А всего за последние полгода руководителем управления транспорта Владимиром Анисимовым и его заместителем Владиславом Ярцевым подписаны 22 приказа об установке более 120 дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку. В начале мая такими знаками было приказано обезопасить улицу Дубровина, чуть ранее - Гору металлистов, 3 Интернационала, Чебышева, Якира, Студенческую, переулок Здоровья. И это ещё далеко не полный список.
Согласно недавним изменениям в ст.21 Федерального Закона ”О безопасности дорожного движения” при установке знаков, запрещающих парковку, чиновники должны объяснять причины принятия такого решения. Однако реального обоснования вводимых запретов в приказах мэрии нет и в помине. Пишут, что делают это ради дальнейшего “повышения безопасности дорожного движения и увеличения пропускной способности“.
Если судить по названиям улиц с запретами, то у нас вся аварийность в последнее время сконцентрирована в тихом центре да на окраинах города. На самом деле это, конечно, не так. Львиная доля ДТП в Воронеже совершается на магистральных улицах. Вряд ли в стране найдётся ещё такой город, где почти половина всех ДТП - наезды на пешеходов. Причём, на пешеходных переходах сбивают людей немногим меньше, чем за их границами.
Госавтоинспекция всё списывает на низкую дисциплину участников движения и совершенно не хочет видеть очевидные просчёты и откровенные ляпы в организации движения. Остановки общественного транспорта, например, должны быть после пешеходного перехода, если смотреть по ходу движения автобуса. Однако вопреки всем ГОСТам и правилам у нас полно остановок, где всё наоборот. Чтобы попасть на переход, пешеходы вынуждены обходить стоящую маршрутку спереди.
Опасность такого решения состоит в том, что ни водитель, ни пешеход не видят друг друга до последнего момента. А когда увидят, то зачастую у водителя уже отсутствует техническая возможность предотвратить наезд. Не зря же в детских садах и школах учат: обходите стоящий автобус сзади, а трамвай спереди.
Попасть в такую ситуацию можно повсюду. И самое прискорбное, что искусственно созданных ловушек становится всё больше. Вот, например, недавно такую провокационную разметку нанесли на остановке у дома 44 по бульвару Победы.
Многие пешеходные переходы разметкой вообще не обозначены, а дорожные знаки закрыты пышной зеленью деревьев. В результате водители слишком поздно понимают, что подъезжают к нерегулируемому переходу. Ну, а дальше уж кому как повезёт.
Судя по статистике, в Воронежской области везёт далеко не всем. За 4 месяца 2016 года на пешеходных переходах совершено 78 наездов на пешеходов (+14,7% к аналогичному периоду прошлого года), в которых 83 человека ранены (+29,7%) и 3 погибли.
Игра в одни ворота
Анализ аварийности подсказывает, что нужно срочно заняться обеспечением видимости пешеходных переходов, грамотным размещением остановок общественного транспорта. Не мешало бы разобраться и со светофорами, а то дело до курьёзов доходит. На пересечении Ленинградской и Серафимовича единственный светофор установлен слева от проезжей части, а не справа, как того требует соответствующий стандарт.
Госавтоинспекция официально признаёт, что требования сигналов такого светофора можно не выполнять. Так кому светит и зачем тратит бюджетные деньги этот светофор? И ведь это тоже далеко не единственный пример дорожного головотяпства.
На многих нагруженных перекрёстках водителям весьма затруднительно разобраться с разрешёнными направлениями движения. Знаки особых предписаний зачастую установлены с нарушениями либо вовсе отсутствуют. Завсегдатаи маршрута едут по привычке и не испытывают никаких проблем. Зато впервые попавший на такой перекрёсток водитель вынужден дополнительно вертеть головой в поисках нужной информации.
При этом водитель неминуемо задержит остальной поток, удостоится недобрых взглядов и будет обсигнален с ног до головы. В такой обстановке и до происшествия - один шаг. Давно пора убрать сотни ненужных знаков, а остальные установить в точном соответствии требованиям ГОСТа.
Наряду с грамотным размещением дорожных знаков и светофоров есть и другие эффективные способы сокращения длины заторов и количества ДТП. Не лишним в этой связи было бы ознакомиться с планом по снижению аварийности, разработанным в прошлом году Правительством РФ. Там немало пунктов, входящих в компетенцию местных органов исполнительной власти.
Однако наши управленцы с подозрительной настырностью пытаются снижать аварийность и повышать пропускную способность дорог исключительно посредством запретов на парковку под угрозой принудительной эвакуации. И ведь что интересно: бороться с такой любовью властей к запретительным мерам практически невозможно.
В прежние времена знаки “Остановка запрещена” и “Стоянка запрещена” разрешалось устанавливать только в случаях, когда “стоящие транспортные средства не позволяли обеспечить требуемый уровень пропускной способности дороги”. Теперь этот критерий из нормативных документов убрали.
Действующий ныне ГОСТ Р 52289-2004 не обременяет какими-либо ограничениями, а просто констатирует: “знак ”Остановка запрещена” применяют для запрещения остановки и стоянки транспортных средств”. В общем, “масло масляное” получилось на выходе. Зато чиновникам вольница: где хотят, там и запрещают. И противопоставить этому нечего. Остаётся только к совести и здравому смыслу призывать. Но с такими понятиями во власти сейчас слабо знакомы.
Дороги разбиты, хорошая разметка только в центре города, да и то - по праздникам, пешеходные переходы невозможно обнаружить даже днём, светофоры лепят, как бог на душу положит. И никому до этого дела нет.
Зато знаки, запрещающие парковку, заполонили уже не только центральные улицы, но и окраины города с дворовыми проездами. Довольны такой обстановкой лишь коммерсанты, делающие деньги на эвакуации с помощью ГАИ и мэрии.
И конца этой вакханалии пока не видно. В администрации города заявили, что в течение 2016 года будут установлены 1000 новых дорожных знаков. При таком подходе к делу нетрудно предположить, что это будут за знаки.