В этом году нас вновь ожидают мировые премьеры, «классические» спектакли признанных и прошедших проверку временем мэтров режиссуры и хореографии, в «Программе актуального искусства» воронежцы снова познакомятся с последними тенденциями и открытиями театрального мира. И конечно же, традиционная «Платоновская программа» представит спектакли, созданные на основе произведений Андрея Платонова.
Откроет фестиваль 2 июня мировая премьера: первая и пока единственная опера по мотивам рассказа Андрея Платонова «Родина электричества», созданная Глебом Седельниковым еще в 1981 году. Музыкальная история строительства электростанции в деревне Рогачевка так никогда и не была исполнена полностью – во многом из-за сложности музыкального материала. Режиссером спектакля станет Михаил Бычков, художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра. Декорации к «Родине электричества» создаст заслуженный художник России Николай Симонов, автор сценографии к спектаклям МХТ им. Чехова, Театра Олега Табакова и других московских театров. Дирижером постановки станет главный дирижер Воронежского театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств России Юрий Анисичкин.
3 и 4 июня в Воронежском концертном зале Театр имени Евгения Вахтангова совместно с Национальным театром Греции в Афинах представит спектакль «Царь Эдип». Режиссер Римас Туминас удивительным образом воссоздал и одухотворил античную эпоху, сделав трагедию Софокла не только понятной современным зрителям, но и близкой нам, волнующей, наполненной эмоциями и страстями. Этот спектакль создан в рамках программы культурных мероприятий перекрестного года России и Греции. В нем участвуют артисты Национального театра Греции в Афинах (Хор). Роль Эдипа исполняет Виктор Добронравов, роль его супруги Иокасты – Людмила Максакова, роль Тиресия исполняет Евгений Князев.
4 и 5 июня в Театре оперы и балета зрители увидят совместный проект Платоновского фестиваля и Международного театрального фестиваля имени Чехова - танго-шоу в двух частях: «Лорка Танго» и «Сюита Тройло» от одной из самых известных танцевальных компаний Аргентины «Танго Метрополис Данс Компани». В постановке «Лорка Танго», созданной на основе трагедии испанского поэта Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба», хореографы Пилар Альварес, Клаудио Хоффманн, Марихо Альварес попытались переосмыслить «души» двух разных классических танцевальных жанров – фламенко и танго, выстроить своеобразный мост между танцевальным наследием Испании и Аргентины и современным искусством танца.
Спектакль затрагивает универсальные, вневременные темы, конфликты, переживания… Любовь, страсть, запретные желания, смерть, боль – вот чем наполняют спектакль танцовщики и музыканты, чтобы дать нам почувствовать мистику и волшебство человеческих чувств. Танго и фламенко блистают на сцене, и этот поэтический альянс великолепно выстроен благодаря виртуозности и блистательному профессионализму танцовщиков и музыкантов.
«Сюита Тройло» посвящена памяти аргентинского музыканта Анибала Тройло. Прекрасная музыка Астора Пьяцоллы, с творчеством которого воронежцы познакомились на прошлых фестивалях, создает неповторимую атмосферу чувственности.
Театр «Чик бай Джаул» из Великобритании 9 и 10 июня в Воронежском концертном зале расскажет «Зимнюю сказку» по мотивам одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Режиссер – Деклан Доннеллан. Это еще один совместный проект Платоновского и чеховского фестивалей.
Театр «Чик бай Джаул» (Cheek by Jowl), основанный в 1981 году в Лондоне режиссером Декланом Доннелланом и художником Ником Ормеродом, получил международное признание за «свежий взгляд на классику и живую игру актеров. Компания гастролировала более чем в 400 городах и 50 странах. В 1986 году Доннеллан и Ормерод по приглашению Льва Додина впервые побывали в России. В 1997 году за постановку «Зимней сказки» в Малом драматическом театре они получили Премию «Золотая Маска». В сотрудничестве с Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова Доннеллан и Ормерод создали 4 спектакля с российскими актерами.
12 и 13 июня воронежцев ожидает еще одна общероссийская премьера – спектакль «Книга Царя Давида» израильского театра «Гешер», созданный по роману Стефана Гейма. «Гешер» основан в Тель-Авиве в 1991 году и сохраняет традиции русского психологического театра. Его часто называют «русским» театром Израиля, хотя сегодня у него интернациональная труппа. Он с успехом выступал на фестивалях в Авиньоне, Базеле, Берлине, Варшаве, Вашингтоне, Дублине, Лондоне, Мельбурне, Москве, Нью-Йорке, Париже, Риме и Цюрихе. На площадке «Гешера» регулярно проходят гастроли российских театров и проводятся различные фестивали, посвященные русскому искусству.
