наконец-то вспомнили верха о теневой экономике!), но для выполнения этих планов потребуются кардинальные изменения государства, повышение его эффективности, снижение коррупции.

Ежегодный рост тарифов госмонополий поддерживал инфляцию на высоком уровне, подавлял деловую активность, снижал инвестиционную привлекательность России, а с ней - городов и регионов страны. Принято решение временно заморозить рост этих тарифов для организаций. Для населения после мучительных колебаний власти решили сохранить повышение тарифов пока примерно на уровне инфляции. Принятое решение снизит инфляцию и несколько повысит деловую активность, но вряд ли существенно. Причем в очередной раз крайним осталось население, как будто не хватило госмонополиям дополнительных средств от ежегодного роста тарифов на 10-15% в предшествующие годы и 2013 г.

Несистемный и некомплексный подход к стратегическому планированию и развитию страны не позволит нынешней власти решить проблему выхода РФ и регионов на траекторию устойчивого роста экономики. Ценам на нефть и газ расти уже некуда, подходит пора их циклического снижения. А других факторов и источников роста экономики в стране нет. К тому же продолжается процесс деградации российского человеческого капитала вследствие низкого его финансирования, а также других причин.

У нас очень низкий уровень конкуренции в экономике, а при низкой конкуренции говорить об эффективной рыночной экономике в принципе невозможно. Поэтому и не удалось создать эффективную обрабатывающую промышленность.

Обрезание ФБ – удавка для бюджета Воронежа

В Воронежской области и в Воронеже теневой сектор экономики особенно раздут. Промышленность в застое, как следствие - сохраняется большой сектор неформальной экономики (колебания по годам - 32-38 % от занятых в экономике, Росстат).

К сожалению, пока Воронежские власти не сокращают неформальную экономику, не платящую налоги в казну. Не способствуют переходу людей в легальную экономику из нее. Возможно, планы правительства РФ по сокращению теневой экономики и росту за счет нее доходов ФБ подтолкнут и воронежские власти к урезанию «невидимой» неформальной экономики. И к увеличению за счет ее доходов областного бюджета, а не отчетных плохо проверяемых показателей. Вот здесь край как необходимо так называемое воронежское лидерство. Необходимо области уйти из лидеров по неформальной экономике среди субъектов с преимущественно русским населением хотя бы в середину рейтинга по ней.

Сущность экономики Воронежа и Воронежской области повторяет общероссийскую – нет эффективной промышленности, производящей конкурентоспособные потребительские товары, нет и в достатке легальных рабочих мест, нет и рыночной легальной экономики с конкурентными рынками и отраслями.

В области, по данным Росстата, в неформальной экономике в 2012 году было полностью занято 334 тыс чел. (других мест труда они не имели), всего – 362 тыс. чел. или 32,9 % от всех занятых в экономике. В РФ - 12,3 млн чел., 13,6 млн чел., 19%, соответственно. В 1 кв. 2013г. процент занятых в неформальной экономике области немного снизился до 30,3%, во втором – еще до 27,5%. Тенденция это или сезонные колебания - покажут средние данные Росстата по году. Уплата третью работников, занятых в экономике НДФЛ, а организациями - остальных налогов дали бы весомое прибавление в бюджеты всех уровней. Но сделать это достаточно быстро будет очень нелегко. НДФЛ низок, и неформалы платили бы его, но остальное налоговое бремя слишком велико и непосильно для многих предпринимателей, которые уходят от уплаты налогов.

Урезание статей ФБ приведет к дальнейшему снижению трансфертов из него в областной бюджет, а из последнего - в бюджет Воронежа. Избрание Александра Гусева мэром и объявленное тесное сотрудничество нового мэра с губернатором в управлении городом к положительным изменениям вряд ли приведут. Они требуют средств, которых в бюджете Воронежа, по моим прогнозам, поубавится. Хорошо бы ошибиться. И не в Гусеве, Колиухе или иной личности дело. В стране функционирует сугубо затратная командно-административная система Вертикали. И представляет она собой не научно обоснованную управленческую систему, а нечто самодостаточное, способное генерировать в основном чуждые населению затратные мегапроекты и сорить деньгами. А перезревших фундаментальных проблем не замечает даже под собственным носом. И это происходит при вконец запущенной инфраструктуре и промышленности исконно русских земель ЦФО.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру