МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Воронеж

Гоните ваши денежки: россияне массово становятся жертвами интернет-мошенничеств

«Мы стали жертвами мошенников, оплатив весь семейный отдых в Абхазии, выяснилось, что там нас никто не ждет! (орфография и пунктуация авт.) В новостях по первому каналу было сказано, что злоумышленников не найти. Как так? И что делать дальше? Ведь оплата была перечислена на расчетные счета зарегистрированной организации, со всеми реквизитами. Сколько еще будет существовать эта безнаказанность за мошенничество? Нас сотни пострадавших по России!»

С такими словами люди, ставшие жертвами очередного мошенничества, планировали обратиться к Президенту Владимиру Путину. Никакого ноу-хау жулики на сей раз не изобрели: зарегистрировали сайт с рекламой прелестей абхазского пансионата «Сосновая роща» и начали активно продавать путевки. Охотно отвечали на вопросы потенциальных туристов, но как только те переводили деньги, связь прерывалась. Наторговали неплохо — на текущий момент известно уже о более чем двухстах пострадавших. Многие из них узнали о том, что обмануты, только по прибытии в Абхазию. Первый канал, предупреждая потенциальных покупателей путевок, дал комментарий представителя Ростуризма Дмитрия Горина, который обратил внимание на несколько моментов: смотрите, мол, на репутацию продающей туры компании, имейте дело только с теми, кто предоставляет кассовые чеки в своем офисе. И неплохо бы проверять ресурс на добросовестность. Понятно, что лишает граждан бдительности — путевки, которые продавались в интернете, существенно дешевле. А экономят сейчас все сплошь и рядом. Наличие офиса тоже не всегда является гарантией: офис, знаете ли, очень легко закрыть.

Несостоявшиеся туристы уже организовались в группу и намерены требовать решительных поисков преступников и возврата затраченных средств. Они тешат себя иллюзией: если фирма располагалась в интернете, значит, можно найти ее следы. Если деньги переводились на какие-то счета, значит, можно проследить их передвижение. По логике вещей, они правы. С одной лишь поправкой: если кто-то будет все это искать.

Приведу один пример из личного опыта, который я приобрела немногим больше года назад. В один злополучный день мне позвонила девушка, представилась сотрудником Сбербанка, уверенно назвала дату открытия мною дебетовой карты и срок ее окончания, в общем, профессионально запудрила мне мозги. Одного не такого уж хитрого профессионального приемчика хватило, чтобы я потеряла бдительность, и моя карта оказалась опустошена. На руках у меня остался мобильный телефон звонивших и воспоминания о потерянной сумме (слава Богу, не очень большой). Заявление в полицию я писала без особой надежды, хотя где-то в глубине души все же теплилось что-то такое: ведь есть телефон, можно проследить путь денег, пока еще не слишком поздно…

В СУ УМВД Ленинского района мое заявление приняли, более того — возбудили уголовное дело. Меня допросил дознаватель, потом следователь. Из разговора с последним я поняла, что для установления следов похищенных денег он должен сделать специальный запрос в Сбербанк, в одно из его подразделений, отвечающее за предоставление такой информации. Срок ответа — то ли месяц, то ли еще больше. Понятное дело, что за это время следы совершенного преступления растают, как сигаретный дымок. Меня в тот момент поразила эта информация. Ведь данные о моей карте могли знать только сотрудники Сбербанка — либо бывшие, либо до сих пор действующие. Значит, кто-то эту информацию «сливает», чтобы зарабатывать на ней деньги, и кому как не самому банку нужно ликвидировать источник утечки информации о клиентах. Но огульно обвинять банк, не зная, все ли возможное в реальности делает следствие? Это показалось мне не правильным, и я просто стала ждать. Ожидание ответа растянулось более чем на год. Его и сейчас нет, этого ответа. Во всяком случае, в момент, когда верстается этот номер, следователь его мне так и не предоставил.

Иметь надежды на поиск преступников можно, но можно ли всерьез на это рассчитывать? Вряд ли. В истории с лжепутевками меня насторожил один момент: мошенники распространяли необеспеченный продукт в течение какого-то времени — речь идет не об одном-двух днях — значит, владельцы пансионата «Сосновая роща» должны были насторожиться. Должна была обеспокоиться и официальная компания-дилер, которая на самом деле продает туры в этот пансионат. Но все было как-то уж слишком тихо и мирно. Никого появление на рынке вора-продавца не навело ни на какие мысли. Удивляет и отношение Сбербанка к утечке строго секретной коммерческой информации о клиентах. Подумаешь, возбудили очередное дело, подумаешь, утекла… Однако держать деньги на картах этого банка я больше не хочу.

Никакого вывода из такого опыта не сделаешь. Из него вынесешь только одно: понимание о том, что ничто не гарантирует нас от обмана, это раз. И во-вторых, что никто и никогда этот обман не раскроет, потому как никому это не нужно.

 

Подпишитесь на новости Воронежа в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах