Дороги, которые мы выбираем: воронежские магистрали удостоили оптимистичной оценки

В мае социологи АНО «Институт политического анализа и стратегий» провели социологический опрос среди жителей Воронежской области. Респонденты должны были оценить изменения, произошедшие в строительстве, ЖКХ и дорожной отрасли. Самой оптимистичной оценкой удостоили дорожную сферу: 46,8 процента опрошенных уверены, что заметны изменения к лучшему, 40 процентов придерживаются мнения, что состояние дорог осталось на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом. 

Дороги, которые мы выбираем: воронежские магистрали удостоили оптимистичной оценки

Разительный контраст

Социологические исследования в части отношения воронежцев к состоянию дорог, на мой взгляд, были бы более объективны, если бы респондентов попросили оценить изменения не за год, а, скажем, за пять лет. И тогда результат опроса был бы принципиально иным: к оптимистам уверенно примкнули бы и те, кто изменений не заметил. Контраст между картиной пятилетней давности и сегодняшним днем настолько разителен, что уместно было бы сказать, что около двух лет назад в нашем регионе началась настоящая дорожная революция. То, что она стала возможна благодаря выделению значительных финансовых ресурсов, не подлежит сомнению. Но деньги – это еще все. Если бы отрасль продолжала оставаться цыганским табором, который она напоминала в недавнем прошлом, даже большие деньги могли были быть освоены так, что изменений на дорогах мы бы практически не увидели. И то, что мы их все-таки увидели – результат коренной перестройки дорожной сферы в целом. Причем, она коснулась всех звеньев цепочки: и заказчиков, и исполнителей. На ключевые посты пришли новые люди, существенные перестановки претерпел и состав основных игроков на рынке дорожных работ.

Найти бракодела

Злые языки утверждают, что сегодня этот рынок монополизирован несколькими крупными компаниями. Плохо ли это? Если судить по результатам, то, скорее, нет. Жесткий отсев участников рынка был неизбежен: пустить большие федеральные деньги в свободное плавание никто бы не позволил. Несколько лет назад вокруг дорожных госзаказов крутилось несметное количество всевозможных шарашкиных контор. Полунищих, без техники, без квалифицированных собственных кадров. Они ухитрялись получать заветные контракты, а затем либо множили вопиющий дорожный брак, либо перепродавали подряды другим организациям. И когда обнаруживалась очередная халтура, найти бракодела оказывалось подчас не так легко. 

В результате реформы на рынке остались только крупные игроки, потому что теперь к подрядчикам предъявляются серьезные требования. Это наличие современной техники, квалифицированных рабочих, финансовых ресурсов и лабораторий качества. Шарашкины конторы отсеялись сами собой. И рынок изменился не в результате монополизации, а после естественного отбора. Процесса жесткого, но логичного. Дорожная сфера из проходного двора превратилась в бизнес для «взрослых». И с этих взрослых спрашивают тоже не по-детски.

- Ежегодно мы стараемся внедрять новые технологии при производстве работ, - рассказывает врио руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Максим Оськин, -  привлекаем специалистов из профильных вузов Воронежа, экспертов из других регионов России. Поэтому постепенно технологии ремонта, использовавшиеся ранее, отходят на второй план, уступая место новейшим разработкам в сфере дорожного строительства. Применение современной техники и новых материалов позволяют продлить сроки гарантийных обязательств и тем самым увеличить межремонтные интервалы. Все шире применяются модифицированные виды битумов, ряд областных дорог будет ремонтироваться по технологии холодной регенерации с вяжущим укреплением, увеличится количество единиц дорожно-строительной техники, оснащенных системами автоматического управления. Хорошие перспективы у шероховатой поверхностной обработки, которая позволяет малыми затратами устраивать слои износа дорожного покрытия.

Контроль качества – трехступенчатый

Подрядчики должны проверять качество проведенных работ сами, с помощью своих лабораторий. Затем свой анализ проводит лаборатория, аккредитованная правительством области, и последний этап – экспертиза независимых специалистов из ВГТУ, ВЭЛТ, «Центр-Дорсервис». Правительство региона пересмотрело и ценовую политику, которая не менялась с 2014 года. Нормативная стоимость дорожных работ постепенно растет. Заказчики прилагают все усилия для доведения ценовой политики по дорожным работам ( особенно это касается цен на дорожные материалы) до нормативов, соответствующих рыночным. В результате подрядчики получили возможность обновлять парк техники.

Одним словом, хочешь участвовать в рынке – соответствуй. И самое интересное, что дорожники революционные изменения в своей отрасли встретили с дружным оптимизмом. 27 дорожных предприятий объединились в профессиональное сообщество – «Союз дорожных организаций Воронежской области».

- Задач у нашего Союза много, - говорит  председатель правления Анатолий Глагольев, - мы помогаем дорожным строителям в выработке стандартов качества, оберегаем их от недобросовестных конкурентов, которые порой выходят на торги, не имея никакой производственной базы. И выигрывают эти торги, создавая дорожникам проблемы с генподрядчиками. В наши ближайшие планы входит разработка вместе с ВГТУ программы повышения квалификации дорожных работников среднего звена и рабочих специальностей. С департаментом транспорта и автомобильных дорог области и управлением дорожного хозяйства городского округа город Воронеж мы взаимодействуем в плане участия дорожных организаций региона в государственных программах, в подготовке законодательных актов, проведении различного рода семинаров и конференций.

Дорожники считают, что их Союз имеет все перспективы пополниться новыми участниками. Главное, чтобы они были добросовестными и не портили дорожникам реноме, которое удалось создать таким трудом.

За короткий – практически революционный срок – отрасль приобрела респектабельность, которая обычно нарабатывается десятилетиями. И теперь уже не собирается сдавать позиций. Тот, кто быстро вырывается вперед, уже считает неуклонное движение в нужном направлении делом принципа.

Что бы оптимизм отраслевиков не выглядел голословным, можно привести всего несколько цифр. По информации правительства Воронежской области, наш регион по состоянию дорог на протяжении последних трех лет входит в ТОП 10 субъектов Российской Федерации. Сегодня в нормативном состоянии находится 43% дорог, к концу года этот показатель должен вырасти до 60%.

Мнение эксперта: Ирина КАМАЕВА, редактор журнала «Автомобильные дороги» (г.Москва):

– Я часто бываю в Воронежской области и хочу отметить, что сегодня настоящий прорыв произошел в дорожной отрасли региона. Это видят не только гости, но и сами жители города Воронежа и области. Одним словом, всех, в том числе и меня, поразил, в частности, масштаб произведенной работы по ремонту улиц в городе Воронеже в рамках реализации стратегически важного проекта «Безопасные и качественные дороги».

Знаю, что полученным колоссальным опытом по применению передовых технологий и использованию их в работе воронежские дорожники готовы с радостью поделиться. И это очень ценно и важно, ведь через регион проходят крупные транспортные артерии, связывающие его с соседними. С северной стороны он граничит с Липецкой областью, с южной – Ростовской и Волгоградской, с восточной – Саратовской, с западной – Белгородской и Курской. Значит, эти логистические особенности обязывают развивать удобную транспортную комфортную сеть для передвижения.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру