Лет двадцать тому назад, когда по улице Димитрова еще ходили трамваи напротив рынка «Придача» можно было рассмотреть наполовину заросшее здание с облезлыми стенами, сейчас же он практически не виден: с лицевой части его закрывают торговые ряды, сбоку и сзади поднявшиеся ввысь новостройки. Так что человеку, в первый раз решившему воспользоваться именно этими «городскими воротами», отыскать их без посторонней помощи нет никакой возможности. Тех же, кто так или иначе все же попадал на территорию автовокзала, поражали выбитые стекла в фойе и сбивал с ног запах, доносящийся из привокзального туалета. Туалет ликвидировали пару лет назад и на этом «реконструкция» автовокзала тогда закончилась.
Вспомнили о нем, можно сказать, лишь сегодня. «Регионтранс», видимо, решил почтить своим вниманием это «брошенное дитя» и выделил на реставрацию автовокзала целых 4 млн рублей. Из них 1,4 млн рублей предназначено для ремонта кровли и фасада здания, 1,3 млн рублей пойдёт на обновление отопительной системы и устройство общественного туалета внутри автовокзала. Ещё 862 тысячи рублей выделены на установку ограждения, а 532 тысячи пойдут на замену окон. Подрядчики, которые возьмутся за капитальный ремонт левобережного автовокзала, станут известны в начале ноября. Деньги на ремонт будут выделены из бюджета области. Согласно условиям контракта, подрядчик должен выполнить ремонтные работы в 30-дневный срок.
Как это должно быть
Четыре миллиона рублей все же лучше, чем ничего, но почему же такой мизер? Ведь если областные власти хотят сохранить статус автовокзала, то кроме стен там необходимо поменять или же заново построить практически всю инфраструктуру. Ибо требования именно к автовокзалам, обнародованные постановлением правительства РФ № 1073 от 26.11.2013 предусматривают суточную пропускную способность не менее чем в тысячу человек. Для этого необходимо оборудовать четыре крытых перрона с возможностью выхода к ним из здания вокзала и, соответственно, стоянку автобусов со сквозным проездом. В этом случае на территории автовокзала наносится специальная разметка для организации движения транспортных средств и пассажиров. Перроны отправления и прибытия, площадки для посадки и высадки пассажиров, а также залы ожидания оборудуются системами громкой связи и информации.
Это еще не все. В здании автовокзала должны быть билетные кассы (сейчас они располагаются во временном сооружении на площадке перед зданием), диспетчерская служба, помещения для предрейсового медосмотра водителей и их отдыха, общественные туалеты, зал ожидания, рассчитанный не менее чем на 50 человек. На автовокзалах также обязательно наличие комнаты матери и ребенка и камер хранения. Комнаты отдыха водителей должны иметь душевую с холодной и горячей водой, шторы-затемнители для обеспечения отдыха в дневное время. В комнатах обеспечивается возможность хранения имеющихся у водителей ценностей, выручки за проданные билеты, а также бланков проездных документов и багажных квитанций. Еще одним требованием, предъявляемым к автовокзалам, является наличие справочного бюро, пункта общественного питания, пункта охраны общественного порядка и помещения для оказания первичной медицинской помощи. И всего этого Левобережный автовокзал на сегодня лишен. Кроме того, размещение автовокзалов в городах должно обеспечивать удобное обслуживание пассажиров.
Что на самом деле
А в нашем случае на ул. Димитрова пассажирам не только неудобно, но и небезопасно. Водители рейсовых автобусов зачастую высаживают людей прямо на проезжей части (очень мало места на стояке за перронами), а сами многотонные транспортные средства проезжают по территории торговых рядов и практически не видны из-за палаток и павильонов.
Сейчас Левобережный автовокзал обеспечивает 23 местных и междугородних рейса по тринадцати направлениям (в основном на восток и северо-восток от областного центра). Пассажиропоток здесь небольшой, инфраструктура убогая, тем более требующая радикального обновления. Не проще ли перевести автовокзал в статус автостанции? Тогда и денег, требуемых для доведения здания и территории «до ума», необходимо будет потратить гораздо меньше. Но та сумма, которую недавно выделили на так называемый ремонт, представляется ничтожной, ибо даже на взгляд непрофессионала, надо в три раза больше. Тем более, что те несчастные 4,2 миллиона рублей по известной российской традиции наверняка дойдут до подрядчиков не в полном объеме. В результате мы будем иметь якобы новую кровлю, которая протечет через год, батареи, которые не греют, так как система отопления монтировалась в разгар отопительного сезона и туалет, выполняющий свою функцию на пределе технических возможностей. И все это «великолепие», как и прежде, будет носить гордое название АВТОВОКЗАЛ.