Одним словом, депутаты предложили повременить и еще раз крепко подумать о том, какие стоит предпринять шаги. Но, видимо, в мэрии решение давно уже было принято, и публичное обсуждение этого вопроса было не более чем ритуалом. Типа мы обсуждали и пришли к выводу… 7 апреля мэрия Воронежа официально плюнула на мнение представительской ветви власти — объявила конкурс на сдачу перехода в концессию. Тем самым она четко дала понять: там, где у чиновников уже существуют договоренности, депутатам лучше молчать. Все равно их никто слушать не будет. И сегодня мы с большим сожалением можем наблюдать, как мэрия Воронежа ведет политику, направленную на уничтожение мелкого предпринимательства. Наверное, это делается не просто так. Заказчиками такой политики являются те, кто ее курирует: а это может быть кто угодно — чиновники с площади Ленина, 1, связанный с ними крупный бизнес. Разве что сама мэрия вне подозрений — уже всем давно известно, что ни мэр, ни другие ключевые чиновники в администрации города не решают ровным счетом ничего.
«Об отдыхе мы уже и не помышляем»
2017 год предпринимателям Воронежа, владеющим нестационарными торговыми объектами, нанес новый сокрушительный удар. Владельцы НТО получили новые уведомления о размере уплаты за право пользования землей. И цифры, которые были указаны в этих уведомлениях, повергли их в шок.
— У меня небольшая закусочная на территории рынка, — рассказывает руководитель Объединения предпринимателей Татьяна Гончарова, — и раньше я всегда старалась пораньше начать свой рабочий день. Предприниматели рынка — ранние пташки, начинают работать с самого утра. Как только открывался мой павильон, они приходили пить утренний чай с пирожками, круассанами, булочками. Сейчас мои вчерашние клиентки пробегают мимо меня — каждая приносит с собой из дома термос с чаем, пакетик с оладьями или бутербродами. Им стало дорого пить чай в кафетерии. Даже такая смехотворная трата им стала не по карману.
Мелкие предприниматели живут трудно и небогато. Татьяна Григорьевна Гончарова показала мне примерные расчеты расходов тех предпринимателей, которые держат свои торговые точки. После всех необходимых уплат у них остаются только деньги на зарплату. То есть, торговый объект — даже если у него есть постоянный покупатель — в большинстве случаев обеспечивает своему хозяину прибыль, равную зарплате. Пусть не обычного продавца, а чуть выше. Но именно «чуть»…
— Когда я начинал заниматься предпринимательством, перспективы были куда более радужными, — рассказывает один из владельцев небольшого павильона, — постепенно «прибились» свои покупатели, мы подогнали под их интересы ассортимент, улучшали, как могли, обслуживание. Одним словом, я понимал, что результат работы зависит от моих усилий, от того, насколько я буду трудолюбив и насколько вдумчиво буду работать. Не могу сказать, что у меня и моих коллег были баснословные прибыли, но все-таки мы могли раз в год позволить себе более или менее прилично отдохнуть, не экономили хотя бы на еде. Сейчас все в корне изменилось. Об отдыхе мы уже и не помышляем. Прибыль павильона стала исчисляться в размере среднемесячной зарплаты сотрудника. То есть, по сути дела я только на словах предприниматель. А по уровню доходов — наемный работник не самой высокой квалификации.
Стоит ли овчинка выделки
Многие предприниматели Воронежа сегодня работают не за прибыль, а за зарплату. Даются эти деньги им куда сложнее, чем любому из тех, кто просто приходит на работу и получает оклад. Любой наемный служащий отвечает только и исключительно за результат своего труда. У предпринимателей ситуация принципиально другая. Они отвечают за весь цикл: с начала до конца. И все стрессы, связанные с необходимостью общения с бюрократическими инстанциями, входят в их служебные обязанности. И объем ответственности у них принципиально другой. А вот доходы спустились ниже того минимума, с которого начинается желание заниматься коммерцией. Да и правда — зачем?
Новые поборы с воронежских предпринимателей установлены честь по чести городской Думой, рассчитаны в недрах городской администрации. Организация, которая их рассчитывала, хорошо заработала. И главное, без всяких хлопот, не пыльно. В итоге с нового квартала воронежские предприниматели должны будут заплатить городу за пользование своими земельными участками в два, два с половиной, а кто и в три раза больше.
— Поднимать цену на товары, относя эти поборы к затратной части, мы не можем, — считает Татьяна Гончарова, — покупательская способность горожан падает с каждым днем, мы теряем клиентов по самой простой и убийственной причине — у людей нет денег. И если мы поднимем цены, мы превратим свои киоски в музеи, где можно будет только посмотреть, но не купить. Если же мы будем платить по-новому, мы все дружно разоримся. Мы не сможем не только получать прибыль, но даже и зарплату себе обеспечить некоторые из нас не смогут. У остальных зарплата будет такая, что они сто раз подумают — а стоит ли овчинка выделки? Стоит ли эта зарплата тех моральных усилий и нервов, которые тратит любой предприниматель?
