Да и, как показывает последний год, насыщенный терактами в Турции и Европе, это опасно. Поэтому я решила отдохнуть на родных черноморских курортах, в Краснодарском крае, а именно восемь дней провести в поселке Лермонтово, в остальные восемь – в расположенном по соседству Новомихайловском. Заодно – сравнить пляжи и условия проживания на двух курортах.
Путешествие на автомобиле
В путешествие наша семья решила отправиться на авто. Поездка на машине – это дешево и сердито. Так, 1000 километров в один конец обойдутся вам в 2500 рублей за всю семью. Это – траты на бензин. Сравните с поездом: билет в купе только на одного человека будет стоить около пяти тысяч рублей. Кроме того, путешествуя на автомобиле, вам не нужно таскать на себе багаж: бросил его в багажник – и забыл. Но есть здесь и минусы. От Воронежа до Лермонтово нам пришлось ехать два дня из-за многокилометровых пробок на М-4 в южном направлении. Стоит ли говорить о том, что во время длительного сидения в одном положении болит все тело, и к концу дня хочется одного – поваляться на мягкой кровати. С ребенком без остановки на ночь было не обойтись, и на трассе пришлось искать гостиницу. Обычно придорожных мотелей на М-4 - хоть пруд пруди, но найти более или менее приличный удается не всегда. В прошлом году с гостиницей нам не повезло: остановились в очень «занюханном» мотеле со странным запахом в номерах (меж тем, трехместная комната стоила 2 тысячи рублей). На этот раз на трассе в пригороде Ростова мы нашли настоящий оазис – с охраняемой стоянкой и дендропарком. Стандартный трехместный номер, со всеми удобствами и кондиционером, обошелся нам в 2 тысячи рублей. По соседству с нашей гостиницей стоял другой мотель, в котором номер без удобств предлагался за те же деньги.
На второй день нашего путешествия ехать было тяжелее, но где-то в глубине души каждый из нас тешился мыслью, что еще несколько часов, и мы будем плескаться в море. Но, когда мы подъезжали к желанной Джубге, находящейся по соседству с Лермонтово, автомобильное движение мало-помалу встало, и мы оказались в двухчасовой пробке. Причем, не только из-за большого наплыва желающих попасть в воскресный день в курортный город, но и из-за дорожных работ, которые идут на трассе целое лето.
Жилье: интернет и реальность
После такого испытания больше всего хотелось, наконец, попасть в свою комнату в гостевом доме. Но когда его хозяин Давид провел нас в наш номер, я решила, что это розыгрыш. Я ожидала увидеть комфортный номер, изображенный на сайте, но нас поселили в сыром чулане, похожем на одиночную камеру. Единственное окно, оно же дверь, выходило в оживленный холл. Поэтому, чтобы переодеться, окно каждый раз нужно было плотно занавесить шторами, то и дело падавшими из-за сломанных прищепок.
В чулане только и помещались, что три приставленные друг к другу кровати да маленький туалет, где над унитазом нависал душ. Стоит ли говорить о том, что вся система слива в душе ограничивалась маленькой дырочкой. Из-за этого, каждый раз зайдя в туалет, нам приходилось хлюпать по воде, а воду собирать вручную половой тряпкой. Я было попросила хозяина положить под ноги резиновый коврик, но он только и ответил: « А зачем он мне нужен?». Синтетическое постельное белье, выданное нам, пришлось застилать самим (кстати, в каждом придорожном мотеле постельное белье застилает горничная). Только я начала это делать, как поразилась тому, что увидела на матрасах. Там была плесень и грязь. И за такой «комфорт» хозяин берет 1200 рублей в сутки! Хорошенький импортозаместительный отдых. Почему же хозяин выставил в интернете фотографию другого номера? Как оказалось, то был двухместный люкс. Номер «попроще» он, видимо, выставлять побоялся, дабы не отпугивать клиентов.
Другой гостевой дом, в поселке Новомихайловский, в котором мы остановились позже, наоборот, был полной противоположностью лермонтовскому. Просторный трехкомнатный номер со всеми удобствами, wi-fi, кондиционером и телевизором находился на втором этаже, с красивым южным балконом. Стоимость – 1800 рублей в сутки. К тому же у жильцов была не одна, а сразу две кухни. Единственным минусом гостевого дома была удаленность от моря. На наш вопрос хозяину, сколько минут ходьбы до пляжа, тот отвечал: «15». Как выяснилось на практике, до моря с ребенком нам пришлось идти целых 45 минут. И столько же – обратно. Как не наступить на подобные «грабли»? Не поленитесь зайти в «гугл карты» и посмотреть расстояние от адреса дома, в котором вы собираетесь остановиться, до моря.
Пляж как «лицо» курорта
Чтобы пройти на пляж в Лермонтово, нам каждый раз приходилось переходить федеральную трассу по надземному пешеходному переходу. Это слишком утомительно, особенно для людей с больными ногами, которые то и дело спотыкались на ступеньках. В Лермонтово - грязное море и грязный песчаный пляж, усеянный людьми. Казалось, что именно сюда приехала вся Россия. Потерять своих близких при купании может даже взрослый – со мной такое тоже произошло. Сойти с ума на пляже не дают артистичные продавцы горячей кукурузы, которые каждый день декламируют новые рекламные слоганы: «Кому сладкой молочной кукурузы? Кукурузочки?! Кукурузяточки?!!» или «Пахлава медовая! Как жизнь моя хреновая».
Что меня еще неприятно удивило в Лермонтово – неблагоустроенные улицы с разбитыми дорогами и полное отсутствие тротуаров, так что люди вынуждены здесь ходить прямо по дороге, каждый раз опасаясь быть жертвами лихих водителей. А еще в здешнем частном секторе полностью отсутствует уличное освещение. Темнеет на юге рано – в восемь вечера все погружается в какой-то первозданный хаос. В такой темноте, если у вас нет фонарика, просто нереально найти свой дом.
А вот поселок Новомихайловский, находящийся недалеко от лагеря «Орленок», наоборот, поразил меня своей ухоженностью и чистотой.
Пляж здесь чистый, галечный, а море – лазурное. Набережная не одна: первая, вымощенная плиткой, тянется вдоль моря, вторая – вдоль горной реки Нечепсухо, которая впадает в море. Самое красивое место на пляже – узкая галечная отмель, со всех сторон окруженная водой: с одной стороны – река (в которой, правда, никто не купается), с другой – бесконечное море. Рядом – живописный причал с выстроившимися в ряд катамаранами, лодками, катерами.
Мед и вина
Любой турист, отдыхающий на юге, не может пройти мимо дегустации домашнего вина, которое непременно захочется купить в подарок. Торгуют винами и чачей здесь почти на каждом шагу. А веселые продавцы зазывают женщин сомнительной рекламой: «Девушка, давайте я вас напою, а утром – похмелю!». Каждый вид вина – от муската до кизилового – вам дадут продегустировать. Но не удивляйтесь, если, открыв дома полуторалитровую баклажку за 300-400 рублей, вы почувствуете, что вкус и запах только что купленного вами вина – совсем другой. Я тоже «обожглась»: купила красное полусладкое из кизила, но, когда пригубила, почувствовала вкус уксуса. Как объяснил хозяин, делают такое вино очень просто: спирт смешивают с порошковым вином, красителями или даже сухим концентратом сока типа «Юппи».
С медом – та же история. Я оказалась на дегустации примерно 30 сортов меда. Чего там только не было! Мед имбирный (белого цвета) и черничный, мед с маточным молочком и термоядерного розового цвета – малиновый и клубничный. Стоимость за 200 грамм – 250 рублей. Папа, ранее державший пасеку, вынес вердикт: это не мед, а ширпотреб. Как можно заставить пчел собирать только нектар черники? Ради маркетингового хода обычный луговой мед здесь выдают за экзотический. Сомнительное название – и мед с маточным молочком. Где можно найти столько маточного молочка, если во всем улье его наберется максимум половина чайной ложки? Вероятно, туда добавляют сухое молоко или порошок.
