Новость эта стала для мам и пап неприятной неожиданностью – по словам одной из них, при поступлении их детей в гимназию ни о какой второй смене, тем более о «подсменке» и речи не шло – наоборот, администрация учебного заведения всячески акцентировала внимание на том, что занятия в гимназии идут только в первую смену.
Разговоры с директором ни к чему не привели – родителям лишь сообщили, что «педсовет по вопросам организации работы в режиме подсмены состоится 30.08.16». Люди уверены, что их просто поставят перед фактом накануне 1 сентября. Родители уже написали несколько жалоб в различные инстанции – в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка, в мэрию. Вот основные пункты их заявления:
«Учащиеся нашей гимназии занимаются английским языком по программе Верещагиной, которая предназначена для школ с УГЛУБЛЕННЫМ изучением иностранного языка. Соответственно увеличено и количество часов иностранного языка в неделю. Каким образом действия администрации сообразуются с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", согласно которым «в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену»? Мы прекрасно понимаем, что термин «Подсмена» используется именно для того, чтобы обойти юридические нормы. Тем более, что ни в одном законодательном акте об организации образовательного процесса данного понятия нет.
В связи с тем, что Гимназия работает в одну смену, во время уроков у наших детей параллельно будут проходить занятия в кружках дополнительного образования, работать группы продленного дня, что неизбежно повлечет за собой шум, который будет отвлекать детей.
Наши дети лишаются возможности посещать те немногие бесплатные занятия в рамках внеурочного образования по ФГОС, которые были доступны им в течение двух лет (это корригирующая гимнастика, рисование, бисероплетение, музыкальные и танцевальные занятия). Многим придется оставить занятия профессиональным спортом, танцами, живописью и т.д. К тому же по настоятельной рекомендации преподавателя в мае родители уже приобрели дорогостоящие пособия по внеурочной деятельности, которые теперь оказываются ненужными. На встрече с родителями директор Гимназии сообщила, что теперь «внеурочка» в нашей Гимназии стала необязательной... Каким образом нам будут компенсированы средства, затраченные на эти учебные пособия?
Родители третьеклассников, обучающихся в Гимназии не по микрорайону, возмущены угрозой отчисления несогласных, публично озвученной директором Сарычевой Г.К.
В этом учебном году наши дети в пятницу будут заканчивать занятия вечером в режиме подсмены фактически после 9 урока, а субботу начинать занятия утром с первой сменой. Возникает резонный вопрос: когда учащиеся должны выполнять домашние задания?
Кроме того, по непроверенной информации со слов директора Гимназии (а официальной на сайте еще нет), в режиме подсмены у детей будут сокращены перемены, что также ставит учащихся третьих классов в неравные условия по отношению к остальным гимназистам».
Ответ из управы Коминтерновского района оптимизма не добавил. Чиновники посетовали на «дефицит учебных помещений» и «увеличение количества обучающихся в начальных классах». И вынесли вердикт: «начало учебных занятий в параллели 3-их классов в 12.35 не противоречит действующим санитарным нормам и правилам и не влечет за собой организацию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении во вторую смену». А также рекомендовали директору гимназии «обратить особое внимание на выполнение требований законодательства об образовании».
В общем, обычная дежурная отписка, муниципальные власти предпочли остаться в сторонке – мол, сами там решайте. Каким будет итог этой истории – предсказать нетрудно, поскольку шансов юридически оспорить действия директора у родителей маловато. Ведь вторая смена и прочие «подсменки» запрещены в двух случаях. Первый: если это учебное заведение с углубленным изучением отдельных предметов. Второй: если оно носит статус гимназии или лицея. Но такие статусы, точнее, организационно-правовые формы, с недавних пор официально упразднены (остались лишь тешащие тщеславие таблички на фасадах). А что касается «углубленного изучения», то в самом названии учебного заведения об этом нет ни слова.
Правда, прикрываясь юридическими формулировками, администрация гимназии, видимо, забыла о главном: по новому распорядку учеба у третьеклашек сложится непросто, их день будет полностью разорван и дезорганизован. Не говоря уже про их родителей, которые, как выяснилось, «полноправные участники учебного процесса» лишь на бумаге.