МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Воронеж

Над Платоновфестом навис гамлетовский вопрос

Фестиваль искусств закончился на скандальной ноте

17 июня в столице Черноземья завершился 8-й Платоновский фестиваль искусств. Завершился не только овациями зрителей, но и резкими заявлениями художественного руководителя этого творческого форума Михаила Бычкова в адрес руководства областного департамента культуры. По мнению господина Бычкова, это был лучший из всех восьми фестивалей. Но будущее Платоновфеста под угрозой.

Многомиллионные траты на спектакль «100% Воронеж» глава региона счел неоправданными. Фото platonovfest.com

В потоках бутафорской крови

Для начала — о том, чем запомнится восьмой Платоновский. Программа фестиваля, как всегда, была насыщенной и разнообразной, а организация мероприятий — на весьма достойном уровне. За этим, бесспорно, стоит напряженный труд большого количества людей — от дирекции до волонтеров.

Одним из наиболее ожидаемых театральных событий был спектакль одного из самых известных российских режиссеров современности Юрия Бутусова «Макбет. Кино» (театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург).

Бутусов уверен: ставить классику как классику — «масло масляное». Поэтому погружает зрителя в воображаемый мир, состоящий из снов и видений. Время в спектакле, идущем пять часов, перестает ощущаться. Отдельные фрагменты пьесы неоднократно повторяются, порой разными героями. Сам режиссер сравнивает пространство спектакля с черной комнатой из «Сталкера», в которой исполняются желания. У Юрия Бутусова «Макбет» — история «о внутренней иллюзии, с которой мы иногда путаем реальную жизнь». Нельзя не восхититься игрой актеров спектакля — вернее, не игрой, а особым способом существования, требующим невероятных физических и эмоциональных затрат.

Платоновский фестиваль подарил зрителям уникальную возможность увидеть спектакль «Берлинер ансамбля» — театра, основанного выдающимся немецким драматургом Бертольтом Брехтом, пьесу которого «Кавказский меловой круг» и показали гости из Германии (реж. Михаэль Тальхаймер). Не секрет, что пьесы Брехта требуют мощной, экспрессивной манеры актерской игры, что и продемонстрировали актеры, занятые в постановке. Особо хотелось бы выделить исполнительницу главной роли Штефани Райншпергер — настоящую звезду современной австрийской и немецкой сцены, для которой, похоже, не существует невыполнимых актерских задач.

Единственное, что смутило — обилие крови (бутафорской, разумеется) в некоторых спектаклях, представленных на фестивале. И если у Дмитрия Крымова («О-й. Поздняя любовь», театр «Школа драматического искусства», Москва) в сцене мордобоя между героем и героиней (обоих, впрочем, играют мужчины) кровушка показана достаточно деликатно, то в постановках Бутусова и «Берлинер ансамбля» «кровотечение кровавой крови» поистине не знает берегов. Что это? Неужели современный театр начал обрастать своими — современными — штампами?..

Афиша фестиваля не обошлась без спектаклей, поставленных по произведениям Андрея Платонова. Здесь прежде всего необходимо вспомнить «Корову» — трогательный спектакль студентов театральной мастерской Геннадия Тростянецкого (РГИСИ, Санкт-Петербург). А гости из Болгарии (театр им. Стефана Кирова, Сливен) представили камерный моноспектакль по рассказам Платонова «Семен» и «Осьмушка». Актер Димитар Марков и режиссер Ивайло Гандев смело и жестко рассказали пронзительную историю об одиночестве.

Центральное событие фестиваля — вручение Платоновской премии. В этом году ее присудили актрисе Алле Демидовой и режиссеру Анатолию Васильеву — «за бесстрашие и достоинство в искусстве». Вручение премии состоялось после показа совместной работы лауреатов — спектакля «Старик и море» по Хемингуэю.

Порадовала публику музыкальная программа фестиваля, яркую точку в которой поставил камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Современная хореография была представлена постановками из Франции и Великобритании. Благодаря хорошей погоде состоялись все мероприятия, запланированные на открытом воздухе. Всего фестиваль посетили более 100 тысяч человек. Итоги впечатляют. И вдруг — скандал. Почему?

Кто заказывает музыку?

В самый разгар фестиваля врио губернатора Воронежской области Александр Гусев заявил, что акция «100% Воронеж» — не самое подходящее начало для столь масштабного форума, дав понять, что нечто более интересное можно было бы придумать, не прибегая к услугам зарубежных специалистов и дешевле затраченных семи миллионов рублей. Не исключено, что именно эти слова побудили Михаила Бычкова во время круглого стола по итогам фестиваля выступить с рядом резких заявлений. В частности, он отметил, что проект, ставший открытием фестиваля, готовился полгода, а гонорары зарубежных постановщиков при этом сопоставимы с теми, что получают за 1 час (!) работы приглашенные звезды на Рождественских балах, развлекая местную элиту.

Дальше — больше. По мнению Михаила Бычкова, глава региона не догадывается о том, как на самом деле обстоят дела в сфере культуры.

— Культурой региона занимаются люди, которые не заинтересованы в реальном развитии культуры и искусства в области, — сказал худрук Платоновфеста. — Мы готовили фестиваль в условиях сильнейшего давления и при попытках всевозможного вмешательства в его подготовку, включая программирование. И это выглядит очень смешно, нелепо и недостойно ни такого региона, как Воронежская область, ни такого фестиваля, как Платоновский. Вообще работать в атмосфере недоброжелательности, недоверия, высокомерия руководства департамента по отношению к людям культуры, руководителям учреждений — это очень неприятно. И я не понимаю, для чего это нужно терпеть.

Реакция не заставила себя ждать. Уже через несколько часов на закрытии фестиваля врио руководителя департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева произнесла краткую и вовсе не праздничную речь:

— Одна из миссий нашего форума — это показ лучших образцов российского и международного искусства, наполненных содержательными смыслами и образами, во многом созвучными творчеству Андрея Платонова. К сожалению, не все мероприятия фестиваля вызвали однозначный отклик профессионального сообщества и средств массовой информации. Нам нужно двигаться вперед. И я думаю, нам всем вместе — с деятелями культуры, с дирекцией Платоновского фестиваля необходимо определить векторы его дальнейшего развития.

Интересно, среди этих векторов рассматривается ли замена художественного руководителя фестиваля? Если да, то можно быть спокойным — в поисках худруков с «мировыми именами» департамент культуры в последние годы приобрел богатый опыт, тренируясь на оперном театре.

И еще один вопрос напрашивается сам собой. А разве «однозначный отклик» является признаком высокого художественного уровня? История знает тьму примеров (не будем их здесь приводить), когда новое, чувственное, настоящее вызывало противоречивую реакцию. И, напротив, реакция на пошлое и скучное была «однозначной». Так стоит ли стремиться к этой «однозначности»? Не получится ли так, что из опасения, будто местная публика «пока не готова это принять», нас лишат чего-то действительно значимого, наполнив будущие фестивали бесспорным, но усредненным содержанием?

Фото platonovfest.com, culturavrn.ru

Подпишитесь на новости Воронежа в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах