— Сегодняшняя наша встреча призвана дать ответ на вопрос, что же такое «Умный город», — отметил Вадим Кстенин в приветственном слове. — Моя точка зрения, как воронежца и градоначальника, скорее всего, будет отличаться от видения узких специалистов. По моему убеждению, внедрение технологий «Умного города» зависит от стартовых условий, в которых находятся многие российские города. И тут вопрос в том, что первично, а что вторично — то есть, вопрос правильной расстановки приоритетов. Нужно четко понимать, какой запрос сегодня идет от населения и, в первую очередь, сосредоточиться на выполнении самых важных задач, безусловно, выстраивая и долгосрочную стратегию «поумнения». Надо понимать, что внедрение цифровых технологий среди ожиданий и потребностей людей стоит далеко не на первом месте.
Безусловно, в мировой практике существуют совершенно удивительные решения, например, в сфере общественного транспорта — когда автобусы передают светофорам информацию о своем месторасположении, скорости и количестве пассажиров. Если в салоне много людей, то светофор подождет и пропустит транспортное средство, а на остановке на специальном табло видно, с какой скоростью и каким количеством пассажиров передвигается автобус, чтобы люди могли сориентироваться и принять соответствующее решение.
— Можно приводить еще сотни умных решений для современного мегаполиса, но я считаю, что никакой «Умный город» не может быть построен без комфортной городской среды. Какие бы мы ни внедрили технологии, без решения простых общечеловеческих задач мы не поумнеем, — объяснил Вадим Кстенин. — Абсолютно поддерживаю идею, что умный город — для людей, а не для автомобилей.
Мэр поделился мыслью, что масштабный ремонт дорог не приводит к снижению аварийности, и это говорит о необходимости кардинальных изменений подходов к организации дорожного движения: от ограничения скорости до устройства антикарманов.
— Мое мнение: сколько бы мы ни строили дорог и развязок, но машин будет становиться все больше, и это не приведет к повышению комфортности для горожан в целом. Наоборот, снижение автомобилизации и создание качественной системы городского транспорта, повышение качества пешеходных связей, развитие безбарьерной и безопасной среды передвижения, развитие велоинфраструктуры, общественных пространств — вот факторы, формирующие настоящий «Умный город», — констатировал глава Воронежа.
Вадим Кстенин отдельно остановился на том, что при реализации всех проектов и планов администрации города огромную роль играет работа с активными горожанами, с общественностью:
— Воронежцы от меня сегодня требуют сделать их жизнь и среду комфортной, начиная с простых, но в масштабах города-миллионника очень капиталоемких вещей. Весь вопрос в правильном формировании общественного запроса, и здесь необходима помощь различных общественных институтов для правильного диалога граждан и власти. Очень сложно, например, объяснять людям, почему платные парковки — это благо для города или почему подземные переходы не повышают безопасность, а наоборот, становятся источником повышенной опасности и аварийности, и так далее, — сказал мэр. — Хотелось бы видеть в нашем городе такие общественные институты, которые будут, опираясь на мнение горожан, международную практику и статистику собственных исследований, готовить предложения для власти с целью правильной расстановки приоритетов развития.
Также в рамках пленарной сессии глава Воронежа остановился на проблемах кадрового дефицита и энергосбережения.
Кстати, до основных мероприятий форума Вадим Кстенин вместе с заместителем губернатора Воронежской области Виталием Шабалатовым принял участие в бизнес-завтраке, к которому присоединились крупные промышленники, строители, девелоперы, банковский сектор и т.д. Спикеры подробно ответили на все вопросы, интересующие сегодня предпринимателей — от благоустройства общественных пространств до стратегии развития Воронежа на многие годы вперед.