Новая избирательная система оттеснила оппозицию на самый край обочины. Она была там и так, а теперь скатится с нее вообще на грань существования. Любая системная, думская оппозиция приобретет на этих выборах вдвое меньше мандатов, чем в прошлом созыве. Почему? Ответ очень простой: победить на одномандатных округах оппозиции никто не даст, даже мечтать нечего. Кое-как протиснутся в Думу лишь те, кто возглавляет территориальные списки партий, но их будет меньше, чем в прошлом созыве за счет появления мажоритариев. Вот и вся арифметика.
Власть смотрит сквозь пальцы на так называемые откаты, дома за границей и машины, потому что все это - их откаты, их машины и их дома. И Дума должна охранять все нажитое непосильным трудом в тяжелых условиях всеобщей ненависти добро. Другая Дума не нужна и опасна. Сытая, гламурная жизнь в стране больших возможностей – это их общая жизнь. А наше бытие – это угрожающе растущая коммуналка, падающие зарплаты, и следующие один за другим отказы самому себе. В отпуске, в нужной покупке, в массе всяких других вещей.
Выборы нужны им, не нам. Нам вообще должно быть все равно. «Единая Россия» решила устроить праймериз, продемонстрировать всем свою близость к народу. Лично я думаю так: пусть они там все хоть передерутся на этих праймериз, от этого для нас ничего не изменится. Сейчас в некоторых СМИ довольно бурно обсуждают, кто подаст заявление на праймериз, будут ли там новые лица? А какая, собственно, разница?
Политика как опора бизнеса
Возьмем конкретную ситуацию: одним из представителей в Думе от Воронежской области был молочный король Аркадий Пономарев, который получил свой мандат в Павловском избирательном округе. Ему бы и сейчас туда – там его округ, там его избиратели, там базируются хозяйства, с которыми работает его «Молвест». Но происходит неожиданное перемещение: Аркадий Пономарев теперь намерен выдвинуться на Левобережном округе, который традиционно считался вотчиной коммунистов, а на его место в Павловском округе метит Андрей Марков, чиновник областного правительства. Эта рокировка очень наглядно объясняет саму суть выборного процесса. Кандидат, согласованный сверху, может баллотироваться, где угодно. Ему не нужны симпатии и доверие избирателей. Деньги и административный ресурс – вот два столпа, на которых стоит весь избирательный процесс.
Политика стала опорой бизнеса уже давно. Но теперь появилась еще одна фишка, новая. Политику теперь хотят делать не политики, а специалисты в политике. Политтехнологи. Они считают, что если они умеют выбирать других, то уж себя, родимых, не выбрать просто смешно. Политтехнолог – это не профессия, это род занятий. И в этот род занятий входит формирование предвыборных бюджетов, (и белых, и черных), развод спонсоров, выстраивание политики по дискредитации конкурентов. Хороший политтехнолог должен уметь профессионально врать, выдумывать несбыточные лозунги и обещания, которые никогда не будут выполнены, подкупать, торговаться, юлить, устрашать… Ценные качества для депутата великой державы, как вы думаете? Тренд последнего времени: люди этого рода занятий решили, что пора им поменять род занятий на официальный статус. Вчера они выбирали, сегодня они хотят сами стать избранными. Примеры тому уже есть. Олег Пахолков, политтехнолог, ныне депутат Государственной Думы от «Справедливой России». Роман Жогов, депутат областной Думы, в недавнем прошлом – главный пиарщик воронежского отделения «ЕР». На депутатский мандат претендует теперь и Андрей Марков - чиновник облправительства, который до сих пор управлял тайными механизмами предвыборных кампаний. Теперь и он хочет стать депутатом Государственной Думы.
Государственная Дума нового созыва может стать проходным двором в еще большей степени, нежели является сейчас. И как-то очень хочется этот проходной двор обойти другой дорогой.