Через месяц, 22 сентября, будут отмечать очередной «День без автомобиля». Наверняка несколько крупных чиновников показательно доберутся на работу без машины: кто-то якобы на маршрутке, кто-то на велосипеде. Произнесут в камеру умные слова про экологию, здоровый образ жизни. Ну а на следующий день все станет на круги своя. Настоящие любители велосипеда, желающие использовать его в качестве транспортного средства для передвижения по городу, останутся наедине со своими проблемами.
Велосипедистов в упор не видят водители, выезжающие с второстепенных дорог либо открывающие дверь после остановки. Даже на широкой и свободной дороге находятся «умники», которые проезжают буквально впритирку к велосипедисту. В пробке водители не дадут возможности проехать вплотную к бордюру. При этом между соседними рядами оставляют метровые зазоры, вынуждая велосипедистов лавировать в потоке. Сделаешь замечание — даже не понимают, о чем речь! В общем, велосипедисты только на бумаге полноправные участники движения. В действительности — все гораздо хуже.
От водителей часто приходится слышать упреки в незнании правил велосипедистами. Но ежегодно в разных концах страны погибают даже профессиональные спортсмены, знавшие ПДД назубок, проехавшие десятки тысяч километров по дорогам всего мира. От хама на дороге, увы, и три шлема на голове не спасают.
Палки в колеса
Несмотря на десятилетие обещаний, в Воронеже до сих напрочь отсутствует инфраструктура для безопасного передвижения по городу на велосипеде. В 2010 году строительство велодорожек было впервые включено в муниципальную программу повышения безопасности дорожного движения. Правда, без уточнения конкретных адресов. С тех пор написано несколько новых программ, но ни одной полноценной велодорожки в городе по-прежнему нет.
В 2013 году, будучи еще кандидатом на пост главы города, Александр Гусев заверил электорат, что в 2014-м будет построена сеть велодорожек на месте трамвайных путей по улицам Краснознаменной, Острогожской и Южно-Моравской. Годы прошли, рельсы с трудом убрали, но до велодорожек дело так и не дошло.
В 2014 году активисты велодвижения договорились объездить совместно с чиновниками весь город в поисках мест для обустройства велодорожек. После яркой презентации проекта под окнами мэрии оказалось, что сменить кожаные кресла кабинета на довольно жесткие велосипедные седла смогли позволить себе лишь пара сотрудников низшего управленческого звена.
Участники акции в окружении телекамер шумной толпой проехали пару километров по Плехановской и Московскому проспекту, раздали интервью и разъехались по домам. Уже на старте велопробега чувствовалось, что реально никто ничего делать не собирается: чаще всего звучали не идеи — как сделать, а причины — почему нельзя. Через пару дней об акции благополучно забыли.
В 2015 году помпезно открыли велодорожку на «Олимпике». По факту — нанесли пиктограммы с изображением велосипеда на асфальтированную лесную дорогу, обустроенную еще лет 20 назад. Однако очевидно, что это не та велодорожка, которая поможет сделать велосипед равноправным участником городского движения.
В прошлом году мэр Александр Гусев в очередной раз поручил профильным управлениям мэрии активизировать работу по организации велосипедного движения. На этот раз было заявлено о строительстве двух велодорожек по набережным города вокруг водохранилища. Пообещали сделать новый заезд на Северный мост, восстановить на нем тротуар, уложить новое покрытие на улице Переверткина, выделить место под велодорожку на Чернавском и Вогресовском мостах. Завершить строительство планировалось до конца лета 2016 года.
В конце прошлого года мэрия, действительно, отчиталась о вводе в строй новых велодорожек стоимостью 10 млн руб. и протяженностью 8 км. Проехав по анонсированному маршруту, я обнаружил полнейшее отсутствие какой-либо информации о том, что новый асфальт — именно велодорожка: нет ни знаков, ни разметки. На тротуаре Северного моста остались нетронутыми огромные провалы, сквозь которые можно созерцать водную гладь воронежского моря. Возможно, чиновники планировали устроить в этом месте аттракцион невиданной смелости для велосипедистов и пешеходов, но СМИ об этом не сообщали.
Часть нового асфальта по Остужева была тут же уничтожена экскаваторами: началось строительство какого-то объекта недвижимости. В некоторых местах ширина так называемой велодорожки местами была всего лишь 0,5 м вместо минимально положенных по ГОСТу 2,5 м. Очевидно, что эта бутафория не поможет сделать передвижение по городу на велосипеде более безопасным. О своих наблюдениях и замечаниях я письменно проинформировал Управление транспорта мэрии. В ответ, естественно, — тишина.
Давайте жить дружно
Зато ответственные сотрудники Госавтоинспекции не молчат. Они после каждого наезда на велосипедиста призывают водителей быть внимательнее и осмотрительнее, а владельцам двухколесного транспорта рекомендуют ездить по велосипедным дорожкам. Видно, не в курсе, что нет у нас велодорожек в том смысле, который заложен в этом термине Правилами дорожного движения.
Вот в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Белгороде, Пензе и многих других городах есть. А в Воронеже — нет. У нас Московский проспект по ширине проезжей части скоро со взлетной полосой международного аэропорта сравняется. Ширина асфальтированной обочины местами 5 м достигает, а вот 2 м на велодорожки выделить никак не могут.
В то же время у нас, действительно, неплохо поставлено дело с проведением различных велофестивалей, массовых велопробегов. Воронежцы очень активно поддерживают такие всероссийские акции, как «День без автомобиля», «На работу на велосипеде». В Воронеже с успехом проходят десятки соревнований по велоспорту общероссийского уровня.
Хронические заторы и безобразный общественный транспорт также способствуют увеличению числа любителей велосипеда. Но одно дело — проехаться в толпе единомышленников по перекрытым улицам в сопровождении полицейских автомобилей, и совсем другое — одному доехать утром от дома до работы. Тут каждый велосипедист на собственной шкуре начинает ощущать, что он далеко не равноправный участник движения. Ездить на велосипеде по нашим дорогам реально страшно и опасно. И даже отличное знание ПДД не всегда спасает.
Я, конечно, не имею ничего против мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, и велосипед в частности. Сам наездил более сотни тысяч километров. Но хочется реально ощутить толику государственной заботы о безопасности велосипедистов!
В 2015 году глас вопиющего в пустыне был услышан. Правительством РФ тогда был переписан целый раздел ПДД РФ. Безапелляционно постановили, что «движение велосипедистов… должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». При этом, правда, ни один закон не обязывает муниципалитеты эти самые дорожки и полосы строить. Ну, и вот результат такой непродуманной политики.
По итогам 7 месяцев нынешнего года в Воронеже произошло 19 ДТП (+26,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в которых 1 человек погиб и 18 (+38,5%) ранено. Однако и эти страшные цифры уже устарели.
Очевидно, что нужно не только прививать любовь к велосипеду, но и создавать безопасные условия для передвижения велосипедистов, а также атмосферу взаимного уважения на дороге. В противном случае неминуемо будет расти число дорожных происшествий с участием велосипедистов.
Город должен быть удобен для всех участников движения не на словах, а на деле. Бесконечное уширение дорог, в том числе и за счет тротуаров, — это игра в одни ворота.
Во всем мире велодорожки строятся для того, чтобы велосипедисты чувствовали себя полноправными участниками городского дорожного движения, а велосипед становился альтернативой личному автомобилю и общественному транспорту. Однако пустыми обещаниями и стильными пиктограммами на загородных тропинках ни одну из этих задач решить невозможно.