Фабула ее заключалась в том, что липецкая дорожная полиция беззастенчиво выдавливала с рынка своих же вчерашних партнеров – предпринимателей, вложивших серьезные деньги в организацию услуг, которые проводятся совместно с ГИБДД. Тогда можно было только догадываться, почему полицейские чиновники повели себя по отношению к партнерам не просто не корректно, а в нарушение всех действующих и закрепленных по закону договоренностей. Скоро стало понятно, почему предпринимателей нагло выдавливали с рынка - там на всех просто не хватало места. Потому что рынок общих дел с полицией уже в то время надежно и прочно подмял под себя липецкий предприниматель Андрей Клещин. Остальным предложили самостоятельно сделать себе и своим вложениям «эскейп» - удалиться, пока не замордовали проверками и силовым давлением. К счастью, сюжет вызвал не только наш журналистский интерес: ситуация стала предметом проверки Управления собственной безопасности МВД, и в Липецк были командированы сотрудники для проверки фактов, вызывающих сомнения в служебной безукоризненности липецких полицейских чиновников. Результаты проверки мы положили в основу следующего материала («МК» № 13 от 23 марта 2016), и не удивились, когда интерес наших читателей, прочитавших материал на сайте, только возрос. Московским ревизорам открылась «картина маслом» в полном объеме. Можно сказать, в каком-то «3D формате»: обнаружились целые килограммы липовых блатных номеров, которые выдавались нужным людям без должной регистрации. Вообще-то согласно регламенту МВД, регистрация номера, присвоенного с нарушениями, подлежит отмене. А ведь блатных ТТТ, ААА, ООО были выданы десятки! Вот бы представить себе очередь из влиятельных и денежных водителей, которые пришли забирать назад свои … взятки. Нельзя не отметить важную деталь: ООО, клепавшее для выдачи блатные номера, принадлежало все тому же господину Клещину, его фирме «Максимус». То есть, сфера взаимодействия между полицейским руководством и господином Клещиным, оказалась куда более широкой, чем представлялось вначале. Но и это было еще ничто по сравнению с той информацией, которую службе безопасности удалось выявить далее.
Свой среди своих
Чтобы понять, почему в липецкой полиции предпочитают иметь дело не с честными предпринимателями, а исключительно со «своими», нужно всего лишь понять основу, на которой становятся этими самыми «своими». То есть, проверяющим нужно было ответить на вопрос: какие взаимоотношения связывают полицейские структуры с липецкими бизнесменами? С какими именно бизнесменами? И все ли в этих связях безупречно с точки зрения закона?
Мы понимаем, что полиция – это не только правоохранительный орган, исполняющий функции по защите граждан, а еще и хозяйствующий субъект, который имеет имущество и получает бюджетное финансирование. Полиция, так же как и другие бюджетные организации, что-то строит, что-то ремонтирует. Одним словом, осваивает бюджеты. Как осваивает и в чьей компании? На эти вопросы вновь стали искать ответы проверяющие из ГУСБ МВД.
В 2013 году между УМВД России по Липецкой области и ООО «Монолит» (А. Клещин) по результатам открытого аукциона был заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству административных зданий ИВС и ОМВД России по г. Ельцу Липецкой области. Стоимость контракта немаленькая: 227миллионов 130 тысяч рублей. Как увести ассигнования из госбюджета вопрос не такой уж сложный - вся страна эти лазейки уже проторила и многократно опробовала. Один из проверенных способов удешевить стоимость работ – это поставить вместо заявленного импортного оборудования дешевое отечественное. В Липецке не стали изобретать велосипед: вместо заявленной импортной вентиляционной установки стоимостью 1 миллион 193 тысячи рублей, вставили скромную отечественную всего за 250 тысяч. Если только один узел дал такой неслыханный коэффициент «прибыли», какие еще нужны дополнительные стимулы к сотрудничеству? А то, что замена дорогих комплексов на дешевые была выгодна не только самому подрядчику, то есть Клещину, легко нашло свое подтверждение.
В мае 2015 года подрядная организация «Монолит» передала в УМВД Липецка для оплаты акты на сумму 20 миллионов рублей. Однако полицейский чиновник, отвечающий за капитальное строительство, Ю. Матвеев нашел в актах целый ряд нарушений. Тут и замена дорогой импортной вентиляции на дешевую отечественную, и более чем сомнительное применение текущих коэффициентов инфляции, противоречащих тем, которые были заявлены на аукционе. Короче говоря, подписывать такие акты Матвеев не захотел – кому ж охота за чужие дела под статью идти? Вместо этого он доложил о нарушениях и.о. начальника тыла Д. Тонких – тот разберется. Он и пообещал разобраться. И даже недостатки устранить. Однако в августе, когда «Монолит» предоставил уже новые акты сверки на оплату, оказалось, что нарушения где были, там и остались. 10 августа начальник тыла господин Тонких даже собрал по спорному вопросу совещание, на котором, в том числе, присутствовал его заместитель В. Луговских, а также и подрядчик А. Клещин. В кабинете возник не просто спор, дело едва не дошло до банальной драки: Клещин бросился на несговорчивого Матвеева с кулаками. Представителей противоборствующих сторон, конечно, разняли. Но вообще слыханное ли дело: затевать драку в высоком полицейском кабинете? Вообще-то не каждый может себе такое позволить. И отвечать кое-кому действительно пришлось: не Клещину, разумеется. Матвееву – ему было предложено поискать работу на новом поприще. Подобная участь ждала и другую сотрудницу липецкой полиции, главного специалиста отдела, курирующего капстроительство, Л. Торубарову. Заставить ее добровольно подписать акты, которые могли бы лечь в основу обвинений о хищении бюджетных средств не удалось, и сотрудница благоразумно подала рапорт об отставке. Скольким еще офицерам, служащим полиции, пытались выломать руки, чтобы они стали безмолвными участниками аферы с государственными деньгами?
Поздравляю вас соврамши
Сотрудники ГУСБ обязаны критически относиться к любому проявлению круговой поруки. И не обязаны верить, когда им впаривают откровенную ложь. Потому и проверяют показания свидетелей при помощи современных технических средств. И полиграф оказался тем, чего липецкие полицейские не ожидали. В глубине души, наверное, каждый из них мнил себя этаким супер-профи, терминатором, которого не способна щелкнуть глупая машинка. Ан-нет, в прозе все вышло куда менее круто: и.о начальника тыла Тонких показал такие психофизические реакции, которые красноречиво говорили о том, что он получал личные вознаграждения от господина Клещина, давил на подчиненных и подписывал липовые бумажки. Аналогичные реакции продемонстрировал и его заместитель. В этой связи любопытно будет отметить, что начальник ГУВД Молоканов сомнительные акты, предоставленные «Монолитом», все-таки подписал. По официальной версии – «был введен в заблуждение». Неужели генерала охмурить легче, чем рядового?
А нарушения, между тем, только начни копать… В 2015 году адрес все того же «Монолита» прошла оплата в размере 5 миллионов 165 тысяч рублей за произведение технического присоединения к электрическим сетям при строительстве ИВС Ельца. Однако договор между ОАО МРСК Центр - Липецкэнерго» и ОМВД по Ельцу был заключен на сумму 2 миллиона 540 рублей. Кому, спрашивается, досталось, остальное? Далее проверяющие заинтересовались оплатой выполненных работ по наружной отделке фасада из облицовочных керамогранитных плит. Оказалось, на самом деле плиты использованы иные – мраморовидные, и переплата по ним составила 7 миллионов 488 тысяч рублей. А если все вместе сложить и подсчитать? Собственно, этого уже вполне хватит, чтоб ответить на вопрос: почему липецкие полицейские так заинтересованы в бизнесмене Андрее Клещине. А все очень просто: потому что они повязаны не бизнесом, а взаимовыгодным распилом бюджетных денег. По всей стране вскрыты подобные факты, и уголовные дела множатся с каждым отчетным периодом. Только липецкие деятели на свободе. Что за везение там у них? Что за особый воздух свободы так опьяняюще на них действует?
Строительство зданий – не отдельно взятый случай. Между предприятиями Клещина и липецкой полицией существуют и другие контракты. Например, в декабре 2015 года была заключен контракт на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей иностранного производства, принадлежащих, коротко говоря, липецкому полицейскому гаражу. На аукционе в честной игре победило ООО «Максимус». По закону чиновники от полиции должны были сделать сравнительный анализ рынка и рассмотреть другие коммерческие предложения. Они их рассмотрели от ООО «Монолит» и « СтройуниверсалМонтаж». И сделали свой выбор в пользу «Максимуса». Стоит ли говорить о том, что все три конторы принадлежат господину Клещину? Создается впечатление, что могущество Клещина в полицейских сферах Липецка столь высоко, что никто не заботится хотя бы о формальном создании видимости конкуренции. Или старшие товарищи из УМВД машут рукой: брось, мол, разводить иллюзии! Кто ж тебя проверит? Ты же памятник!
А между тем, даже в этом контракте не обошлось без воровства – явного, неприкрытого, мелкого и оттого еще более мерзкого. «Максимус» якобы проводил технический ремонт автомобилей липецкой полиции. Только замененные якобы агрегаты не предъявлял. Машины, которые ремонтировались, согласно записям служебного гаража, в момент проводившегося ремонта, находились на месте приписки, никуда не выезжали и пребывали в исправном состоянии. Московские проверяющие составили десятки подобных протоколов. Тем не менее, эти работы оплачены из госбюджета. По меркам ушлого Клещина и его полицейских компаньонов это копейки. А вообще–то это миллионы государственных российских рублей.
Взятки гладки
Почему возникают такие связки, вопрос риторический. Они создаются везде, где есть, что украсть. Где есть бюджетный источник, где наличествует его власть имущий распорядитель, там обязательно найдется свой «клещин», который единожды потянув за бюджетную ниточку, не успокоится, пока не вытащит все, что в состоянии освоить. А уж сколько они все в состоянии освоить – вопрос другого порядка, ибо аппетиту вора и хама предела нет. По всей стране прокатилась волна серьезных коррупционных скандалов: под гребенку попали даже губернаторы и мэры, что говорить о чиновниках среднего звена. И только в Липецке все по-прежнему спокойно. Воры воруют, прокуроры надзирают.
Есть такая поговорка: сколько веревочке ни виться, а конец будет. 13 мая рухнули два столпа воронежского правосудия – под давлением убойных разоблачительных материалов ФСБ: одновременно подали в отставку председатель областного суда Виталий Богомолов и его заместитель Владимир Маслов. В Липецке тоже назрело немало вопросов, которые пока остаются без ответов. Где реакция прокуратуры области, которую давно ждут все, кто хоть сколько-то знаком с шалостями липецких стражей порядка? Где уголовные дела, которыми уже пора бы разразиться следственному комитету? Какова роль начальника липецкой полиции, в ведомстве которого происходят такие чудеса? Наконец, какие юридические последствия будут иметь поступки тех, кто давно на них напрашивается?
Путинские призывы бороться с коррупцией почему-то не долетают до Липецка. А отставки воронежских вершителей правосудия вспомнились вот почему: ни один мундир не шьется пожизненно. И чтобы не терять связь с реальностью, носящим эти мундиры стоило бы помнить об этом.