Велосипед как транспортное средство используется уже более 200 лет. Он популярен в десятках стран по всему миру, во многих государствах является национальным средством передвижения: это Китай, Япония, Швейцария, Дания, Норвегия, Финляндия и другие. Но даже среди них выделяется Голландия: там каждая четвертая поездка на работу совершается на велосипеде. Протяженность велодорожек в ее столице, — Амстердаме (количество жителей сопоставимо с Воронежем) — более 400 км!
ООН призывает последовать примеру этих стран и активнее формировать в обществе культуру езды на велосипеде, способствовать повышению безопасности велосипедного движения.
После дикого скачка цен на бензин в апреле–мае многие воронежцы в сердцах готовы были незамедлительно последовать призывам дипломатов из ООН, но не тут-то было: опасное это занятие!
По статистике ГИБДД в 2017 году в России зарегистрировано 4922 наезда на велосипедистов (3% от всех ДТП), в которых погибли 389 и ранены 4674 человек. В Воронежской области было совершено 109 таких ДТП, в них 12 человек погибло и 100 — ранено.
Кстати, в Москве, где по мировым меркам велодорожек еще не так много (150 км), доля наездов на велосипедистов в общем массиве ДТП всего 2,2%, что намного меньше показателя в нашем регионе (3,5%). В Воронеже в 2017 году совершен 31 наезд на велосипедиста. За последние три года количество таких ДТП увеличилось на 15%!
Бензин ваш — идеи наши
А ведь именно в 2014 году в целях повышения безопасности езды на велосипедах переписали целый раздел ПДД РФ («Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов») и изменили формулировки несколько пунктов, касающихся водителей автомобилей.
На бумаге велосипедистов признали полноправными участниками движения: в Правилах появились термины «Велосипедист», «Велосипедная дорожка», «Полоса для велосипедистов». Постановили, что «движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». По сути, под копирку переписали европейские правила. Однако не учли, что в подавляющем большинстве населенных пунктов страны велодорожек нет, и не предвидится. И ни один закон не обязывает муниципалитеты строить эти самые дорожки с полосами.
Ну а раз велодорожек нет, то на двух страницах пришлось дотошно разъяснять: где и как нужно ездить на двух колесах в реалиях нашей жизни.
По степени приоритетности нашим велосипедистам предоставлена возможность двигаться по правому краю проезжей части, обочине, тротуару или пешеходной дорожке. Если, например, отсутствует возможность двигаться по правому краю проезжей части, то надо ехать по обочине. Нет возможности крутить педали по обочине — перемещайся на тротуар и так далее. Но вот что это за мифическая «возможность двигаться», как ее оценить, а в случае чего и доказать наличие или отсутствие оной — осталось неведомым.
Как показывают приведенные выше цифры официальной статистики, разрешение велосипедистам двигаться по обочинам и тротуарам не повысили их безопасность. Более того, внесенные в ПДД изменения породили очередной «ляп» в судебной практике. Оказалось, что в случае столкновения велосипедиста с пешеходом — первого из них можно лишить и права управления автомобилем (если оно у него, конечно, было). Депутаты пообещали в ускоренном порядке подкорректировать КоАП РФ для устранения этой правовой коллизии.
Хроника обещаний
В Воронеже о велосипедных дорожках впервые заговорили лет 10 назад. В 2010 году их строительство уже было включено в муниципальную программу повышения безопасности дорожного движения. Правда, без уточнения конкретных адресов. С тех пор написано и «успешно» реализовано уже несколько программ и проектов, но ни одной реальной велодорожки в городе нет до сих пор.
В 2013 году нам обещали обустроить велодорожки вместо разобранных трамвайных путей на улицах Матросова, Краснознаменной, Южно-Моравской. Годы прошли, рельсы с трудом убрали, но до велодорожек дело так и не дошло.
В 2014 году активисты велодвижения договорились с чиновниками совместно объездить весь город в поисках мест для обустройства велодорожек. После яркой презентации проекта под окнами мэрии оказалось, что сменить кожаные кресла кабинета на довольно жесткие велосипедные седла смогли позволить себе лишь пара сотрудников низшего управленческого звена.
Участники акции в окружении телекамер шумной толпой проехали пару километров по Плехановской и Московскому проспекту, раздали интервью и разъехались по домам. Уже на старте велопробега чувствовалось, что реально никто ничего делать не собирается: чаще всего звучали не идеи — как сделать, а причины — почему нельзя. Через пару дней об акции благополучно забыли.
В 2015 году помпезно открыли велодорожку в спорткомплексе «Олимпик» на Московском проспекте. По факту — нанесли пиктограммы с изображением велосипеда на лыжероллерную трассу, обустроенную еще лет 20 назад. Однако очевидно, что это не та велодорожка, которая поможет сделать велосипед равноправным участником городского движения.
