”Сегодня необходимо не на словах, а на практике избавляться от «валового» подхода, «палочной» системы. Расстановке сил и средств должен предшествовать детальный анализ дорожной обстановки – и по наиболее проблемным местам улично-дорожной сети, и по времени суток, и по дням недели, и по сезону… Акцент в работе должен быть сделан на приоритетности предупреждения ДТП, оказания помощи и содействия участникам дорожного движения!”, – сказал заместитель руководителя Госавтоинспекции.
Хорошо сказал! Красиво! Просто бальзам на душу законопослушных автомобилистов! Правда, мы и раньше слышали подобные постулаты. Да и в приказах МВД уже давно то же самое прописано. Изменений только не видно. И вот, как бы упреждая недоверие, в конце “прямого эфира” генерал предостерег территориальных начальников ГАИ от восприятия его слов как очередного “выражения озабоченности”. В общем, пригрозил недвусмысленно…
Во время страстной речи генерала, как и многие месяцы до этого, воронежские инспектора самозабвенно “боролись с аварийностью” на привокзальной площади. Уж очень удачной для статистики ГАИ была там компоновка дорожных знаков: милости просим на “стоянку с односторонним движением”, а буквально через 10 метров – шлагбаум, въезд платный… Большинство разворачивается, другого выхода просто нет. Далее традиционно: жезл, свисток, деньги или протокол. Оказывается, за спиной ”кирпич” – обратно нельзя! Причем увидеть его можно только глазами на затылке.
Про эту ”засаду” уже и в газетах писали, и по ТВ рассказывали. Ничем оттуда гаишников не выкуришь. Алиби железное: ГАИ там, якобы, безопасность железнодорожных пассажиров обеспечивала. Вот ведь интересно: как пробку разрулить или ДТП оформить, – им нельзя отвлекаться, а как протокол написать – вся транспортная безопасность побоку!
Недавно безграмотно установленные знаки, наконец, демонтировали. Как по мановению волшебной палочки, исчез и пост ДПС…
Тем временем кого-то осенило установить знак ”Одностороннее движение” на ул. Вайцеховского. Тихий центр, частный сектор. Узкая проезжая часть с несметным количеством ям, отсутствующие местами тротуары. Водители обычно еле едут, озабоченные поиском места парковки в районе онкодиспансера. Какая уж тут аварийность? Гаишников в тех местах отродясь не водилось.
Однако знак дорожный повесили так, что в рекламном хаосе его не увидеть. И уже на следующее утро инспектора ДПС были на месте. Естественно, не для того, чтобы предупреждать и помогать. А для запуска очередного конвейера по ловле злостных нарушителей! Сотни водителей уже остались без прав из-за формального нарушения, спровоцированного организаторами движения. Просто водители разворачивались, находясь в неведении запрета на совершение такого маневра.
Кстати, года три назад я уже рассказывал о подобной практике местной ГАИ на улицах Киевской и 20 лет Октября. Так что никакого отступления от “валового подхода” нет и в помине. “Палочная система” успешно живет и процветает. Не поверили в Воронеже в необходимость работать по-новому…
Бульвар Победы. Лес многоэтажек, крупные торговые центры. Паутина местных проездов. На одном из них тоже организовано одностороннее движение. “Кирпич” мало того, что закрыт ветвями (это дело обыденное), так еще и развернут на 1800 относительно траектории движения автомобилистов. То есть, запрет на дальнейшее движение могут предвидеть только экстрасенсы! Вот и едут люди, не чувствуя подвоха. А в тени дворовых кленов их поджидают “борцы с аварийностью”. Для инспекторов – беспроигрышный вариант: либо деньги на карман, либо протокол.
Тем временем настоящих нарушителей на дорогах навалом. В том числе и действительно злостных. Среди них не только владельцы дорогих авто с ”красивыми” буквенными и цифровыми комбинациями на номерах, но и обладатели «убитых» ”Жигулей” с транзитами, а то и вовсе без номеров. Места установки автоматических фотокамер всем давно известны – здесь все готовы проявить показную законопослушность. На остальных же участках улиц и проспектов – полная вольница: и на красный, и по встречке, и по пешеходам. Некому предупреждать и пресекать.
Впрочем, иногда полицейских на центральных улицах все-таки можно увидеть. Но результат аналогичен их отсутствию: мимо караваном летят ”Газели” с набившимися стоя пассажирами, остановки общественного транспорта заняты нелегальными таксистами – ноль эмоций! Законопослушному водителю ездить по городу все сложнее и страшнее.
Предвижу возражения оппонентов: ГАИ сократили, штатов не хватает… Но почему всегда хватает экипажей для засад в десятках “хлебных” мест? И не только в Воронеже, но и на загородных дорогах. Неужели начальство УГИБДД не понимает, откуда берутся тысячи ”грубейших” нарушений? Или тамошние аналитики уже разучились определять действительно проблемные места? Не думаю. Просто тысячами “палок”, добытых в искусной паутине ловушек, можно всегда удачно отчитаться на любой видеоконференции.
Отчитаться-то можно, но сделать дороги более безопасными – нет. Это подтверждают итоги областной программы обеспечения безопасности дорожного движения: количество ДТП и погибших в них значительно превышают заявленные шесть лет назад показатели. Причем аварийность продолжает расти. По итогам пяти месяцев т.г. на дорогах области уже погибло 186 человек (+8,1%) и ранено 1546 (+2,3%). И гибнут люди в подавляющем большинстве случаев не на привокзальных парковках, не на тихих улочках и не на дворовых территориях…