Замах на 100 миллиардов
Хотя, на мой взгляд, за 11,5 миллионов обосновать можно все, что угодно. Хоть метро, хоть космодром. Были бы деньги, а эксперты всегда найдутся. Миллионники Омск, Челябинск, Красноярск тоже начинали строить метро, но проекты эти были заморожены и в буквальном смысле засыпаны землей. То же самое может произойти и у нас. Можно иметь какие угодно амбиции, как угодно позиционироваться, но реалии жизни от этого не изменятся. От подачи проекта зависит только его внешний эффект, но не суть.
Плюсы метро очевидны — это быстрый и удобный вид транспорта. Там, где пассажиропоток огромен и метро окупается, оно просто незаменимо, но таких городов в России — раз, два и обчелся. Причем в самом прямом смысле, потому что прибыльной подземка является только в Москве и Петербурге. Радетели воронежского проекта тоже заявляют, что наше метро окупится за 15 лет, но это утопия. Подумайте сами.
Проект воронежского метро баснословно дорого стоит. Все зависит, конечно, от количества линий и станций, но уже сейчас понятно, что даже если не замахиваться, то меньше чем в 100 миллиардов (!) рублей проект не встанет. Чтобы метро функционировало на уровне рентабельности, ему необходим пассажиропоток в 22 тысячи человек в час. А теперь представьте себе, как это будет выглядеть в нашем городе. Мы не можем мечтать о том, что станции метро у нас будут — как автобусные остановки — находиться в шаговой доступности. Это слишком большая роскошь. Значит, до ближайшей станции метро большинству горожан надо будет либо далеко идти, либо ехать на наземном транспорте. А потом еще спускаться под землю и ждать поезда, который никогда не будет ходить раз в минуту, как в Москве. В часы пик, возможно, наполняемость метро будет приличной, но в остальное время вагоны станут возить воздух, и об этом говорят многие эксперты. Перевозка воздуха — это неизбежное генерирование огромных убытков, которые неотвратимо лягут на муниципальный бюджет (а кто еще будет содержать городское метро?). А если цена на билет будет адекватной его окупаемости, подземкой никто не будет пользоваться. Есть примеры. В Самаре еще в 2007 году на поддержание работы подземки требовалось 260 миллионов рублей в год, а зарабатывал метрополитен всего 80 миллионов. А в 2013 году самарский метрополитен перевозил всего 8 процентов городских пассажиров.
Не проект, а просто «бомбяо»!
Метро — это не только дорого, но и долго. На его строительство уйдут десятилетия. Вот тут, возможно, и кроется вся привлекательность идеи для ее ярых сторонников. Учитывая, какую склонность к погодовому удорожанию имеют в России практически все более или менее значимые проекты, можно предположить, что воронежский метрополитен — если такой проект все-таки состоится — станет неиссякаемой кассой для его реализаторов. Пока в землю будут закапываться миллиарды рублей, у проекта будут сторонники. И общественное мнение они должным образом подготовят, и картины свободных дорог нарисуют… Правда, потом может случиться, как в Омске или Красноярске. Но это еще когда будет! Начнется проект при одной власти, продолжится уже при другой. Закопать финансы будет легко, у нас умельцев по этой части достаточно, а вот раскопать или хотя бы понять, кто и куда закопал, будет уже трудно. Или невозможно. Потому, наверное, все чаще стали звучать предположения о том, что проект может превратиться в космического масштаба распил, такой, какого у нас еще никогда не было.
Недавно компания «Киносарг» показала видеопрезентацию будущего воронежского метрополитена. Одну пилотную линию уже сейчас оценивают в 43 с лишним миллиарда рублей. Есть не просто большие, а огромные сомнения, что Воронежу их дадут. Однако создать видимость реального обсуждения на высоком уровне вполне возможно. А под эту видимость так же реально выделить еще какие-то значительные бюджетные средства — например, на изыскания или проектирование несуществующего проекта. Таким образом, метро может начать высасывать из города деньги, не имея даже малейших перспектив стать реальностью.
Скептически отнеслись к проекту «Киносарга» воронежские общественники. Один из них — Виталий Иванищев — вызвал главу компании Игоря Березина на открытую дискуссию, но не был услышан. Большие деньги любят тишину, это каждый знает. Ну и подумаешь, что презентаторы, претендующие на экспертное мнение, делают ошибки в словах и «инвестиции» пишут через «и», то есть «инвистиции»? А в таком деле не писать нужно уметь, а считать. И даже если в проекте «Киносарга» что и не так, то спорить об этом могут только специалисты-эксперты. А эксперты кто? Они же.
Мнения наблюдателей разделились. Некоторые считают, что проект метро — всего лишь понты и амбиции. Наши власти очень любят ярлыки и статусы, и одним из них уже был «Воронеж — культурная столица СНГ». Но этот статус не избавил город от собачьих экскрементов, попадающихся на каждом шагу, и не разредил густой туман отборного мата, который висит на улицах — хоть ножом режь. Другие считают, что метро — это гигантский финансовый проект, просто денежный фейерверк, который кружит головы тем, кто сможет к нему прикоснуться. Как говорит нынешняя молодежь — не проект, а просто бомбяо! И чем менее он нужен городу, практичен и реален, тем больше верится в то, что кто-то на нем хорошо заработает.