МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Воронеж

Дорогостоящая надстройка

Кому служит государственная жилищная инспекция

Что делать, если вы обнаружили в своем почтовом ящике не одну, а две платежки за коммунальные услуги? Что, если ваш дом стал полем конкурентной борьбы между двумя обслуживающими организациями?

В номере от 16 июля «МК в Воронеже» я начала свое собственное расследование, призванное раскрыть на практике некоторые секреты жилищно-коммунальной сферы. Лицензирование управляющих компаний, увы, не избавило рынок от жуликов и проходимцев. Закон заставил их подучить теорию и привести в порядок документы – вот пока один-единственный итог прошедшей кампании по лицензированию. Суть взаимоотношений между управляющими компаниями и собственниками жилья не изменилась. То есть, декларативно государство, конечно, на стороне собственников жилья – как решите, мол, так и будет. Но на практике жильцы по-прежнему остаются заложниками бюрократической системы, и с коммунальными хищниками находятся не на равных по одной простой причине: собственник жилья должен все делать строго по закону и соблюдать миллион регламентированных формальностей. Коммунальщик – напротив. Он и сейчас все делает так, как научился в период большой вольницы. И нет такой структуры, которая могла бы ввести его в рамки закона.

Напомню, что я и многие другие собственники жилья в моем доме недавно с удивлением обнаружили, что наш дом, которым до сих пор управляло ТСЖ «Застава», перешел под юрисдикцию ООО «СФГ-сервис». Якобы было заочное голосование, якобы собственники добровольно приняли такое решение.   Казалось бы, почвы для конфликта нет: если «СФГ-сервис» все сделало по закону, у него нет причин скрывать информацию от жильцов. Однако управляющая компания засекретила протоколы проведенного собрания и результаты голосования, просто поставив собственников перед фактом: отныне вами управляем мы. Подозрения от такой постановки вопроса еще больше укрепились, и жильцы, видя двойные платежки, вообще перестали платить.

Чтобы установить подлинность и правомерность якобы проведенного собрания, мне пришлось обратиться в суд. Но перед тем, как вступить на этот долгий и сложный путь, я все-таки предприняла попытку обратиться в организацию, которая вообще-то призвана следить за порядком в сфере ЖКХ, то есть, в Госжилинспекцию.   Перед этим государственным органом я поставила такой вопрос: имею ли я право, как собственник жилья, ознакомиться с протоколами голосования других собственников? Я наивно полагала, что если «СФГ-сервис» зашифровало эту информацию и скрывает ее от собственников, то государственный орган может как-то на эту ситуацию повлиять.  В конце концов, чьи интересы должна защищать Государственная жилищная инспекция? Если она существует на бюджетные деньги, а значит, на средства налогоплательщиков, то уж точно не бизнесменов от ЖКХ!

ГЖИ заставила меня ждать долгий месяц, хотя ответ мне должны были предоставить в течение 15 рабочих дней. Закон предусматривает возможность продления сроков ответа до месяца, если в обращении гражданином затрагивается особо сложная тема, связанная с проблемами миграции. Но моя тема никакой сложности не представляла. И ответ на мой запрос в ГЖИ вполне могли составить за пять минут – ровно столько требуется опытному чиновнику, чтобы состряпать отписку. Но сотрудники ГЖИ целый месяц изображали кропотливый труд по установлению истины, и ответ прислали весьма пространный, содержащий ссылки сразу на несколько законов. Хотя суть его была проста и не требовала никаких изысканий и дополнительных сверок со сборником ФЗ.

В пространных выражениях мне объяснили, что «СФГ-сервис» представили в ГЖИ все необходимые документы для включения этой организации в реестр. А если я в чем-то сомневаюсь – милости просим в суд общей юрисдикции. Месяц! Долгий месяц непосильного труда требуется российскому чиновнику, чтобы послать гражданина … в суд. Эту рекомендацию можно было и не ждать так долго. Можно было бы просто писать всем под копирку одно и то же: идите в суд. Но так ГЖИ не может, ведь тогда непонятно будет, зачем государство содержит такую дорогостоящую надстройку? Кому она нужна?

Чтобы жильцы не самодурствовали, а коммунальщики не жульничали, ГЖИ должно быть над схваткой. Всегда ли это так? Всегда ли сотрудник ГЖИ стоит на страже интересов гражданина и закона? Так ли уж он отсечен от соблазна поучаствовать в жилищно-коммунальном бизнесе?

Недавно Советским районным судом Воронежа приговорена к полумиллионному штрафу бывшая сотрудница ГЖИ района Ирина Бубен.   Фабула дела такова: в декабре 2015 года жильцы многоквартирного дома по улице Машиностроителей сменили управляющую компанию «Луч» на другую, на УК «Стандарт Сити».  Но конкуренция на рынке ЖКХ жесткая и не знающая правил. «Луч» отказался передавать техническую документацию на дом новой управляющей компании. И тогда последняя обратилась в ГЖИ с этой проблемой. Госпожа Бубен обещала не привлекать хозяев «Луча» к административной ответственности за нарушение. Свои закрытые глаза она оценила в 100 тысяч рублей, которые ей и были вручены в конце марта 2016 года.

Что такое этот эпизод? Случайность? Досадное, порочащее репутацию ведомства происшествие? Или существующая практика вмешательства в бизнес? Если такая практика есть, становится понятно, почему чиновники отмахиваются от граждан с их жалобами, как от назойливых сентябрьских мух. На стороне жильцов чиновникам выступать смысла и резона нет. Жильцы не взяткодатели, не плательщики, с них навару никакого. Ушлые коммунальщики – совсем другое дело. Особенно такие, на которых уже так и так пробу ставить негде. А теперь вопрос: если так, есть шанс навести порядок на рынке ЖКХ? Ответ: нет, потому что в нем никто не заинтересован. Кроме, конечно, самих собственников, у которых на сегодняшний день только один путь. И он лежит через суд.

Подпишитесь на новости Воронежа в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах