Якобы некие подрядчики завода «Эколайнер» под покровом ночи осуществили земельные работы, в результате которых пострадали подземные коммуникации. Мы попытались разобраться в ситуации, и оказалось, что она далеко не так проста, и если и грозит катастрофой, то скорее социального характера.
Завод «Эколайнер» и ЛОС – соседи, имеющие общий забор. Но добрососедскими отношения двух предприятий в последнее время назвать никак нельзя. На смежной территории располагается паропровод, по которому на «Эколайнер» поступает пар, необходимый для производства бумаги. ЛОС – владелец сетей, по которым поступает этот пар, а компания «Квадра» - его поставщик. Около месяца назад на «Эколайнер» пришло уведомление из «Квадры» о том, что имеется утечка пара, и ее надо устранить не позднее понедельника. Заинтересованы в этом две стороны – во- первых, «Квадра», которая продает «Эколайнеру» пар на триста тысяч рублей в сутки. Во-вторых, сам «Эколайнер», который в случае остановки подачи пара, несет многомиллионные убытки. И только владельцам ЛОС паровые катаклизмы до лампочки. Потому сотрудники ЛОС спокойно уходят отдыхать в свои законные выходные, а трубу перекрывают. От «Квадры» вновь поступает сигнал: перекрывать трубу категорически нельзя! Да на заводе и так это знают: от перекрытия безвозвратно портится дорогостоящее оборудование.
Надо заметить, что чрезвычайные ситуации с паровой трубой возникали за последнее время уже не раз. В минувшую пятницу был зафиксирован третий случай, когда произошел сбой. Но на этот раз ЧП случилось не мелкое: кто-то сделал в паропроводе трехметровую прореху – попросту говоря, обрезал трубу. На ЛОС в связи с этим подачу пара на «Эколайнер» прекратили. На место происшествия явились и генеральный директор «Квадры» Назаров, и вызванная полиция. Но вот незадача - если бы от подачи ресурса был отключен жилой дом или, к примеру, учреждение социальной сферы или власти, реакция государственных органов последовала бы незамедлительно. По закону перекрывать подачу ресурсов по своему усмотрению непозволительно никому! Однако потребителем пара в данном случае является не детский сад и не жилой дом, а завод «Эколайнер», то есть, хозяйствующий субъект. А взаимоотношения между хозяйствующими субъектами – это уже область гражданско-правовых отношений, если что не нравится – пожалуйте в суд. И не важно, что на заводе работают около 150 человек, которых теперь отправили в неоплаченный отпуск.
За убытки, которые понес завод, кто-то в конечном счете ответит. Претензию в 12 миллионов рублей получила «Квадра», поскольку договорные отношения на поставку пара у завода именно с ней. Но по логике и по справедливости «Квадра» - не ответчик, а такая же жертва. И тоже несет серьезные финансовые потери, ведь неполученный пар никто не оплачивает.
Какая черная кошка пробежала между соседствующими объектами? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, видимо, знать о событиях более давних, нежели те, что имели место в эти дни. Паропровод, которым пользуется завод, построен еще в 1965 году, и «Эколайнер» остро нуждается в собственной котельной и собственном газопроводе. Некий газопровод уже есть на территории ЛОС, и был момент, когда Александр Тюрин, городской депутат и человек, под чьим неофициальным командованием находится ЛОС, решил продать ненужные коммуникации руководству «Эколайнера» за пять миллионов рублей. В «Эколайнере» решили сперва оценить предложенный товар, а оценив, пришли к выводу, что он не стоит таких денег, потому как проложен с многочисленными нарушениями. И максимальная цена, которую можно рассматривать, это 1 миллион 900 тысяч рублей. К такому выводу пришли эксперты «Эколайнера», и с того момента отношения между двумя соседями обострились до предела.
Паровые коммуникации – надежный рычаг воздействия на соседа, который раздражает. «Эколайнер» несет убытки, рабочие пишут письма Путину и Гордееву с просьбой унять Александра Тюрина, руководство ЛОС через СМИ раздувает в городе истерию по поводу надвигающейся экологической катастрофы. На самом деле в «Эколайнере» есть все необходимые согласования на проведение работ по прокладке необходимого газопровода, и руководство завода готово предоставить их во все заинтересованные инстанции.
А пока диспозиция в очаге напряженности такова. Организация, эксплуатирующая паровую трубу (некая фирма «Органика»), получила разрешение на проведение каких-то земельных работ, и использует его для того, чтобы физически помешать «Эколайнеру» в работах по проведению газопровода. Напомню, что предприятия соседствуют. Рядом с поврежденным отрезком паровой трубы руководство ЛОС выставило пост охраны из представителей сразу двух ЧОПов – не подберешься. Сотрудники полиции взяли паузу: факт злонамеренного повреждения паропровода нужно установить и доказать, а как это сделать, если на охраняемую территорию запросто не попадешь? И данную ситуацию вряд ли можно разрешить в суде. Суд – дело неспешное, длящееся месяцами и годами. Неужели все это время завод будет простаивать, рабочие не получать зарплату, а поставщики ресурса терпеть убытки? И главное – по чьему умыслу эта перспектива может стать реальностью?
От Александра Тюрина, чья изрядно подмоченная в тюрьме репутация известна всему городу, доброй воли ждать не приходится. Адекватного поведения, видимо, тоже. Иначе как объяснить, что он во всеуслышание объявляет о том, что территория, на которой творятся паровые чудеса – его избирательный округ, хотя избран он на самом деле совсем по другому округу? Очевидно, что без вмешательства компетентных органов ситуацию разрешить не получится никак. Одна деталь: кроме крупного потребителя паровой энергии, «Эколайнера», этот провод питает еще и одного мелкого – воинскую часть ФСБ. А на такого потребителя правоохранительные органы не могут не обратить внимания. Даже если Александр Тюрин и считает свои интересы выше.