МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Воронеж

Любите культуру "без трусов"

Что воронежцы считают настоящим искусством

На прошедшей неделе в Воронеже наметился резкий подъем культурного уровня горожан. Некий активист на портале улучшения делового климата предложил провести в городе «культурную эволюцию» и учить воронежцев «азам культурологии» по современному искусству и укрепить их практикой - экскурсиями, кинопоказами, походами в театры; видимо, это должно улучшить деловой климат в Воронежской области.

Необходимость инъекций культуры простолюдинам активист объяснил так: прекрасно, что у нас есть Платоновский фестиваль, и воронежцы могут видеть, например, спектакли Уилсона (Островского и Чехова он не вспоминал). Но многие уходят со спектаклей – их почему-то шокируют обнаженные тела на сцене. А надо не реагировать на обнаженку, а обсуждать ее художественные достоинства. Воронежская публика элементарно не готова к тому искусству, которое превалирует в современном мире!

Начальница облдепартамента культуры Эмилия Сухачева предложила рассмотреть этот проект на ближайшем заседании Молодежного общественного совета при ее департаменте и опубликовать его итоги. Но горуправление культуры подпортило эту малину: средств на реализацию данного проекта нет. Да и необходимость такого проекта сомнительна: всего лишь в прошлом году Воронеж был объявлен культурной столицей СНГ.

Рафаэль и его коллега Кузькин

Со времен визита в наш город знаменитого художника Кузькина и спектакля «Педагогическая поэма» эстонского молодежного театра в Воронеже произошло много высококультурных событий. Напомню: Кузькин голышом втыкался головой в сугроб, торчал в нем, изображая дерево, и называл это действо не эксгибиционизмом, а «перфомансом». Все СМИ написали о шедевре Кузькина, и на улицах стали появляться голые воронежцы, жаждущие сопричастности к прекрасному. А с эстонского спектакля, в котором актеры снимали трусы, многие зрители ушли, плюясь, зато подросткам гениталии и мат на сцене были по приколу.

Кузькин тогда рассказывал, что до Воронежа он демонстрировал свое искусство в Кейптауне, Берлине, Киеве, Москве, Нью-Йорке, Лондоне, а за перфоманс «По кругу» (Кузькин ходил вокруг дерева и месил ногами цемент) даже получил государственную премию «Инновация» в области современного искусства.

После Кузькина и эстонских «откровений» на «Платоновфесте» появилась образовательная программа с бесплатными лекциями об искусстве и мастер-классами: некультурных обывателей требовалось учить понимать прекрасное.

Между искусством и унитазом

В 1917 году некто Марсель Дюшан купил писсуар в магазине сантехники, подписал его чужим именем и принес экспертному совету художественной выставки как произведение искусства под названием «Фонтан». Оно стало одним из главных произведений «концептуализма» в ХХ веке! И до сих пор одну из самых престижных в мире премию Тернера присуждают за «концептуальные» свершения. Например, в 2001-м Мартин Крид получил ее за пустую комнату, в которой включался и выключался свет. Критики увидели в ней единство и борьбу света и тьмы или бытия и небытия - по завету создателя «Фонтана», которому спустя полвека вторил художник Дональд Джадд: «ежели кто-нибудь назвал что-нибудь искусством, то это и будет искусство». Хотя насмешники предупреждали, что «концептуализм» позволяет любому жулику объявить себя художником и вместо наручников получить гонорар, и что главное в концептуализме - хорошая страховка: уборщицы часто принимают их произведения за мусор и выбрасывают на помойку.

Год назад уборщики центра современного искусства Museion в итальянском Больцано утром обнаружили разбросанные по полу пустые бутылки, окурки, конфетти, обувь, одежды и выбросили их. Оказалось, то было произведение искусства Сары Гольдшмейд и Элеоноры Чиари под названием «Мы собирались танцевать всю ночь». Оно было безвозвратно утрачено, но оказалось хорошо застраховано.

После этого в итальянском Бари выбросили ценный экспонат: обрывки газеты, картона и крошки печенья, оцененные в десять тысяч евро. Беда эта случается регулярно. Этим летом произведение датского художника Артура Кепке, ценой в €80000, спутала с кроссвордом посетительница Нового музея в Нюрнберге. Увидев подпись «Вставьте слово» под экспонатом, она начала заполнять пустые клетки, пока ее не повязала полиция. А в церкви Мангейма художница Менце-Кун выставила инсталляцию «Жилище 6/2016»: поддоны, покрытые одеялами, а вокруг фигурки людей, как бы дрейфующих в море, – типа, беженцы. Некультурные уборщицы отправили работу в мусорку.

Перечислять все надругательства над произведениями концептуализма – никакой газеты не хватит.

Страшная сила искусства

В Москве «художник» Петр Павленский прибил гвоздем свою мошонку к брусчатке на Красной площади, и об этом генитальном «перфомансе» писали СМИ всего мира. Потом Павленский зашил себе рот суровой ниткой в поддержку Pussy Riot и стоял напротив Казанского собора, пока его не увезли на «скорой помощи». А в Санкт-Петербурге «художник и писатель» Семён Бугурусланцев зашил себе зад, но не суровой ниткой, а тонкой шёлковой, что, конечно, снизило ценность его произведения. Автор пояснил: Павленский сделал это для заработка, а я творю из любви к искусству.

Павленский тут же обмотался голым колючей проволокой и лег на асфальт возле питерской Думы, назвав этот перфоманс «Туша». Полиция разрезала проволоку, хотя прохожие предлагали: не надо, пусть валяется. Художника отправили на «скорой» в психбольницу, но вскоре Павленский залез на крышу института имени Сербского и отрезал себе мочку уха, назвав новое произведение искусства «Отделением».

Кровавые эти художества требовали реакции со стороны культурной столицы СНГ, и в Воронеже художник Роман Пшеничных представил прогрессивной общественности картины, написанные собственной кровью! Любимые его картины - «Страшная жизнь» (голодающие дети в картонной коробке) и «Красивая смерть» (стройная девушка с косой). Бескультурная часть общества оценила это как сатанистскую жуть.

На фестиваль Midsummer Night's Dream 2015 в Москве Федор Павлов-Андреевич, редактор журнала «Молоток», который многие считали мерзким (фото обнаженных детей и описание половых актов), явился голым и с душевым шлангом на члене; композиция называлась «золотой душ».

Вскоре неугомонный Павленский был задержан за поджог двери здания ФСБ.

В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» 5 января 2016-го к 8-летию заведения открылась выставка о сексе «Чем больше, тем больше», обреченная на популярность у публики, о которой Есенин писал: «прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою». Авторы экспозиций, молодые воронежские художники, объявили, что секс обладает мощным освободительным импульсом.

Затем на Платоновском фестивале презентовали постановку «Три сестры» Тимофея Кулябина, режиссёра скандальной оперы «Тангейзер», в которой Иисус Христос предается плотским утехам в царстве Венеры. В поддержку этой постановки и «права художника на свободу творчества» выступили многие деятели российской культуры.

А парк усадьбы Веневитинова в Новоживотинном украсили арт-объектами «Ансамбля парковой культуры «Веневия», совместного проекта литмузея и галереи «Х.Л.А.М». Постмодернист Иван Горшков поставил там поделки из железа, который местные жители называли бесовщиной и крестились. Например, треугольные ноги от рыцарских лат - жуткие штаны без туловища и головы.

В июне на «Винзаводе» в Москве знаменитый уже Горшков представил инсталляцию, для которой из Воронежа привезли трёх живых свиней.

В августе художница Анна Третьякова открыла в галерее «Х.Л.А.М.» выставку «+7». Экспонаты: ржавые двери гаражей, доски с объявлениями, части барельефов, алоэ в горшках, шелуха от семечек на полу, железяки с заброшенного завода, булки, «законсервированные» в банках, и т.д.

Еще она представила зрителям перформанс «Наслоение», прошедший в Егорьевском музее Московской области: надевала одежды, укутываясь в плед и обматываясь шарфами, пока из нее не вышел огромный ком.

А в столице в августе прошла знаковая для российской культуры презентация торжественного вечера «История российского рубля. Наша любовь. Наша энергия». Организатор - «Агентство по международным проектам в области культуры, образования и спорта» при соучастии Минкульта РФ. Называлось действо «Пре-пати/вечеринка-презентация bankA PARTY» и было посвящено рублю и его лучшим друзьям – нефти, икре и пушнине. Участниками стали банкиры, деятели культуры, госчиновники, известные журналисты и блогеры. В программе - показ коллекции платьев, посвященной рублю; розыгрыш барреля черной икры; казино Блэк Джек; русские народные песни в аранжировках группы Black Gold; на десерт – гигантский торт в виде рубля от знаменитого в Европе кондитера. Главный номер: надувной бассейн наполнили черной икрой и девушками-моделями, которые бились там «без правил». Вылезши из бассейна, девушки, обляпанные икрой, позировали с неграми. Искусствоведы нашли массу ассоциаций: негров - с Пушкиным, бассейн – с тем, что моделей и икры в России – как грязи; даже в названии группы Black Gold увидели прямое указание на главные ценности нынешней «элиты».

В августе на персональной выставке Анны Курбатовой в галерее «Х.Л.А.М.» зрителю показали часть старого забора и стенки с оголившимися кирпичами, фрагмент гаражных ворот, обрывки объявлений.

Нет никаких сомнений: культура России – в надежных руках!

На самом деле

Третьяковская галерея открыла продажу дополнительных билетов и продлила часы работы выставки «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». Выставку открыли 29 июля, а осенью из-за ажиотажного спроса ограничили количество билетов в одни руки до шести и уже уволили несколько сотрудников за спекуляции билетами.

В октябре прошлого года такой же ажиотаж вызвала выставка Валентина Серова; в январе 2016-го Минкульт вынужден был продлить работу выставки.

И там, в очередях, на вопросы журналистов люди, в частности, говорили: только не надо запрещать вот этих «современных художников»; пусть они в узком кругу демонстрируют друг дружке свои «перфомансы» и «инсталляции» и восхищаются ими. Настоящему искусству это никак не повредит.

Подпишитесь на новости Воронежа в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах