В 2012 году закончилась реализация Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы. За это время планировалось снизить число погибших в ДТП в 1,5 раза. Но результаты оказались гораздо скромнее: удалось снизить лишь на 27%. И то ненадолго.
Общий объем финансирования составил более 50 млрд. руб. Кое-что от этого аппетитного пирога перепало и Воронежской области. Например, в рамках программы за 82 млн. руб. был построен надземный пешеходный переход у центрального автовокзала Воронежа. Правда, без лифтов и вентиляции.
Тут даже глава региона Алексей Гордеев не сдержался и обозвал это творение инженерной мысли ”бессмысленной конструкцией”, а деньги - “выброшенными на ветер”. Вроде бы даже решили найти средства на доделку. Сейчас об этом уже забыли. Вот только люди в этом месте продолжают гибнуть.
Не желая тащиться с сумками на верхний ярус (а иной раз и не имея на это физической возможности), многие предпочитают по старинке переходить дорогу по земле. Однако, если раньше там был светофор, то теперь перейти можно только с риском для жизни. В общем, положительный эффект от вложенных миллионов найти затруднительно.
Что интересно, аналогичное сооружение у торгового центра ”Московский проспект” имеет и лифт, и вентиляцию. При этом обошлось местным инвесторам на 20 млн. руб. дешевле. И народ там по дороге не бегает.
При подведении итогов реализации федеральной программы правительством РФ было отмечено, что в работе Госавтоинспекции активно используется “многопараметрическая информационно-аналитическая система прогнозирования и моделирования ситуации”. Сокращённо - “МИАС”.
Один из таких комплексов, согласно отчёту, попал и к воронежским автоинспекторам. Однако за прошедшие годы мне так и не довелось услышать из уст местного начальника Владимира Верзилина и его молодых замов информацию о том, что же такого мудрого удалось спрогнозировать и смоделировать с помощью этого навороченного чуда.
Ещё нам достались две передвижные дорожные лаборатории на базе автомобиля “Соболь”. Ну, это уже такая мелочь, что ожидать кардинального улучшения качества дорог от их использования было бы наивным. Никто и не ожидал. Как и прежде, каждой третьей аварии сопутствует плохое состояние дорог.
Лёгким движением руки
Федеральная программа настоятельно рекомендовала разрабатывать аналогичные документы на региональном и муниципальном уровне. Были такие программы и у нас. Правда, наша областная программа за те же 7 лет ставила куда более скромные задачи.
После освоения почти 6 млрд. руб. планировалось сократить число погибших в авариях на 237 человек (37,0% относительно 2004 года). Однако даже этого достичь не удалось: в 2012 году на дорогах погибло 615 человек, то есть всего на 25 человек меньше, чем в 2004 году.
А уж если взять за основу расчёта только годы реализации программы, то погибших на дорогах в 2012 году стало даже на 7% больше, чем было в 2006 году.
Большие надежды возлагались на реализацию аналогичной городской программы на 2008-2010 годы. Как следует из её паспорта, уже в 2010 году уровень аварийности на дорогах города должен был упасть на 30%. Всего за 1 млрд руб.!
Впрочем, львиную долю этих средств предлагалось потратить на ремонт дорог. А вот мероприятия по организации движения найти в той программе было весьма затруднительно: о светофорах ни слова, как и о парковках со стоянками. Планировался перенос 24 остановок общественного транспорта, разметка да какие-то никому неведомые “мероприятия по ликвидации очагов аварийности”.
Однако, пока искали деньги, истекли сроки. Утвердили программу всего лишь за несколько дней до наступления 2010 года. Титульный лист пришлось переписать: ”на 2010-2012 годы”. За точку отсчёта было принято количество ДТП с пострадавшими и погибшими, зарегистрированных в г. Воронеже в 2008 году – 1252. После освоения бюджетных средств, к концу 2012 года, планировали снизить эту страшную цифру до 612. Более, чем в 2 раза. Да неужели?!
Как водится, дни и месяцы пролетели быстро. Срок реализации программы подходил к концу, а благоденствия на дорогах не наблюдалось. И тут кого-то осенило, что беду можно одолеть, не выходя из кабинета!
Без лишней помпы на свет появляется постановление администрации города от 5 марта 2012 года №165. Контрольные цифры подкорректировали в нужную сторону. Теперь получалось, что в 2008 году было не 1252, а 1631 серьезных ДТП. А снизить к концу 2012 года нужно было не до 612, а до – 1286. А это уже давало надежду на выполнение поставленной цели. Ещё чуть и можно было бы отметить успех мероприятия, но подмену заметили дотошные общественники.
Подключилась прокуратура. В результате всё списали на техническую ошибку и сообщили, что лицо, допустившее её, уволено. Где и кем работало это “лицо”, правоохранители не уточнили. Результат выполнения программы оказался провальным: в 2012 году в Воронеже произошло более 1400 ДТП с пострадавшими вместо обещанных 612! Однако пресс-конференций по этому поводу не собирали.
И снова в бой
Тем не менее, уже вовсю идёт реализация новых федеральных и региональных программ на период 2013-2020 годы. На волне заявленного в федеральном масштабе успеха МВД РФ запросило на реализацию новой национальной программы 99 млрд. руб.! Третью часть от этой колоссальной суммы МВД собиралось вбухать в «...переподготовку полицейских и водителей, пропаганду безопасности движения».
