МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Воронеж

В Воронеже создадут новую схему организации дорожного движения

Почему научные разработки не сокращают длину пробок

Мэрия Воронежа намерена к ноябрю 2019 года разработать новую комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД) на период до 2032 года. Глава города Вадим Кстенин недавно подписал соответствующее распоряжение по этому поводу.

Управлению транспорта предстоит найти подрядчика на выполнение научно-исследовательской работы. Исполнитель должен будет создать единую информационную базу данных о существующем состоянии, прогнозируемых изменениях и перспективах развития транспортной инфраструктуры Воронежа с учётом развития пригородных районов. Стоимость работ оценивается в 30 млн рублей

Прежнюю КСОДД разработал Московский научно-исследовательский институт автомобильного транспорта в 2011-2012 годах за те же 30 миллионов. Съема была рассчитана до 2017 года. По мнению чиновников, она утратила свою актуальность, так как «значительную часть рекомендаций проектировщиков городские власти уже выполнили».

Руководитель областного транспортного департамента Максим Оськин согласен со своими городскими коллегами и тоже ратует за обновление. В частности, он обратил внимание на тот факт, что старая схема не предусматривала строительства дублёра Московского проспекта. Честно говоря, этот пример в первую очередь заставляет задуматься о профессионализме разработчиков: ведь эта тема стала проблемной для города не вчера, а задолго до начала разработки прежней КСОДД. Могли бы и предусмотреть.

Новые требования

Кстати, теперь требования к разработке КСОДД регламентированы законом «Об организации дорожного движения», он вступает в силу с 30.12.2018 года. Схема должна быть разработана для каждого населённого пункта с населением свыше 10 тыс. чел. и размещена на официальном сайте органа местного самоуправления. Для определения постоянных схем движения автомобилей и пешеходов будут разрабатываться проекты организации дорожного движения (ПОДД). Впредь, прежде чем установить очередной запрещающий знак, нужно будет разработать, согласовать и утвердить такой проект.

Причём, разрабатываться ПОДД должны не только при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, проведении спортивных и культурных мероприятий (велогонки, кроссы, ярмарки и гуляния), но даже при повышении интенсивности дорожного движения накануне выходных и нерабочих праздничных дней. Размещение на дороге технических средств организации движения, не предусмотренных документацией, не допускается.

Данные меры должны ограничить безудержное желание властей всё время что-то менять и запрещать, особенно без предупреждения автомобилистов. У водителей появится дополнительная возможность для защиты своей позиции в судах в случае необоснованного привлечения к ответственности за нарушение требований дорожного знака, не пойми как и когда появившегося на дороге.

«Здесь играем, здесь не играем»

Но давайте пока чуть пристальнее глянем на содержание научной мысли и результаты её внедрения в городскую жизнь. Итак, 6 лет назад проектировщики предложили три варианта схемы в зависимости от сроков и стоимости реализации. Первый вариант назвали «бюджетным» и оценили в 150 млн руб. Согласно ему, за два года предусматривалось обустроить нескольких внеуличных парковок, изменить режим работы отдельных светофоров, осуществить первичные шаги по улучшению работы общественного транспорта.

Второй вариант («компромиссный») был рассчитан на 3 года. В дополнение к первому он предусматривал уширение проезжих частей на отдельных улицах и оценивался уже в 4 млрд руб.

Ну, а третий вариант «высоких инвестиций» предполагал строительство к 2017 году 12 транспортных развязок, десятка внеуличных парковок, подземных и надземных пешеходных переходов, изменение организации движения на ключевых перекрёстках, обустройство пешеходных зон. Приблизительная стоимость этого варианта - свыше 27 млрд руб. (кстати, эта сумма почти в 2 раза превышает расходную часть бюджета областного центра).

Тут бы обратить внимание москвичей на тот факт, что в Воронеже даже на первый вариант денег никогда не было, и поинтересоваться: кому нужны такие футуристические проекты? Однако спрашивать было некому: презентация прошла на ура в тесном кругу разработчиков и заказчиков.

Реализация указанных мероприятий должна была обеспечить снижение транспортных задержек на 15-25 % (в зависимости от выбранного варианта). Какой вариант КСОДД был принят к исполнению, так и осталось тайной за семью печатями. 

