В этом году за три июльские недели гонщики преодолели по дорогам Франции 3360 км всего с двумя днями отдыха. Многие этапы имели протяженность более 200 км! В горах по 30-40 км карабкались в такие подъемы, что не всякий автомобилист осилит. Чего стоят восхождения на знаменитые Альп-д'Юэз и Мон-Ванту с финишами на высотах далеко за 2000 м над уровнем моря, в окружении заснеженных вершин!
Нынешние организаторы гонки свято чтут заветы отцов-основателей, которые еще более 100 лет назад говорили, что эта гонка — «не просто спортивное состязание, это великое приключение, наблюдая за которым весь мир еще более остро почувствует всю прелесть и многообразие разных ликов Франции».
Благодаря телевидению эти прелести стали доступными всему миру. А уж показывать гонку и все, что ее окружает, французы умеют! Десятки передвижных камер на вертолетах, мотоциклах и даже шлемах(!) некоторых гонщиков не оставили без внимания ни единого момента великой гонки. Вот так, у телевизора, я и наблюдал за всеми перипетиями этого королевского действа. В прямом эфире! Но сейчас, как говорится, не об этом…
Кроме самой гонки я увидел еще много интересного и полезного не только для велосипедистов, но и для автомобилистов: безукоризненное покрытие дорог, яркую разметку проезжих частей и пешеходных переходов, прекрасно видимые и логичные дорожные знаки. Даже велодорожки вдоль городских улиц!
Не мог отвести взгляд и от десятков идеально спланированных круговых развязок. С высоты птичьего полета это прекрасно видно! И что интересно, ни на одной из них я не увидел светофоров! Это было наглядное воплощение теоретических выкладок учебников по организации дорожного движения.
А наука нас учит, что «кольцо» — это очень эффективное инженерное решение для повышения пропускной способности и безопасности движения. Если нет возможности построить развязку в разных уровнях, то делайте, где это возможно, кольцевые развязки: они намного снизят напряженность перекрестка. Нужно только правильно рассчитать диаметр центрального круга в зависимости от количества примыканий и интенсивности движения по ним. Ну, и грамотно обустроить. Если эти условия выполнить, то никакие светофоры уже не нужны: «кольцо» само все разрулит.
Бермудские круги
Я допускаю, что нашим чиновникам и дорожникам прямые трансляции с «Тур де Франс» могут быть глубоко безразличны. Но они обязаны знать, как должно быть организовано городское движение: ведь учились когда-то, не вылезают из загранкомандировок, участвуют в несметном количестве различных конференций, симпозиумов, конгрессов и прочих мероприятиях по обмену опытом. И денег в дороги у нас вкладывают уже не меньше, чем там.
Но почему же на нашем «Тур де Воронеж» до сих пор такое убожество!? Взять последнее наше «приобретение»: ул. Антонова-Овсеенко – 2 млрд руб. вложили в реконструкцию! И что на выходе? Аварийность, судя по сообщениям СМИ, не снизилась: пешеходов давят чуть ли не ежедневно. И немудрено: пешеходные переходы в одном уровне через шестиполосную дорогу недопустимы! Как минимум, посередине дороги должны быть приподнятые над проезжей частью «островки безопасности»! Но про них забыли. А может, решили сэкономить.
Добавим сюда светофоры, как будто специально настроенные на создание пробок, а также ливневку, хронически неработающую с момента запуска в эксплуатацию и превращающую улицу в широкую реку после каждого хорошего дождя… Ну, и апофеоз — круговая развязка неподалеку от ул. 9 Января.
Причем «круговая» она только в названии. Если ехать со стороны 9 Января, то там вообще рулем шевелить не надо: траектория движения абсолютно прямая. А вот со встречного направления нужно чуть ли не под прямым углом уходить вправо, чтобы вписаться в кольцо. Трудно придумать более уродливое воплощение научной мысли. Безопасности движения такая планировка явно не добавляет. Это, кстати, видно невооруженным глазом: по изуродованным отбойникам и разбитым пешеходным ограждениям. Да и пробки в том месте никуда не исчезли...
А вот вам еще одна пародия на круговое движение: пересечение Московского проспекта и Хользунова. Диаметр центрального круга меньше, чем ширина проспекта! То есть практически с любой полосы можно проехать прямо, не меняя траекторию. Такого в принципе быть не должно на круговом движении! Вот наших водителей и заставляют выписывать загогулины вопреки здравому смыслу! Даже разметку соответствующую нарисовали! К тому же не стоит забывать, что въезжать на кольцо можно с любой полосы, а вот выезжать — только с крайней правой, вечно забитой маршрутками (п. 8.5 ПДД РФ, если кто забыл)...
Вот хотел бы я посмотреть на кого-нибудь из числа утвердивших данную схему в момент, когда он попробует проехать этот перекресток с соблюдением требований ПДД и разметки! Уверен: удар в бок ему гарантирован уже в первой попытке. Настоящий «бермудский круг». Так и хочется назвать такую организацию движения бредом!
Но нашим власть имущим этого мало. Они решили ситуацию усугубить: Московский проспект со стороны Военного городка (впрочем, как и в обратном направлении) расширяют еще на одну полосу. Вполне возможно, что ко Дню города эта затея несколько укоротит пробку у памятника Славы, но сделает ее заметно шире!
Не лучше ли было потратить деньги на демонтаж этого «кольца» вместе с «пирамидой Хеопса» и обустройство классического четырехстороннего регулируемого перекрестка с грамотно расположенными пешеходными переходами и остановками общественного транспорта? Особенно с учетом того, что все заявления ответственных лиц о строительстве в данном месте двухуровневой развязки уже многие годы дальше эскизных набросков не идут.
Давайте проедем теперь по ул. Хользунова. Лет 40 назад, когда эта улица только застраивалась, перед пересечением с ул. Владимира Невского проектировщики предусмотрели наличие приподнятого «островка безопасности» для пешеходов. Не забыли, на много лет вперед смотрели!
И вот недавно на этом прямом, как стрела, участке улицы Хользунова установили знак «Круговое движение»! Вот французы удивились бы! Местные-то, как водится, через несколько месяцев привыкли ездить по понятиям, но вот иногородних водителей оторопь берет от такой вольной интерпретации азбучных истин. Это ж какое надо иметь воображение, чтобы в вытянутом на 200 метров прямолинейном «островке безопасности» разглядеть круг?!
Впрочем, имеются и противоположные примеры, когда круг вроде бы налицо, но установленные дорожные знаки убеждают нас, что это обыкновенный перекресток… Такую мистификацию водители ежедневно лицезреют на пересечении ул. Ворошилова и Космонавтов.
Мистические велодорожки
Если судить по количеству перерезанных ярких ленточек, произнесенных торжественных речей и хвалебных заголовков в местной прессе, то Воронеж уже догнал Европу по протяженности велодорожек. На деле — всего лишь в нескольких парковых зонах на пешеходные дорожки белой краской нанесли пиктограммы велосипеда. Вот вам и все велодорожки! В парке «Оптимистов» в Юго-Западном районе — аж в 400 метров длиною! Зато на открытие столько велосипедистов из местной спортшколы нагнали, что стало тесно, как на базарной площади.
На базе «Олимпик» еще во времена СССР была проложена пятикилометровая асфальтированная лыжероллерная трасса. На ней выросло уже не одно поколение спортсменов. В прошлом году на двухкилометровом участке нанесли разметку и на всю страну отрапортовали, что у нас появилась очередная велодорожка! Кто б еще подсказал, как на велосипеде добраться до этих «оазисов» без риска для жизни…
Во всем мире велодорожки строятся для того, чтобы велосипедисты чувствовали себя полноправными участниками городского дорожного движения, а велосипед становился альтернативой личному автомобилю и общественному транспорту. Очевидно, что наличие пиктограмм с изображением велосипеда на асфальтированных лесных дорожках никоим образом не решает ни одной из обозначенных задач. Ну, а в этом году уже и пиктограммы не напоминают нам о наличии велодорожек: дождь и песок знают свое дело. Можно готовить пиар-акцию заново!
Впрочем, выборы мэра на носу. Так, что в ближайшее время мы вдоволь наслушаемся рассказов не только о проектах новых велодорожек, но и десятках двухуровневых развязок, «легком» метро и скоростном трамвае, которые очень скоро должны превратить Воронеж в «Нью-Васюки».
…А юбилейный «Тур де Франс», если кто не знает, выиграл англичанин Крис Фрум. Наш земляк Эдуард Ворганов, выступающий за «Катюшу», стал сорок восьмым. И этим вполне можно гордиться… Вот кто бы еще дал нам возможность гордиться грамотной организацией движения на наших городских дорогах...