Правительство урезало генеральские аппетиты и выделило на реализацию программы всего 32 млрд. руб. Однако и сокращённые в 3 раза суммы вызывают недоумение: ну, как можно умудриться потратить 55 млн. руб. на разработку “предложений по созданию и развитию парковок в городах”? Не, иначе - по миллиону за страницу машинописного текста.
А 66 млн. руб. на публикации в СМИ по вопросам организации движения? Причём, речь не об известных теле-радиопрограммах и постоянных рубриках в печатных изданиях. На это есть отдельная строка с 3,2 млрд. руб!
В случае удачного завершения программы к 2020 году мы должны выйти на уровень 4,17 погибших в ДТП на 10 тысяч автомобилей. К слову, во многих европейских странах уже в 70-х годах прошлого столетия погибало не более 3 человек на 10 тысяч авто. А сейчас этот показатель не превышает единицы.
От Швеции и Великобритании по уровню смертности на дорогах Россия отстает в 12 раз, от Германии и Японии - в 9 раз, от США - в 5 раз. Сейчас по уровню безопасности дорог нас ставят в один ряд с Индией, Индонезией и Нигерией.
Тем не менее, процесс освоения очередных траншей новой программы идёт полным ходом.
А был ли мальчик?
1 октября 2012 года утверждена ведомственная целевая программа повышения безопасности движения на дорогах Воронежской области на период с 2013 по 2015 годы. Объём финансирования нынешней программы, конечно, не сравнишь с предыдущим - всего 282,6 млн. руб.
За 3 года планируется снизить количество погибших в ДТП с 615 до 520 человек, а количество погибших в расчёте на 10 тысяч автомобилей – с 6,3 до 5,8 (вспомните старушку Европу с их - 1,0).
По примеру “старшего брата”, основной задачей областной программы признано повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения. Для этого запланировали ежемесячно проводить 6 теле-радиопередач из цикла “Безопасность и правила дорожного движения”, воплотить в жизнь проект “Движение с уважением”, наполнить улицы Воронежа и других городов социальной рекламой, организовать тематические акции и конкурсы. Предусмотрели потратить на это 23 млн. руб.
Заканчивается второй год реализации программы. Реклама, призывающая повышать культуру вождения и уровень правового сознания, честно говоря, на глаза не попадается. Куда ни глянь: то на распродажу элитной мебели зовут, то на концерт заезжих звёзд.
Да бог с ней, с этой уличной рекламой, пошли к телевизору! Что-то не видно в программе региональных телеканалов цикла передач про безопасность движения. Да какой там цикл! Инспекторов по пропаганде ГИБДД можно увидеть на экране только после громких ДТП. О том, что ”будут проводиться оперативно-розыскные мероприятия и необходимые экспертизы” - знают даже дети. Впрочем, за такой ликбез денег на телевидении не берут.
А ведь многие ещё помнят, как в советские времена каждую среду в эфире ”Воронежских новостей” выступал обаятельный и авторитетный капитан милиции Виктор Александрович Соколов. Не разрабатывалось тогда никаких программ по безопасности с миллионным финансированием, но вся область знала эту рубрику, смотрела, обсуждала.
А знает ли многотысячная армия наших автомобилистов, что в рамках областной программы реализуется проект “Движение с уважением”? Глубоко сомневаюсь. Если специально залезть в интернет, то знакомое словосочетание найти, конечно, можно. В одной из социальных сетей даже группа одноимённая создана.
Имеется десяток сообщений, датированных началом 2012 года. Далеко не все, правда, в тему. Ну, и видеоотчет об одном флеш-мобе: молодёжь с разноцветными шариками и юморными плакатами порезвилась несколько минут на пешеходном переходе у “Детского мира”. С тех пор тишина.
Кстати, согласно документу, исполнителями данных мероприятий являются департамент транспорта областной администрации совместно с Госавтоинспекцией. И кто-то хочет сказать, что без этой бутафории нам никак не поднять правосознание воронежских водителей? Как говорится, не смешите мои тапочки.
Не в коня корм
Стоит ли после этого удивляться достигнутым результатам? Контрольные отметки 2013 года (565) провалены: на дорогах области погибли 590 человек. Анализ аварийности за 9 месяцев 2014 года (уже погибли 451 человек) ставит под большое сомнение выполнение целевых показателей текущего года (535) да и всей программы в целом. Да, собственно, всё уже давно привыкли, что поставленные задачи хронически не выполняются. Никто за это не несёт никакой ответственности. И никого это не удивляет.
В условиях, когда нет никакой реальной работы по снижению аварийности, кроме ужесточения административно-уголовных санкций, когда эффективно ведётся лишь борьба за статистику и освоение бюджета - другого результата ожидать не приходится.
Миллиарды растворяются в бездне, а на дорогах всё опаснее. Мало ли примеров, когда машины воронежских чиновников (да и просто “уважаемых людей” с узнаваемыми номерами) намеренно демонстрируют свое превосходство на дорогах, нарушают правила и представляют реальную опасность для других участников движения. В случае совершения ДТП они всегда правы.
Именно отсутствие равенства на российских дорогах и наличие касты привилегированных водителей эксперты считают главной причиной того, что все усилия властей по повышению дорожной безопасности идут насмарку. После ежедневного созерцания дорожного бытия вы никакими роликами и шариками не убедите обычного водителя в том, что закон у нас един для всех.