МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Воронеж

Воронежцы обсудили Стратегию-2035

На публичных слушаниях выявили сильные и слабые стороны социально-экономической системы Воронежа

В Воронежской городской Думе прошли общественные слушания по проекту Стратегии социально-экономического развития областного центра на период до 2035 года. Этот глобальный документ разработали в ВГУ, в его создании приняли участие около двухсот ученых, представители общественности и власти.

Как прописано в Стратегии, ее генеральная цель — «достижение высокого уровня и качества жизни населения городского округа город Воронеж, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата».

При формировании проекта эксперты проанализировали и выявили сильные и слабые стороны социально-экономической системы Воронежа. Среди первых названы развитый потребительский рынок, удобное транспортно-географическое расположение — город находится на пересечении потоков, связывающих север европейской части России с югом и запад с востоком, мощный научный и инновационный потенциал, сильный строительный комплекс, развитая система высшего образования.

К болевым точкам эксперты и жители города отнесли относительно низкий уровень доходов населения — опрос общественного мнения показал, что эту проблему жители считают наиболее острой. Так, средняя зарплата в Воронеже ниже, чем в других городах-миллионниках, и только лишь Волгоград отстает от нас по этому показателю. Также среди слабых сторон в документе названы низкий уровень медицинского обслуживания, его «недостаточное качество», с точки зрения населения, недостаточная развитость транспортных коммуникаций (сегодня улично-дорожная сеть Воронежа работает на пределе пропускной способности, а строительство и реконструкция транспортных развязок в 2010–2016 годах не велись из-за отсутствия финансирования), а также низкий уровень развития жилищно-коммунального хозяйства. Специалисты отметили, что в городе наблюдается недостаток обеспечения ЖКХ современными техническими средствами, которые позволили бы рационально использовать ресурсы, ограниченность инженерного обеспечения водоснабжения, электроэнергетики, газоснабжения, высокий уровень износа, устаревшие техническая база и технологии подачи и очистки воды и др.

В общем, властям есть над чем работать и к чему стремиться, благо все возможности для этого у нас имеются. Например, город активно участвует в реализации федеральных программ, в том числе в строительстве высокоскоростной магистрали «Москва—Адлер». Существенным плюсом также признано расширение масштабов деятельности аэропорта «Чертовицкое». Кроме того, к перспективным возможностям Воронежа авторы Стратегии отнесли увеличение бюджетного финансирования воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса, развитие IT-технологий на имеющейся производственной базе, рост спроса на образовательные услуги воронежских вузов со стороны зарубежных потребителей, привлечение частных инвестиций на развитие города, создание многофункциональных территорий и повышение комфортности городской среды, использование незадействованных туристско-рекреационных и культурных ресурсов областного центра и формирование городской агломерации с реализацией кластерных проектов.

Дискуссии о конкретном

Что касается общественных слушаний, то они выдались весьма жаркими. Почти все выступавшие воронежцы отдали должное серьезной и масштабной работе, которую провели ученые, но высказали и немало критических замечаний. Большинство участников обсуждения не согласились с самой цифрой — «2035». По их мнению, к столь долгосрочному планированию город пока не готов. К слабым сторонам Стратегии также отнесли отсутствие четко сформулированных целей и расплывчатые формулировки. Например, в проекте говорится о системе скоростного рельсового транспорта. У присутствовавших сразу возник вопрос: что это — метро или трамвай? Один из выступавших также обратил внимание на экологические вопросы — его волнует ситуация с неприятным запахом в городе и грязное водохранилище. Немало вопросов касалось создания системы умного транспорта, умных остановок, перехватывающих парковок, а также внедрение единого электронного проездного. Он, к слову, в Стратегии не предусмотрен. В общем, участникам слушаний хотелось бы видеть больше конкретики и внимания к частным проблемам.

— Это уже вторые публичные слушания, они прошли интереснее, чем первые, — прокомментировал депутат Воронежской городской Думы Олег Черкасов. — Отчасти я согласен с выступавшими, концепция еще достаточно сырая, нет четких финальных задач — что мы планируем, что мы хотим увидеть, сроки реализации очень большие. Мы предлагаем до 2035 года реализовать то, что у соседних регионов уже есть. На мой взгляд, наша профильная тема — это транспорт и дороги. Это очень важно, здесь нужно привлекать специалистов, различные институты, учитывать мнения горожан. Что касается оптимизации транспорта, то зачем ставить эту задачу до 35 года, если ее можно решить намного раньше? Далее. На моем округе в Железнодорожном районе остро стоит проблема Остужевской развязки, без нее нам очень непросто. В принципе, грамотность планирования многоуровневых развязок, системы подземных паркингов решает многие вопросы. И безусловно, деловой бизнес-центр нужно выносить за город. Добавлю, что сегодня мы обсуждали далеко не окончательный вариант Стратегии, в процессе в концепцию будут вноситься необходимые коррективы, и мы обязательно учтем все рациональные предложения воронежцев.

— Мне также не очень понятен горизонт планирования на такой длительный срок, — поделился своим мнением депутат Константин Ашифин. — Понятно, что мы находимся в общероссийском тренде. Но жизнь сегодня стремительно меняется, и тяжело представить, что будет чрез 15–17 лет. Если касаться самой Стратегии, то здесь нужно формировать задачи для конкретных исполнителей, для конкретных структур. Документ должен носить более прикладной и понятный характер, а цели нужно ставить более четкие и емкие. Чтобы человек, прочитав Стратегию, хорошо понимал, каким же будет город, в котором он живет, через какое-то количество времени. Например, я лично хотел бы понять, когда у нас появятся велодорожки, о которых власти говорили не раз. Будет ли у нас организовано велодвижение или нет? А ведь есть много наработок по этому вопросу. Еще один пример касается водохранилища. Мы не раз слышали о программе его реновации, очистки. Будет это сделано или нет? Что мы получим в результате? Опять же, что с метро? Вопросов много. Полагаю, что нам не стоит торопиться с принятием Стратегии, нужно проработать ее с учетом частных задач. Но в целом замечу, что сама работа над таким документом — это правильный вектор, который формирует некий взгляд в будущее, чтобы мы все понимали, куда нам предстоит двигаться. Хорошо, что есть дискуссия, споры. Главное, чтобы все не скатилось в пустую формальность. Если мы правильно отработаем все ключевые моменты, у нас появится исторический шанс создать реальную полновесную Стратегию.

 

Подпишитесь на новости Воронежа в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах