Автоэксперт: почему нет заметного эффекта от внедрения японских «умных» светофоров

За 4 месяца система так и не уменьшила количество пробок и нередко выходила из строя

02.05.2018 в 11:21, просмотров: 661

Автомобилисты Воронежа несколько лет с нетерпением ждали, когда же заработают «умные» светофоры на Московском проспекте и Плехановской. Напомню, что впервые речь о них зашла в начале 2016 года. В СМИ было анонсировано начало разработки проекта адаптированной системы управления дорожным движением (АСУДД) с участием японских специалистов и технологий.

Автоэксперт: почему нет заметного эффекта от внедрения японских «умных» светофоров
Фото 36on.ru

Депутат Воронежской городской Думы, председатель постоянной комиссии по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса Олег Черкасов убеждал, что АСУДД более эффективна, чем действующая на отдельных улицах «зеленая волна». Руководивший тогда городским управлением транспорта Владимир Анисимов добавил, что для организации АСУДД в Воронеже потребуется заменить более 60 светофоров старого образца и предположил, что стоимость проекта будет определяться из расчёта 1 млн руб. на каждый перекрёсток.

Спустя год оказалось, что необходимо установить 145 светофоров, поэтому в срок запустить систему не успели. Но появились первые обнадёживающие прогнозы: в результате внедрения новейших японских технологий «загрузка участка дороги должна снизиться на 20 %».

Летом 2017 года будущий глава Воронежа Вадим Кстенин озвучил уточнённые показатели ожидаемого повышения пропускной способности: утром заторы снизятся на 31 %, а вечером на 29 %. Положительная динамика обещаний, несомненно, укрепила нашу веру в светлое будущее. Народ с нетерпением продолжал ждать и надеяться.

«Уррра! Заработало!»

В конце 2017 года власти, наконец-то, отрапортовали о запуске системы АСУДД на 10 перекрёстках по Московскому проспекту и Плехановской от памятника Славы до пересечения с Кольцовской. Работы обошлись почти в 56 млн руб. (заметим, что начальник «транспортного цеха» ошибся в своих оценках стоимости проекта в шесть раз). На перекрёстках установлены новые контроллеры (в них как раз и находятся все японские «мозги»), 36 металлических опор, 102 ультразвуковых датчика для оценки интенсивности движения. Светофоры, кстати, менять не потребовалось: наши оказались не хуже японских.

И вот уже 4 месяца народ с любопытством пытается ощутить на себе обещанный эффект от работы «умных» светофоров. Пока, к сожалению, безуспешно. Практически ежедневные коллапсы на Плехановской и Московском проспекте со всей очевидностью показали, что новые светофоры не умнее прежних. К тому же надёжность работы светофорных объектов заметно упала: такого количества сбоев в прежние годы не наблюдалось.

Советские контроллеры, хоть и были более громоздкими, но зато не отключались при малейшем скачке напряжения в сети. А теперь недели не проходит без очередного светопреставления. Вот лишь хроника последнего месяца.

15 апреля утром светофоры впали в ступор на пересечении Московского проспекта и улицы 45 Стрелковой Дивизии: они застыли в режиме красного сигнала и несколько часов кряду отказывались переключаться на зелёный. Люди были вынуждены нарушать правила дорожного движения, а ведь там установлены камеры автоматической фиксации нарушений. По свидетельствам очевидцев, инспекторы ДПС подъехали регулировать движение спустя 2 часа после инцидента. Завидная оперативность! А ведь это был уже не первый отказ работы светофоров на данном перекрёстке.

26 апреля поутру «впали в кому» светофоры на площади Застава. Жёлтый мигающий сигнал за несколько минут парализовал движение по Московскому проспекту и прилегающим улицам. По направлению в центр пробка растянулась на 5 км и начиналась от бульвара Победы! Скорость движения была в районе 3 км/час. Госавтоинспекция на это ЧП вообще не отреагировала. Экипажи ДПС с невозмутимым спокойствием продолжали охранять площадь Ленина, кинотеатр «Пролетарий» и здание ЮВЖД.

27 апреля днём очередной коллапс случился из-за поломки светофоров на пересечении Московского проспекта и проспекта Труда. На этот раз, по информации из Центра организации дорожного движения, произошла «системная ошибка». Автомобилистам от этого, правда, легче не стало.

А уже вечером движение по Московскому проспекту полностью остановилось. Вся магистраль без видимых причин превратилась в монолитную пробку. Впрочем, такую ситуацию по давно заведённой традиции можно наблюдать практически в любой рабочий день недели. Утром - на пути в центр, вечером - в обратном направлении. По пятницам - жуть во всех направлениях. Но я совершенно не виню в этом японскую технику.

Обещаниями сыт не будешь

Дело в том, что возможности даже самой совершенной АСУДД не безграничны. Ведь электронный мозг может увеличить время горения разрешающего сигнала по основной магистрали, когда есть резерв пропускной способности на пересекаемых улицах. У нас же большинство из них уже давно забиты сами по себе. Проспект Труда, улицы Кольцовскую, 45 Стрелковой Дивизии уже некуда «прессовать». АСУДД пытается изыскивать резервы, из-за чего не только сама впадает в ступор, но и парализует движение по этим улицам.

Когда реальная транспортная нагрузка на перекрёстке превышает возможности его пропускной способности, то никакая система нас не спасёт. Нужны новые дороги, транспортные развязки и пешеходные переходы в разных уровнях. В Японии всё это присутствует в достатке, поэтому и АСУДД показывает высокую эффективность. В наших реалиях она бессильна.

Если всех наших пешеходов, переходящих Московский проспект, убрать с проезжей части в подземные или надземные переходы (что уже давно должно быть сделано по всем градостроительным нормам), то длительность горения зелёного сигнала для автомобилей можно увеличить на 25-30 сек. на каждом перекрёстке во всех направлениях. Это колоссальный резерв пропускной способности. Однако у нас транспорт и пешеходы не мешают друг другу только на 2 перекрёстках из 10, имеющихся на маршруте движения: у автовокзала и Политеха.

Ну, а если бы за последние 20 лет (!) у нас были бы не только обещаны, но и действительно построены хотя бы десяток транспортных развязок в разных уровнях, то львиная доля водителей вообще объезжала бы центр города стороной.

А если бы ещё стада диких «Газелей» заменить на цивилизованный общественный транспорт, то в таких «тепличных» условиях и отечественная АСУДД решила бы все проблемы не хуже японской! Ну, а пока имеем то, что имеем: 60 млн руб. освоили с нулевой эффективностью. Впрочем, как обычно.

 




Партнеры