Между поиском и экспериментом
Программу актуального искусства откроет снова российская премьера. 6 и 7 июня венгерский театр «Протон» представит воронежскому зрителю постановку блестящего театрального провокатора и кинореформатора Корнеля Мундруцо «Имитация жизни». Венгерский режиссер стоял у истоков создания театра «Протон». В 2014 году его фильм «Белый бог» победил в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. В «Имитации жизни» Мундруцо отбрасывает громкие, эпатирующие публику приемы, предпочитая на этот раз вести поэтичный и интимный разговор о маленьком человеке в большом мире. Тем не менее режиссера в равной степени интересуют политическая повестка дня в Европе, а именно вопрос беженцев и толерантности к ним, и вечная тема взаимоотношений человека и Рока.
Вечер одноактных балетов 8 и 9 июня подарит нам Нидерландский театр танца (Nederlands Dans Theater). Среди воронежских зрителей благодаря прошлым форумам искусств появилось немало почитателей современной хореографии. Поэтому настоящим подарком для ценителей этого вида искусства станут постановки нидерландского театра. Хореографы Соль Леон и Пол Лайтфут, Эдвард Клюг, Ханс ван Манен, Йохан Ингер представят на суд зрителей четыре одноактных балета, каждый из которых удивит, поставит в тупик, заставит размышлять над вечными вопросами, а главное подарит наслаждение пластикой танца.
10 и 11 июня Театр юного зрителя из Казани привезет «живые картины» - спектакль «Из глубины…», навеянный творчеством Винсента Ван Гога. В основу постановки легли письма и картины великого художника за период с 1882 по 1885 год. Тогда Ван Гог жил в Нидерландах, в провинции Дренте, среди сельских жителей и рабочих, которые и являлись главными персонажами его картин. На сцене не будет репродукций и цитат из писем живописца. Создатели спектакля демонстрируют зрителям неожиданный, порой парадоксальный, взгляд на творчество художника.
Платонов навсегда
Премьерой Платоновской программы форума искусств 7 и 8 июня станет постановка Драматического театра Варшавы. Режиссер Кшиштоф Рековский создал по мотивам повести «Епифанские шлюзы» спектакль «Русский контракт». Кстати, это тоже первая российская премьера. Поляки выбрали не самое простое произведение Платонова, пытаясь разобраться в тонкостях «загадочной русской души». Что из этого получилось – могут оценить гости Платоновского фестиваля.
4 и 5 июня Театр им. Ленсовета и режиссер Вера Камышникова привезут спектакль «Странники» по рассказам Андрея Платонова. Он включает в себя несколько рассказов Платонова: «Жена машиниста», «Счастье вблизи человека», «Песчаная учительница», «В звездной пустыне», «Поэма мысли», «Заметки», «Старик и старуха», «Юшка» и «Невозможное». Эти тексты объединяются в постановке темой железной дороги, а их персонажи предстают перед зрителями как странники, ищущие счастья.
О хождениях Ефросиньи Евстафьевой, молодой женщины, оставленной мужем, уехавшим строить коммунизм или что-нибудь еще, 6 и 7 июня расскажет Брестский театр кукол. В 2015 году зрители Платоновского фестиваля увидели спектакль «Фро», который режиссер Руслан Кудашов поставил в Латвии. Его «Фро» для театра кукол – это совсем другой спектакль, непохожий на все остальные версии самого популярного рассказа Платонова.
Закроет фестивальную программу очередная премьера: «Ария» - барочный танец в воздухе от итальянской танцевальной компании No Gravity. 13 и 14 июня в Театре оперы и балета нас ждет незабываемый вечер. Вопреки всем законам гравитации неистовые итальянцы станцуют прямо в воздухе. «Ария» состоит из 13 танцевальных сцен. Музыканты оркестра Роман Барок Ансамбль играют на подлинных инструментах эпохи барокко или максимально приближенных к ним копиям. Вокальные партии исполняют два молодых певца – сопрано Сюзан Бунгард и контртенор Ангело Бонаццоли.