Спустя год в мэрии Воронежа вновь заявили о намерениях строительства сети городских велодорожек. Стоимость проекта оценили в 25 млн руб., срок реализации проекта — 2–3 года. На этот раз обещали построить велодорожки вдоль набережных города, сделать заезд на Северный мост, восстановить на нем тротуар, уложить новое покрытие на улице Переверткина, выделить место под велодорожку на Чернавском и Вогресовском мостах.
В конце 2016 года мэрия отчиталась о вводе в строй новых велодорожек стоимостью 10 млн руб. протяженностью 8 км. Проехав по анонсированному маршруту, я обнаружил, что местами новый асфальт и правда появился. При этом абсолютно отсутствовала информация о том, что это именно велодорожка: не было ни знаков, ни разметки. В некоторых местах ширина этой «велодорожки» составляла всего лишь 0,6 м (!) вместо минимально положенных по ГОСТу 2,5 м.
В районе бывшего ДК «Электроника» буквально на следующий день после помпезной презентации новый асфальт уничтожили экскаваторами: очередная АЗС для города оказалась важнее. На тротуаре Северного моста остались нетронутыми огромные провалы, сквозь которые до сих пор можно созерцать водную гладь воронежского моря.
Лидер движения «ВелоВоронеж» Игорь Титов недавно с грустью отметил, что развитие велосипедной инфраструктуры в городе так и не началось. Несмотря на все обещания, дело с мертвой точки не сдвинулось.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
При этом у нас действительно неплохо поставлено дело с проведением различных велофестивалей, массовых велопробегов. Воронежцы очень активно поддерживают такие всероссийские акции, как «День без автомобиля», «На работу на велосипеде». В Воронеже с успехом проходят десятки соревнований по велоспорту общероссийского уровня.
Хронические заторы и безобразный общественный транспорт также способствуют увеличению количества любителей велосипеда. Но одно дело — проехаться в толпе единомышленников по перекрытым улицам в сопровождении полицейских автомобилей, и совсем другое — одному доехать от дома до работы и вернуться обратно.
Тут каждый велосипедист на собственной шкуре начинает ощущать, что на дорогах Воронежа он по-прежнему персона нон грата. Его в упор не видят водители, выезжающие со второстепенных дорог. В мае в аналогичной ситуации на улице 45 Стрелковой дивизии автомобилем был сбит 16-летний велосипедист. С переломами он был доставлен в больницу.
Даже на широкой и свободной дороге находятся «умники», которые проезжают буквально впритирку к велосипедисту. В пробке водители не дадут велосипедисту возможности проехать вплотную к бордюру. При этом между соседними рядами оставляют метровые интервалы, вынуждая велосипедистов лавировать в потоке. В общем, велосипедисты по-прежнему только на бумаге полноправные участники движения. В действительности — все гораздо хуже.
От водителей часто приходится слышать упреки в незнании правил велосипедистами. Но ежегодно в разных концах страны погибают даже профессиональные спортсмены, знавшие ПДД назубок, проехавшие десятки тысяч километров по дорогам всего мира.
В прошлом году недалеко от Геленджика под колесами выехавшего на встречную полосу автомобиля погибла член сборной России по велоспорту на треке Лидия Плужникова. А в Сочи двигавшийся в попутном направлении автомобиль убил члена сборной России по маунтинбайку Антона Гоголева. Ранее в Воронеже под колесами фуры погиб ветеран велоспорта Виктор Забродин. Великий тренер, педагог от бога, воспитавший не одно поколение спортсменов.
Да будь ты хоть семи пядей во лбу и с тремя шлемами на голове, но когда тебя сносит бездарный мажор на модном кроссовере с купленными папой правами и блатными номерами, знание ПДД, увы, не спасает.
Властям надо понять, что город должен быть удобен для всех участников движения не на словах, а на деле. Бесконечное уширение дорог, в том числе и за счет тротуаров, — это игра в одни ворота. У нас Московский проспект по ширине проезжей части скоро со взлетной полосой аэродрома сравняется, но для велодорожки 2 метра никак не найдут. Очевидно, что нужно не только прививать любовь к велосипеду, но и создавать безопасные условия для передвижения велосипедистов, а также атмосферу взаимного уважения на дороге.
Велодорожки для того и делаются, чтобы велосипедисты чувствовали себя полноправными участниками дорожного движения, а велосипед становился альтернативой личному автомобилю и общественному транспорту. Однако пустыми обещаниями и стильными пиктограммами на загородных тропинках ни одну из этих задач решить невозможно.