Все на ярмарку!
Заявляемый резон властей прост и понятен — они якобы увеличивают доходную часть бюджета города. Однако не намного же увеличится эта доходная часть, если большинство предпринимателей попросту закроют свои точки. И власть должна прекрасно понимать, что в условиях кризиса, когда наблюдается снижение реальных доходов населения, создавать дополнительные обременения для мелкого бизнеса нельзя. В суровые кризисные годы именно он и кормит многих. Тех, кого не могут прокормить более громоздкие и более подверженные колебаниям рынка структуры. Но существует же какое-то объяснение, почему городские власти принимают именно такие — нелепые и вредные для города решения? Одно из таких объяснений предлагают сами предприниматели.
— Нам усиленно предлагают перемещаться на ярмарки, — рассказывает одна из владелиц продуктового киоска, — там, мол, условия, там «готовые» покупатели. Я и мои коллеги стали выяснять, что же там за рай такой, на этих ярмарках. И оказалось, что до райских условий там очень далеко. Торговая точка стоит очень дорого, и это будет уже не «объект», а просто «точка», это принципиальное изменение. Кроме того, там предлагают внести деньги за постановку точки, а оформить ее как внесение суммы за «приобретение» расходных материалов. То есть, ты фактически поставишь этот киоск за свои деньги, а оформят его, будто ты просто предоставил доски для его установки. Предприниматель в данном случае никаких прав на свой объект не имеет. Да и это уже никакой не объект торговли по своей сути.
Близость к трону
Ярмарки — это популярно. И главным образом именно у городских властей. Покупателю, может быть, куда удобнее приобрести необходимое рядом с домом, не толкаясь на торжище, но у городской власти на этот счет свое мнение. Кто его сформировал? Алексей Антиликаторов, зам мэра по торговле, который в силу своего невеликого опыта вообще мало какие идеи может продвигать по собственному убеждению? Да и чьим протеже является Антиликаторов, уже давно никакой не секрет. Дорогу в большую бюрократическую жизнь ему дал вчерашний начальник и наставник Владимир Логинов, чиновник, который приехал в Воронеж вместе с губернатором Алексеем Гордеевым. И пока до окончания срока полномочий губернатора было еще далеко, близкие ему люди вели себя сравнительно прилично. Старались не демонстрировать так уже явно «близость к трону». Сейчас этот резон, видимо, отпал. И нужно успеть испить из всех источников, пока еще есть такая возможность. Пока есть возможность попользоваться (кто знает, может и в последний раз) доверием губернатора.
Этими резонами многое объясняется из того, что происходит в Воронеже в последнее время. И навязывание пресловутого крематория в непосредственной близости к жилым домам, и кладбищенская монополия, доставшаяся одной компании, и тотальное уничтожение мелкого предпринимательства как класса.
Высшее чиновничество Воронежа ненадолго задержится в своих креслах. Так бывает всегда, когда меняется власть в регионе. И когда это происходит, вывески с кабинетов слетают с калейдоскопической скоростью. Пройдет несколько лет, и никто не вспомнит, что в нашем городе что-то значили такие фамилии, как Гусев, Логинов, Антиликаторов… А разрушения после них останутся.
Тут бы городским депутатам самое время задуматься. Они-то — в большинстве своем — продлевают мандаты из срока в срок. Впрочем, депутаты привыкли к тому, что по итогам работы смотреть людям в глаза не обязательно. Но они все же должны набраться смелости, чтобы признать, что вся городская политика в области торговли — это демонстративное, ничем не прикрытое лоббирование крупного бизнеса и безжалостное вытравливание с рынка мелкого предпринимательства. Самым ярким, уже состоявшимся доказательством этому является Центральный рынок, построенный за счет городской казны и служащий коммерческим интересам группы крутых бизнесменов, приближенных к областному Олимпу. Но как бы тщательно власть не оберегала и не облизывала связанных с нею магнатов, надо смотреть правде в лицо. Многие крупные рынки, ярмарки, торговые центры не заполнены. К примеру, великолепно отделанные, шикарные площади второго и третьего этажей «Галереи Чижова» наполовину пустуют. Неужели власть до сих пор не понимает, что у людей нет денег, чтобы платить за дорогие материалы и навороченный дизайн торговых центров? Что даже киоски для кого-то становятся доступны только в ближайшее время после зарплаты? Я думаю, что власть все понимает. Но до интересов простых людей ей никакого дела нет.
P.S.: Эксперты Финансового университета при правительстве РФ опубликовали результаты мониторинга потребительской активности регионов. Воронежская область оказалась на 40 месте из 73. Таким образом, индекс потребительской активности у нас - минус 9,5