Что касается общепита, то с ним нам повезло. В Новомихайловском столовались мы в основном в кафе, удобно расположенном рядом с домом. С 12.00 до 15.00 здесь можно было не только поесть первое, второе и третье, но и бесплатно получить бокал хорошего вина и несколько сытных ломтей арбуза. Средний обеденный чек - 220-250 рублей. Правда, хотелось бы опровергнуть один из стереотипов – многие верят, что на юге фрукты дешевле. Ничего подобного. К примеру, арбуз стоит 60 рублей за килограмм – сравните с воронежскими ценами: 6 рублей за килограмм. Сливы и абрикосы – 200 рублей за килограмм (против 60 рублей – в Воронеже).
Опасные экскурсии
Под конец своего отдыха я решила посмотреть на водопады Белые скалы и Фата невесты. Если у вас внедорожник, то доехать туда можно и самостоятельно. Но мне предложили проехаться на джипе за 1000 рублей. Моим авто оказался грязный и вот-вот грозивший развалиться на части УАЗик 1955 года выпуска. За рулем – водитель Самвел, включивший на полную катушку попсу начала 1990-х, среди которых особенно раздражала песня группы «Дюна» «Привет с большого бодуна». Нажав педаль газа, Самвел повез нас по обмелевшей горной реке, обдавая грязными брызгами. Потом – вырулил на обмелевший канал и заехал одним боком на стену под углом 45 градусов. И все это – на бешеной скорости. Думая только о том, что зря не застраховала свою жизнь, я поинтересовалась у водителя, где же ремень безопасности? Но, как пояснил Самвел, его здесь отродясь не было – «машина-то 1955 года». Я поняла, что, если кто-то из пассажиров во время такого джиппинга получит травму (что вполне понятно), то виноват будет не водитель и не контора, которой вы отдали деньги, а сам пассажир. Дорожная полиция на травмоопасные УАЗики закрывает глаза, а дельцы продолжают делать свой бизнес.
Во время экскурсии к водопаду Белые скалы мы оказались на территории турбазы, где в глаза бросился списанный армейский БТР с российским флагом. На нем всех желающих возят на второй водопад. Вся территория турбазы уставлена странными деревянными идолами в стиле трэш, которые неизвестный мастер сделал из коряг: вот женская скульптура, одетая в старое нижнее белье, - Кончита, а рядом с ней «растянулась» скульптура алкоголика. Такое «искусство» только в страшном сне может присниться.
Почуяв дымок жареного на мангале мяса, захотелось попробовать шашлык. Заказав кусочек корейки на кости и нарезанные огурцы с помидорами, я дождалась двух маленьких тарелочек. На одной лежали три кусочка мяса, посыпанные огромным количеством лука, на второй – овощи. Когда я расправилась со своим обедом, мне принесли счет. В нем была астрономическая сумма – 870 рублей. Нет, я не рассчитывала увидеть здесь французский ресторан, но, прежде чем выставлять такой счет, хозяева могли бы сначала озаботиться элементарным комфортом – например, построить нормальный туалет вместо страшного нужника, в который и войти-то невозможно. И тут я поняла нехитрую формулу туристического бизнеса на российском юге: минимальный комфорт при максимальной цене.
Уже на обратном пути в Воронеж я проезжала Павловск. Моя семья остановилась перекусить шашлыком в маленьком придорожном кафе. Шашлык из свинины – восемь больших ломтиков весом 300 граммов – стоил всего 250 рублей. Здесь не было красивого водопада, УАЗиков с надписью «Назад в СССР» и портретом Сталина, а хозяина кафе звали Хабиб Аладинович. И почему-то именно здесь я поняла, что такое кавказское гостеприимство…