До середины 80-х годов прошлого столетия, периода, когда началась массовая застройка близлежащей территории, школа вполне справлялась со своими функциями. Количество учеников там было небольшим, а возможность вести образовательный процесс в две смены позволяла не перегружать классы и сформировать стабильный график работы педколлектива.
С появлением в округе многоквартирных домов учебные аудитории стали заполняться выше всякого предела. Нормой уже стало считаться количество учеников в одном классе до 45 человек, а небольшая площадка перед школой перестала вмещать всех тех, кто собирается на торжественные линейки. Школьный же спортивный зал никак не мог соответствовать требованиям проведения уроков физкультуры из-за низкого потолка и малой площади. Кроме того, перегруженное и совсем не новое здание явно нуждалось не в ремонте даже, а в генеральной реконструкции.
Ломать — не строить
Первым пострадал школьный тир (хотя лет за пять до этого вырубили опытный сад при строительстве рядом расположенного многоквартирного дома). НВП (начальную военную подготовку) заменили на ОБЖ, в связи с чем ни тир, ни лыжная база, ни караульный городок, ни полоса препятствий стали никому не нужны. Остатки этой былой «роскоши» социализма до сих пор напоминают о себе кирпичными развалинами и торчащими ржавыми трубами.
Затем на месте гимнастического городка и хоккейной коробки появился бетонный забор и был вырыт котлован. На этом месте планировалась пристройка к школе. Но сперва было решено реставрировать само здание. Здесь плохого ничего не скажешь: укрепили верх и поменяли вечно текущую кровлю, кабинеты расширили, а туалеты приобрели более-менее божеский вид. Однако вместе с тем исчезли школьные мастерские, сократилась площадь пищеблока, приказали долго жить актовый и спортивный залы.
Улучшить ситуацию планировалось за счет возможной пристройки, но далее закладки бетонных блоков в вырытый котлован дело не пошло. Пришкольная территория (если рассматривать доступные участки) сократилась почти вдвое. Могла бы и более, но вовремя снесенный ветхий двухэтажный дом, располагавшийся практически в школьном дворе, освободил участок, на котором теперь находится детская игровая площадка.
Итоги неутешительны: футбольного поля нет, беговых дорожек нет, спортгородка нет, практические занятия по ботанике проводятся за забором непосредственно возле тротуара. А с учетом того, что в этом месте постоянно разливается огромная лужа, то высаженные цветники регулярно вытаптываются обходящими эту лужу пешеходами. Единственными украшениями школы на сегодняшний день можно считать вечный флагшток перед фасадом и мемориальную доску, открытую в честь выпускника, героя-афганца Александра Деревянко. Интересно, как бы он оценил теперешнее состояние родной школы?
Когда рак на горе свистнет
Соседней школе № 54 (район мостозавода) повезло больше. Может быть, отчасти из-за того, что директор школы некогда была депутатом городской Думы. Схожие проблемы (без учета бумажных проектов-согласований) там решились за три года: вырыли котлован, возвели коробку — получили по местным меркам шикарную пристройку площадью в несколько сот квадратных метров. На улице же Димитрова начальный этап строительства продолжается более двадцати лет. Там уже местами повалился забор, за которым теперь выпивают и справляют нужду все желающие, а бурьян и чертополох на месте планируемой пристройки поднялся в человеческий рост.
По заявлению руководства школы, где-то в далеких властных кабинетах уже давно лежит проект строительства, а учебное заведение попало в федеральную программу и не сегодня — завтра… Однако не увидел я в глазах учителей огонька и не услышал в голосе оттенка надежды. Видимо, проект этот, равно как и приказ о выделении денег, уже давно положен под сукно. Не добавляет оптимизма и тот факт, что за последнее время Воронежу уже два раза выделялись деньги в рамках программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях на 2016–2025 годы», но вот именно до школы № 23 они так и не дошли.
Между тем бывшее здание тира продолжает разваливаться, на его крыше появился уже целый «дендрарий», пришкольная территория неуклонно загаживается. Авторитет учебного заведения падает (если есть куда еще падать). Местные жители — зачастую бывшие выпускники — не хотят отдавать в родную школу своих детей и внуков. Не обеспечивает она в должной мере образовательный процесс. И здесь может возникнуть замкнутый круг: если нет учеников, то для кого пристройку-то возводить? Может, и не стоит уже «огород городить», а малыми силами расчистить территории и вернуть хотя бы то, что было лет тридцать назад.