Ровно в 12 часов участники акции протеста развернули плакаты, на которых четко обозначили свою позицию: «Хочу дышать воздухом, а не пеплом!», «Чиновники, жгите трупы возле думы/своих домов!», «Медведев, держусь без денег, а как без воздуха?». На одном из них даже поместили фотографию бывшего главного архитектора города Антона Шевелева, ставшего недавно фигурантом дела о получении крупной взятки. К слову, именно Шевелев был модератором публичных слушаний по проекту строительства крематория в мае 2016 года. Тогда он откровенно по-хамски обрывал выступления тех граждан, которые высказывались против.
О необходимости построить крематорий воронежские власти заговорили еще несколько лет назад, но только в 2016 году разговоры оформились в конкретный проект. Под строительство объекта выделили участок земли площадью 9 тыс. кв. м, примыкающий к территории Юго-Западного кладбища. По замыслу, это должен быть крематорий без помещений для подготовительных и обрядовых процессов с одной печью и колумбарием.
Объект будет относиться к предприятиям II класса санитарной вредности с защитной зоной в 500 м. Описание проекта сопроводили эскизом, на котором изображено аккуратное одноэтажное белое здание в окружении зелени и цветочных клумб. Никаких высоких труб, выпускающих в атмосферу едкий черный дым и прочих мрачных деталей, ассоциирующихся со словом «крематорий», на рисунке нет.
Между тем еще на стадии публичных слушаний противники составили петицию на сайте change.org, где утверждали, что крематорий будет выбрасывать в воздух чуть ли не половину таблицы Менделеева - оксид азота, угарный газ, сернистый газ, соединения хлора, фтора, ртуть и т.п.
Открыл митинг депутат городской Думы Андрей Померанцев, который в своей пламенной речи призвал собравшихся сказать «нет» беспределу и отправить на отдых таких чиновников, которые «думают только о наживе».
- Специально под эту фирму, которая строит крематорий, был создан искусственный дефицит земли под захоронения, поэтому единственным выходом для всех станет крематорий. Это замкнутый круг – возрастающими ценами и тарифами на ЖКХ нас умертвляют, а в крематории принимают и обилечивают. Я думаю, что с такой ситуацией мириться нельзя, - заявил Померанцев.
К слову, большинство собравшихся высказывались не против крематория, а призывали вынести его за черту Воронежа, подальше от жилых домов – люди не верят в разговоры о безопасности объекта. Правозащитник Игорь Чабунин, который изначально был сторонником проекта, изменил свою точку зрения после того, как подробно изучил все документы. Он просчитал, что все заверения, данные властями на бумаге, вряд ли будут соответствовать действительности. По его словам, строительство крематория в том месте, где он задуман, не что иное, как грубейшее нарушение прав и свобод человека, а озвученное инвестором предложение превращает нужный городу проект в «убогий кладбищенский цех по утилизации ограниченного количества трупов».
Житель близлежащего квартала «Скандинавия» Александр Попов считает, что строительство крематория на выделенном участке выгодно только Воронежскому похоронному бюро.
- В самом уставе похоронного бюро прописано, что их цель – извлечение прибыли. У ВПБ два акционера – администрация города и частник, но мэрия давно предоставила фирме все имущество. Именно на Юго-Западном кладбище у частника уже расположено здание администрации и им это удобно, - пояснил Александр Попов.
Еще один активист Антон Виндюрин высказал позицию, что в кризис неправильно без конкурсов тратить огромные суммы на приобретение импортного оборудования (инвестор планирует оснастить крематорий у чешского производителя). Мол, это противоречит курсу импортозамещения. Кстати, о том, что использование печей, произведенных в стране НАТО, задевает его патриотические чувства, господин Виндюрин говорил еще на публичных слушаниях. Тогда он даже назвал такое решение плевком в сторону ветеранов, воевавших за страну.
Помимо морально-этических и экологических причин, митингующие упомянули еще об одном нюансе: люди опасаются, что после строительства крематория жилье там резко упадет в цене. И те, кто не желает обитать рядом с дымящей трубой, будут вынуждены продать квартиры за бесценок.
Митинг шел около часа. По итогам протестующие приняли резолюцию, где потребовали у властей «проявить уважение к горожанам» и не строить крематорий в черте Воронежа.