По горячим следам мэрия заявила о скором начале строительства сразу трех транспортных развязок и предложила народным голосованием выбрать самую необходимую из них. В 2013 году горожане с энтузиазмом предложили начать с пересечения улицы Остужева с Ленинским проспектом. В мэрии год подумали и объявили, что открытый конкурс на строительство транспортной развязки в ближайшее время проводиться не будет: денег нет.

Тем не менее, кое-что получилось. После строительства новой дороги по Тимирязева заметно улучшилась транспортная связь Северного микрорайона с Берёзовой рощей. Установлены километры пешеходных ограждений, проведено уширение проезжей части нескольких улиц, построен десяток новых светофорных объектов, осуществлялась замена ламповых светофоров на светодиодные. Впрочем, всё это в той или иной мере делалось и раньше, безо всяких КСОДД. Ну, и наконец завершается довольно проблемное строительство (единственной из обещанных) транспортной развязки на пересечении 9 Января и Антонова-Овсеенко.

Вместе с тем, я так и не увидел предусмотренных КСОДД внеуличных пешеходных переходов на проспекте Революции, у памятника Славы и Юго-западного рынка. Не появилось ни многочисленных внеуличных парковок, ни обустроенных пешеходных зон. Продолжают работать и десятки светофорных объектов, приговорённых к ликвидации одновременно с началом движения по новым транспортным развязкам.  Однако это не поколебало уверенности чиновников в том, что документ «уже в основном выполнен».

Инновационный прорыв

В то же время мы были свидетелями проведения каких-то сомнительных экспериментов по введению одностороннего движения, ликвидации пешеходных переходов, установке запретов на парковку. Такое впечатление, что местные начальники просто не знают других практических мероприятий по изменению организации движения, кроме установки и демонтажа дорожных знаков.

Как показала жизнь, подобные опыты создавали лишь дополнительные неудобства горожанам да увеличивали объёмы поступлений от штрафов. Заявленное сокращение длительности заторов на 15-25 % обернулось очевидной насмешкой. На Московском проспекте ситуацию не спасли даже «умные» японские светофоры, которые, по заверениям властей, должны были сократить время движения по магистрали ещё на 30 %.

Во всём мире избавляются от пробок за счёт строительства новых дорог, транспортных развязок и внеуличных парковок, развития общественного транспорта и велосипедной инфраструктуры, создания удобства для пешеходов. В Воронеже всё не так. Нас призывают радоваться единственной за последние 30 лет развязке, полчищам «ПАЗов» и «Газелей», десяткам ликвидированных переходов, уширению проезжей части за счёт тротуаров, отсутствию велодорожек. Ну, и естественно, введению платных парковок.

Московские учёные поддержали тренд и предложили организовать «пилотное внедрение инновационных методов повышения безопасности движения пешеходов». Мощно задвинули! Но вся «инновация» заключалась в идее обустройства островков безопасности для пешеходов посередине проезжих частей шестиполосных дорог.

Вообще-то такое требование является обязательным ещё с 80-х годов прошлого столетия и отражено во всех действующих государственных стандартах, касающихся безопасности движения пешеходов. В центре Лондона эта «инновация» была внедрена аж в 1895 году. Однако у нас и в XXI веке мировой опыт внедряется с большим скрипом. Неслучайно до сих пор около трети от всех ДТП в Воронеже совершаются на организованных пешеходных переходах.

А ещё в КСОДД был задекларирован «приоритет общественных интересов перед частными». Однако правоповоротный съезд на Придонской на новой развязке сделали почему-то за счёт крайней правой полосы движения по Антонова-Овсеенко. Частную заправку никто подвинуть не посмел. Интересы бизнеса на деле оказались важнее городских транспортных проблем. Ну, тут уж учёных обвинять не в чем: они, действительно, хотели как лучше.

Вот и получается, что 30 млн руб. из казны были заплачены лишь за красивые презентационные картинки и заведомо несбыточные идеи. Тут бы всерьёз задуматься об эффективности вложения бюджетных средств, дать реальную оценку качеству разработанных мероприятий, разобраться в причинах неисполнения научно обоснованных инженерных решений. Однако местным чиновникам вникать и анализировать некогда: пора новую схему разрабатывать. Ещё более грандиозную и впечатляющую. Особенно с учётом того, что вряд ли кто из её нынешних апологетов удержится во власти до 2032 года.

 

Подпишитесь на новости Воронежа в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах