Нищие

Лето – разгар сезона для попрошаек

«Подайте на пропитание», «Помогите, кто чем сможет», «Пожертвуйте сыну на операцию» – каждому из нас часто доводилось слышать подобные обращения у храмов, на вокзалах и в пешеходных переходах. Отношение к уличным попрошайкам у воронежцев весьма неоднозначное. Кто-то, опустив глаза, проходит мимо, кто-то молча достает из кармана мелочь, а некоторые и вовсе могут пристыдить или нагрубить… Корреспонденту «МК» в Воронеже» удалось выяснить, как на самом деле живут воронежские нищие и так ли тяжела их доля, как кажется на первый взгляд.
Лето – разгар сезона для попрошаек
Фото: архив "МК в Воронеже"

«А хлебушка я и сам куплю!»

Александр «работает» на паперти у Благовещенского кафедрального собора с момента его открытия. На сирого и убогого он не похож – стальные «фиксы» на передних зубах и многочисленные татуировки выдают его далеко не безоблачное прошлое. Но тем не менее прихожане жалеют нищего и подаянием не обделяют.
 
На мое предложение купить продуктов в ближайшем магазине Александр лишь ухмыльнулся.
 
– Ты, дочка, денег мне дай, а хлебушка я и сам куплю! – ответил мне он.
 
Но разговор все же завязался. Нищий Александр рассказал мне «трогательную» историю своей непростой жизни. В далекой юности он учился в ПТУ на токаря-краснодеревщика. Но закончить образование парню не удалось – его ждали другие университеты.
 
– Вначале сел за кражу, – рассказывает нищий. – Как сейчас помню, у соседки с парнями триста рублей сперли, по тем временам – огромные деньги. А где первый раз – там и второй. В драку загремел. А потом – пошло-поехало!.. После шестой «ходки» здесь и оказался. Бывшего зэка ведь на работу никто не возьмет. А тут хорошо – церковь, Боженька, красота! Да и прихожане не обижают – выручки хватает и на хлеб, и на масло, да и на бутылочку, что уж греха таить!
 
Коллега Александра, Марина, как оказалось, выпить тоже не против – характерные припухлости на лице и вместо парфюма свежий запах спиртного от дамы говорят о многом. Но, несмотря на это, Марина оказалась верующей. Услышав звон колоколов, она стала истово креститься и отбивать земные поклоны.
 
– А на службу бабульки местные не пускают, – говорит она. – Не нужна, говорят, нам в храме алкашка, гоняют постоянно. Так и сижу тут, побираюсь. А что, работенка непыльная – в день, считай, рублей по триста выходит. А по праздникам – так и больше тысячи иногда!
 
– А дом-то у вас есть? – спрашиваю я.
 
Оказалось, живет (точнее – ночует) Марина в собственной двухкомнатной квартире в Северном микрорайоне.
 
– Раньше с мужиком жила, – рассказывает она. – Да только любовь не вышла, прогнала я его, в общем. Теперь одна. А что? Все замечательно, на жизнь не жалуюсь!
 
Мешают Александру и Марине в этой жизни лишь «конкуренты», стоящие возле соседнего подземного перехода.
 
– Да они же – воры! – резюмирует Александр. – Мы-то люди честные, православные. А ты бы так заговорила с кем-нибудь у перехода – глядишь, и без кошелька осталась бы. А ночью – и вовсе без головы!
 
Перспектива лишиться указанных ценностей меня не прельстила. Поэтому от разговора с попрошайками у подземного перехода на пересечении проспекта Революции и улицы Феоктистова я, по понятным причинам, воздержалась.
 
 
«Циркачи» и «вокзальные»
 
«Циркачами» воронежские нищие именуют своих коллег, просящих подаяние в подземном пешеходном переходе в районе цирка. На момент встречи с ними я уже была наслышана о демократичных нравах, царящих в этом месте. Очень часто мне приходилось наблюдать, как здесь наряду с профессиональными побирушками «работают» уличные музыканты и жаждущие романтики студенты с гитарами.
 
Но не тут-то было…
 
– А ну пошла отсюда, а то сейчас «своих» позову! – заревел на весь переход одноногий парень в военной форме, услышав, откуда я и с какой целью к нему обращаюсь.
 
Несолоно хлебавши, я отправилась на железнодорожный вокзал. В отличие от «циркачей» местная нищая братия оказалась на удивление общительной.
 
– А что? Сам Христос на подаяние кормился! – заявил мне некий старичок, не пожелавший назвать своего имени. – И в Библии сказано, что все святые апостолы милостыней питались. Так что чем мы хуже!
 
На вокзале нищий обитает уже 15 лет. История банальная: жил с семьей в Липецкой области, начал пить, жена выгнала из квартиры, детей Бог не дал. Особого желания работать у мужчины не возникало никогда – пока состоял в браке, жил на скромную зарплату жены, которая работала школьной техничкой. Развелся – не стало и этого…
 
Как выяснилось, большинство «вокзальных» нищих своего жилья не имеют. Обитают там же, где и «работают» – в залах ожидания, в туалетах, если повезет – в комнатах отдыха, а в жаркие летние деньки – прямо под открытым небом, на лавочках в расположенном неподалеку сквере.
 
– Есть у меня тут друг, живет в этом районе, – продолжает старичок. – Зимой у него кантуюсь иногда, чтоб не замерзнуть. Не бесплатно, правда – приходится выручкой делиться.
 
О тех, кто позволяет ему кормиться в этом месте, мужчина благоразумно промолчал. Коммерческая тайна. Рассказал только, что иногда за право переночевать в зале ожидания расплачивается с работниками вокзала.
 
Мечты у старичка нехитрые: пережить следующую зиму и чтобы коллеги по цеху сильно не били. Ведь не секрет, что проблемы на работе случаются даже у нищих.
 
 
Именем Господа
 
Как выяснилось из разговора с воронежскими попрошайками, сами они в своем промысле большого греха не видят. Напротив, считают, что занимаются благим делом, а наиболее сведущие в вопросах религии утверждают, что на подаяние жили практически все святые. И это далеко не выдумка – достаточно вспомнить житие Ксении Петербургской или Василия Блаженного. Если верить святым книгам, эти люди в свое время отреклись от мирских благ и стали жить «Христа ради».
 
Древние богословы рассматривали добровольное юродство как подвиг во имя веры. Отголоски такой позиции мы видим и сейчас – сердобольные граждане жалеют нищих, и большинство из них охотно подают «брату на операцию», «маме на лечение», да и просто – потому что «документы украли». Но одно дело – просить милостыню и на вырученные деньги творить добрые дела, как в свое время поступала та же Ксения Петербургская, и совсем другое – в конце «рабочего дня» стремглав бежать в соседний ларек за очередной порцией спиртного, «на лечение» якобы.
 
Представители православной церкви относятся к нищей братии с милосердием и состраданием. Подавать милостыню – дело поистине благое. Но здесь важно уметь прислушиваться к голосу собственного сердца и вникать в каждую ситуацию индивидуально. Так, настоятель Владимирского храма протоиерей Владимир Кириллов считает, что многие люди, здоровые и трудоспособные, которые просят милостыню вместо того, чтобы честным трудом зарабатывать себе на хлеб насущный, таким образом губят свою душу – греха праздности еще никто не отменял.
 
– Нужно уметь отличать истинного нищего от тунеядца, – говорит отец Владимир. – Лично я ни под каким предлогом не дам человеку деньги, если буду знать, что он потратит их на выпивку. Лучше сходить в магазин и купить ему продуктов, накормить его. Кроме того, мы иногда просим нуждающихся поработать в храме за вознаграждение, и люди охотно соглашаются. Вот с чем нам действительно приходится бороться – так это с воровством в храме. Некоторые личности во время службы незаметно вытаскивают из карманов прихожан деньги и сотовые телефоны. Тут к нам на помощь приходит милиция. Но по законам Церкви все же стоит молиться за грешные души этих людей, как в свое время поступали Серафим Саровский и многие другие благочестивые христиане.
 
Очень часто у ворот храма можно встретить женщин вполне благообразного вида, собирающих пожертвования на нужды церкви. Эту ситуацию отец Владимир прокомментировал так:
 
– Сбор пожертвований осуществляется с благословения настоятеля храма, которое подтверждается в письменной форме. Поэтому если у вас возникла потребность помочь церкви, лучше не постесняться и попросить предъявить этот документ. Если его не окажется – значит, перед вами самозванец, прикрывающийся Христовым именем.
 
По мнению протоиерея, каждый из нас должен быть милосердным по отношению к страждущим.
 
– Мы не знаем, что на самом деле испытывают эти люди, – говорит он. – Мы также не ведаем, что произойдет с нами завтра. Поэтому в любом случае всегда лучше подать милостыню, нежели просто пройти мимо.
 
Действительно, жизнь – штука сложная и непредсказуемая. Никогда не знаешь, что случится с нами в будущем и какая нужда заставит нас обратиться к помощи посторонних людей. Но, по моему мнению, гораздо большего понимания заслуживают граждане, которые в случае непредвиденных жизненных обстоятельств ищут дополнительный заработок и обращаются в благотворительные фонды, нежели те, кто регулярно получают «зарплату» на паперти.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру