Воронеж — перемены, Липецк — нет сил…
В первой группе рейтинга оказались следующие градоначальники Черноземья: Юрий Галдун (Белгород) — 3 место, Вадим Кстенин (Воронеж) — 12, Наталья Макаревич (Тамбов) — 20 место, Евгения Уваркина (Липецк) — 24 место.
Успех Юрия Галдуна политологи практически не комментируют, достижения Белгорода очевидны, и где там заслуга Галдуна, а где Савченко, в принципе не так уж и важно.
Тамбов, хоть и не блещет такими достижениями, как Белгород, но ситуация в городе относительно спокойная, так что тоже для анализа слишком мало ярких фактов.
А вот Воронежу и Липецку внимание большое. Воронеж набирает темпы, а в Липецке все спокойно только внешне.
Аналитики «Рейтинга» подчеркивают, что указ Президента о вхождении Вадима Кстенина в состав совета по стратегическому развитию нацпроектов, а также решение премьер-министра, включившего мэра в состав правительственной комиссии по развитию городской среды, укрепляют позиции градоначальника.
Тестом на эффективность муниципальной власти стала пандемия коронавируса. В начале апреля, подчеркивают эксперты, Воронеж лидировал по уровню самоизоляции среди городов-миллионников.
Выявляемые точки вспышек коронавирусной инфекции своевременно локализовались. Ряд объектов, в частности, корпус воронежской больницы «Электроника», из-за подозрения на вспышку коронавируса изолировался.
Эксперты отмечают также шаги городских властей по поддержке населения и бизнеса. По инициативе мэра в гордуму был внесен проект решения о снижении для предпринимателей ставки ЕНВД в два раза — с 15 процентов до 7,5 процента.
Что касается Евгении Уваркиной, то вот мнение о ее работе социолога Дмитрия Лобойко:
«Евгения Уваркина год возглавляет Липецк и начала карьеру не триумфально. При голосовании из 45 депутатов за нее проголосовали лишь 25. Однако осенью парламент переизберут. Совершенно очевидно, он будет серьезно обновлен, у Уваркиной есть шансы получить лояльное большинство.
В помощь ей — замена смешанной системы выборов на мажоритарную. Одномандатников при наличии административного ресурса провести проще. В минусе оказывается парламентская оппозиция, которая, в отсутствие популярных в городе политиков и серьезных финансовых ресурсов, рискует уменьшить свое представительство в парламенте. Или вовсе лишиться мандатов.
Такая ситуация ранее могла сложиться с КПРФ. Но в последний момент не стали создавать скандал. В сегодняшней ситуации избиркому можно не проявлять творчество на этапе регистрации…
Предстоящие выборы — экзамен и для Евгении Уваркиной, и для губернатора Игоря Артамонова. Недовольство главой региона куда выше, чем мэром областной столицы.
Мнение народа
В Брянске в местных социальных сетях заговорили о состоянии остановок общественного транспорта и устанавливаемых на них павильонах. Некоторые блогеры говорят, будто эти павильоны имеют очень неприглядный вид и годятся скорее в качестве навесов для контейнеров с мусором. Не согласные с этим ругают критиков за отсутствие любви к Брянску. В общем, есть спор, дискуссия. А за всем этим — существенная проблема для города: проблема эстетики, т.е. его художественного оформления, внешнего вида. Это очень важно для любого города.
Если бы в Липецкой области была дееспособная оппозиция, то для того, чтобы спутать карты администрации города и региона, им хватило бы провести от 17 до 25 депутатов, получив либо «блокирующий пакет», либо большинство в горсовете. Вся кампания стоила бы в диапазоне от 30 до 50 миллионов рублей. Небольшие ресурсы для влияния на региональную политику.
Но в Липецке нет сил, готовых инвестировать в политические проекты стоимость одной-двух приличных московских квартир. А значит, Уваркиной и Артамонову опасаться, скорее всего, нечего».
Курску будет легче, чем другим
Во второй группе рейтинга всего один черноземный мэр — Виктор Карамышев (Курск) — 33 место. С учетом, что в списке всего 88 позиций, 33 место — это даже намного выше середины, что, несомненно, успех для Виктора Николаевича, который занимает свой пост менее года.
Замдиректора Института социальных и экономических исследований финуниверситета при Правительстве РФ Максим Васильев: «В Курской области режим «Повышенная готовность» был объявлен в конце марта. Глава областного центра Виктор Карамышев оперативно отреагировал на ситуацию — достаточно быстро были организованы дезинфекция общественного транспорта, общественных пространств, контроль над работой торговых точек.
На муниципальном уровне принят ряд решений в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся арендаторами муниципального имущества. Им может быть предоставлена отсрочка по арендной плате за апрель-июнь 2020 года.
Срок отсрочки арендаторы вправе предлагать самостоятельно, но не позднее 31 декабря 2021 года. Аналогичные меры предусмотрены и для тех, кто осуществляет торговую деятельность в нестационарных торговых объектах, то есть киосках или павильонах.
Впрочем, подобные решения приняли главы многих российских городов. А вот в Курске пошли дальше и решили не применять до 1 октября 2020 года штрафные санкции в отношении предпринимателей, которые ранее заключили договоры купли-продажи муниципального имущества, но в связи со сложившейся ситуацией не могут своевременно вносить платежи по договорам.
С просьбой о помощи к главе города обратились представители рекламного бизнеса, оказавшиеся в неоднозначной ситуации. Рекламный бизнес не попал в список наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции, работать им никто не запрещал, но рекламные услуги сейчас почти не востребованы.
Встреча, проведенная мэром с рекламщиками, дала возможность обсудить, чего ждут предприниматели и чем может им помочь город.
Стоит отметить, что мэру пока удается пройти режим самоизоляции без серьезных скандалов с участием подчиненных. Видимо, команда Виктора Карамышева очень хорошо понимает, что на муниципальных чиновниках лежит большая ответственность за каждое слово и поступок.
Впрочем, один скандал в мае в Курске случился, но мэрия смогла быстро «отыграть» ситуацию. Местные СМИ рассказали о закупке двух дорогостоящих автомобилей, что в непростых экономических условиях вызвало шквал негативных комментариев в соцсетях. В тот же день глава города закупку отменил и поручил перенаправить высвобожденные средства на ремонт городских школ.
Это говорит о том, что руководство города не забывает о старых «докоронавирусных» обязательствах — в городе продолжается строительство новой школы, озеленение (некоторые проекты реализуются впервые), приводятся в порядок дороги.
Кстати, сейчас городские власти не стараются делать вид, что все хорошо, и недостатки, допущенные подрядчиком по той или иной программе, больше не обсуждаются кулуарно — претензии и требования сделать работу качественно озвучиваются в публичной плоскости».
Политолог, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления КГУ Владимир Слатинов: «На деятельность властей областного центра в последние месяцы решающее влияние оказывает режим борьбы с эпидемией коронавируса. Региональные власти, и так доминирующие в местной повестке, задают обязательные к исполнению опции для руководства облцентра. Последнее больше выступает в качестве оператора спущенной сверху программы.
Городские чиновники сориентированы на контроль за выполнением элементов режима самоизоляции, так называемого «масочного» режима, ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов. С данными задачами руководство города в целом справлялось.
Воспользовавшись отсутствием на улицах города большей части граждан, власти сделали упор на меры по благоустройству, и эта линия оправдала себя — город в целом выглядит сегодня довольно чистым и ухоженным.
Приоритет в благоустройстве отдан местам массового отдыха, их активно готовят к наплыву посетителей, когда уставшее от режима самоизоляции население ринется в парки и на пляжи. Работы в этих местах мэр контролирует лично, посещает с инспекциями и другие точки благоустройства, скажем, построенные недавно новые микрорайоны.
Городские власти ведут диалог с различными бизнес-сообществами, и хотя ресурсные возможности муниципалитета в части помощи малому и среднему бизнесу не слишком высоки, отдельные меры удалось принять.
Но способность действовать на опережение в помощи предпринимателям городские власти демонстрируют не всегда удачно. В последней декаде мая на Центральном рынке города (принадлежит муниципалитету) началась стихийная протестная акция предпринимателей.
Они требовали отмены арендной платы на период режима повышенной готовности, а также снижения арендных ставок до конца года, указывая, что уровень этих ставок — один из самых высоких в городе, выше, чем в частных торговых центрах.
Прибывший на акцию заместитель мэра, курирующий экономику и «делегированный» в команду Карамышева из областного комитета финансов, в котором занимался бюджетными доходами, сообщил о «беспрецедентном» решении отменить арендную плату за апрель.
Людям, потерявшим возможность зарабатывать и кормить семьи, объяснили про важность пополнять бюджет ради исполнения социальных и прочих обязательств.
Общественный резонанс по поводу акции и странных разъяснений городского чиновника заставил мэрию объявить о переговорах с предпринимателями по поводу возможного продления моратория на платежи и снижения ставок по аренде.
Тем более, что параллельно выплыла история о приобретении администрацией Центрального рынка дорогого автомобиля «Тойота», который фактически используется мэрией. На фоне историй со ставками аренды на рынке имиджевые потери городской администрации очевидны.
Тем более, что к ним добавилась новая «автомобильная» история. Газета «Курские известия» опубликовала информацию о запущенной в марте этого года закупке мэрией еще двух автомобилей «Тойота» стоимостью более 2 миллионов рублей каждый. Разгоревшийся публичный скандал, получивший широкое освещение в региональных медиа, был остановлен самим мэром, лично сообщившим об отмене одиозного приобретения.
Замедленная реакция курских городских властей на проблемы, обусловленные «коронакризисом», проявилась и в резонансной истории с установлением тарифа на ремонт и содержание жилья.
В феврале тарифы, которые не менялись несколько лет, были повышены для муниципального жилья и многоквартирных домов, в которых собрания жильцов не установили иных параметров. По сложившейся традиции управляющие компании начали «подтягивать» тарифы до уровня, установленного городскими властями, а граждане, находящиеся в режиме самоизоляции и в условиях падения доходов, получили с 1 апреля квитанции с заметно возросшей квартплатой.
На возникший резонанс и многочисленные обращения чиновники мэрии и руководители горсобрания отвечали довольно путано, местами едва ли не обвиняя жителей города в нежелании проводить собрания и самостоятельно устанавливать тарифы.
В конечном счете, все же было принято решение о рассмотрении горсобранием вопроса о заморозке новых тарифов до 1 июля под предлогом невозможности проведения собраний в условиях режима самоизоляции. В конце апреля заморозка тарифов была утверждена.
Отношения Виктора Карамышева, считающегося политическим тяжеловесом, с областными властями развиваются относительно ровно, особенно учитывая возросшие в связи с эпидемией полномочия глав регионов. Однако это не отменяет обостренного внимания губернаторской команды к политическим телодвижениям мэра.
В сентябре должны состояться довыборы в Курское горсобрание по одному из округов. О желании выставить свою кандидатуру объявил близкий к Виктору Карамышеву глава региональной «Деловой России» бизнесмен Олег Малахов, заручившийся поддержкой в реготделении «партии власти» и первоначально довольно благосклонно встреченный близкими к областной власти медиаресурсами.
Однако, как в известном анекдоте, концепция внезапно изменилась, и о желании стать депутатом горсобрания объявил ректор Юго-Западного госуниверситета (бывший Курский политехнический институт) Сергей Емельянов.
Неожиданное решение ректора вуза принять участие в городских выборах связывают с желанием областного руководства продемонстрировать мэру приоритет своего мнения по указанной проблеме. Олег Малахов объявил об отзыве заявления на выдвижение, а на праймериз «Единой России» против Сергея Емельянова выставлены откровенно слабые противники.
Летом исполнится год, как Виктор Карамышев стал мэром Курска. За время пребывания в должности ему удалось нарастить муниципальный бюджет (договорившись об увеличении доли налоговых отчислений в городскую казну), провести структурные и кадровые изменения в мэрии, заметным образом изменить ситуацию с благоустройством и качеством городской среды.
При этом органичной и профессиональной команды в областном центре пока не сложилось, ряду новых персоналий в руководстве муниципалитета явно требуется более широкий набор компетенций в сфере городской экономики и социальной политики.
Структура управления остается во многом инертной, кадровая ситуация требует перезагрузки, городское руководство должно внимательнее относиться к принципам этики и проблемам публичного позиционирования. Актуальной остается и проблема поиска балансов между политико-управленческой автономией и зависимостью от настроений и оценок региональных властей».
…Тем не менее, перспективы у Курска есть. Ему будет полегче, чем другим городам Черноземья. Упомянутый в самом начале политолог Сергей Белоконев полагает, что в сегодняшних условиях «тяжелее мэрам, плохо освоившим ранее современные средства коммуникации с городом. Заметно, что в условиях эпидемии мэрам таких городов, как Казань, Сочи, Курск, Вологда и другим, начавшим в 2018-2019 годах осваивать цифровые технологии в управлении городом, интерактивное взаимодействие власти с горожанами, будет легче справляться с чрезвычайной ситуацией».
В Орле не могут, а в Брянске хотят…
В третьей группе рейтинга мэров Александр Макаров (Брянск) — 73 место и Василий Новиков (Орел) — 83 место. При этом Брянск мечтает о прямых выборах мэра, а Орел сетует, что градоначальник, хоть и не раздражает, но и проблем не решает..
Философ Владимир Горбачев: «Имеющая место пандемия коронавируса словно бы заслонила собой иные проблемы в обществе, вытеснила на обочину другие повестки дня и информационные сюжеты. Но ведь жизнь продолжается, и надо по-прежнему вести речь о ней. А жизнь большого города всегда дает поводы для этого. И речь не только о вирусной инфекции.
Тем более, что в последние годы в Брянске проводится большая работа по реконструкции дорог и тротуаров, скверов и парков, активно строится новое жилье. Все должно быть красивым! А как иначе?
Действительно: проводится большая работа. Но после нее, к сожалению, остается немало недостатков, которые бросаются в глаза. С приходом весны это особенно становится заметным. Например, плохая плитка на тротуарах, не убранный после укладки бордюров мусор, торчащая из земли металлическая арматура, плохо установленные светофоры и т. д.
Встречаются пешеходные переходы, где во время дождя без резиновых сапог никак не пройти! Как и без известных крепких русских слов, которые принято называть непечатными.
За все эти огрехи-недоделки должны отвечать соответствующие структуры, которые получают за сделанную работу деньги из бюджета. А бюджет, как известно, — это деньги, полученные посредством собираемых налогов с нас, налогоплательщиков.
Вот поэтому мы и вправе высказывать свое мнение о качестве тех же самых павильонов на остановках общественного транспорта, а власть, на мой взгляд, не вправе обижаться на нас, жителей города, за высказываемое мнение. Наоборот, активных и не безразличных к делам своего города граждан надо лишь приветствовать, ведь они не проходят мимо общезначимых для всех нас проблем.
И еще вот одна проблема, но не связанная с эстетикой внешней городской среды. Сегодня слово «обнуление» стало очень даже популярным. Обнуление — это как бы возврат к исходным ситуациям, проблемам, позициям.
Так вот, почему бы политической общественности Брянска не возвратиться к теме прямых и всеобщих выборов первых лиц города? Вирус — он ведь пришел не навсегда, он будет преодолен. А власть и граждане — это надолго и всерьез.
И граждане имеют все основания для того, чтобы этих лиц все же избирать на прямых и всеобщих выборах. В современном городе ведь все должно быть красиво, и не только остановки общественного транспорта, не так ли?».
Главный редактор газеты «Орловская среда» Татьяна Филева: «Можно сказать, что мэр Орла Василий Новиков — одна из наименее раздражающих политических фигур в регионе, особенно в сравнении с целым рядом областных чиновников, действия которых подвергаются резкой критике в СМИ и соцсетях.
В последние несколько месяцев мэр демонстрирует активность во взаимодействии с гражданами, оперативно реагирует на жалобы жителей в социальных сетях, часто бывает в своем избирательном округе, регулярно проводит совещания по актуальным проблемам жизнедеятельности города — например, периодически собирает заседания оперативного штаба по вывозу мусора, контролирует ход ремонта дорог и дворовых территорий.
На мой взгляд, такая активность, безусловно, связана с предстоящими в сентябре выборами в Орловский горсовет: скорее всего, мы увидим Василия Новикова в списке кандидатов от «Единой России».
С другой стороны, как глава города господин Новиков пока не смог добиться практического решения ни одной значимой для города проблемы. Возглавляемый им штаб по вывозу мусора заседает регулярно, однако ситуация в этой сфере не меняется. Мэр периодически выражает недовольство работой городского транспорта (в Орле это — одна из главных проблем), требует принять меры к перевозчикам, но администрация города вместе с перевозчиками эти требования фактически игнорируют.
Кроме того, в отношении целого ряда проблем, вызывающих нарекания граждан, мэр занимает позицию невмешательства. Например, в городе активно вырубаются зеленые насаждения, проводятся непрозрачные конкурсы по отбору городских территорий для благоустройства, предпринимаются попытки «реконструировать» территорию памятников истории и культуры и т. п., о чем буквально «кричат» СМИ и общественность, а глава города просто не реагирует.
То есть у граждан складывается впечатление, что мэр просто не имеет влияния на действия городской администрации во главе с сити-менеджером Муромским, хотя и является непосредственным его работодателем, а по большому счету не обладает каким-либо значительным политическим и административным влиянием вообще.
Аналогично и в ситуации с коронавирусом: все решения фактически принимаются на областном уровне, а мэр и возглавляемый им горсовет следуют в фарватере в силу своих полномочий».