В начале концерта Хелависа приветствовала поклонников и сказала, что очень рада снова всех видеть.
– У нас сейчас идет завершающая ветка тура «Альхимейра» в этом сезоне, – рассказала певица. – Концерты проходят очень эмоционально, поскольку нам самим очень нравится эта программа. Мы даже не знаем, как с ней расставаться будем…
Новые песни «Альхимейры», такие как «Война», «Колесо»», «Любовь во время зимы», «Голубая трава», «St. Exupery Blues» и другие были приняты почитателями группы на ура. Впрочем, были и так называемые «нетленки» – «Дракон», «Дороги», «Поезд на Мемфис», «Анестезия». Поклонники тоже приготовили сюрпризы Хелависе. Помимо подаренного портрета в рамке, зрители устроили флешмоб – на «Шелкопряде» подняли над головами бумажных бабочек, а на песне «Об устройстве небесного свода» начали пускать на сцену мыльные пузыри, от которых певица, добродушно улыбаясь, отмахивалась. Все это явно пришлось Хелависе по душе. Когда, спустя два с лишним часа, концерт уже подходил к концу, фанаты яростно требовали продолжения и звали группу выступить на бис. Проигнорировать многочисленные просьбы Хелависа не смогла и напоследок исполнила соответствующую случаю композицию «Прощай».
«Волшебным пенделем» могут послужить сны и чужие стихи»
Перед концертом певица заехала на радио «Борнео», где ответила на интересующие поклонников и журналистов вопросы.
– Наталья, ваши песни очень необычны как музыкой, так и текстами. Расскажите, как появляются идеи, картинки создания целых историй и целых миров. И бывает ли такое, что где-то услышанная или прочитанная фраза становится началом чего-то нового?
– Да, бывает. Источником вдохновения может служить что угодно. Часто это сны, путешествия, картины… Причем даже могут быть кусочки картин. Книжки, естественно. Чьи-то чужие стихи, о которых ты думаешь: «Ах ты, сукин сын! Как же ты круто написал, почему же не я это сделала». Потом ты идешь, делаешь что-то свое, совершенно другое, и никто не знает, что на самом деле послужило тебе «волшебным пенделем».
Мне часто задают вопросы, по какой книге написано то или иное произведение. Буквально позавчера журналистка спрашивала: «А по каким книгам написаны песни с вашего нового альбома?» Честно говоря, мне уже хочется биться головой о микрофон и кричать: «Да ни по каким!» Что вы меня низводите до уровня авторов фанфиков?! Я не фанфик Лайтер и не какая-нибудь Кассандра Клэр. Если я использую какую-нибудь отсылку к другому литературному произведению, это просто означает преемственность, пост-модернизм… Так работают все. Тот же Булгаков вышел из Гоголя, Достоевского и Андрея Белого.
Но причина возникновения таких вопросов мне понятна. Раньше я была слишком болтлива и много рассказывала о вот этих опосредованных источниках вдохновения. Или о том, чем я чрезвычайно гордилась. Мол, посмотрите, какую я тут клевую отсылку к Булгакову зафинтилила! А люди это воспринимали по-своему – если у меня есть какая-то сферическая отсылка к Булгакову, значит, песня написана по книге «Мастер и Маргарита».
– А сколько песен было написано по одной фразе или слову, зацепленному где-нибудь, даже в газете? Вспомнить хотя бы тот же Led Zeppelin – «Лестницу в небо». Все просто – жила была женщина, которая любила все, что блестит…
– Конечно! Что-то происходит, какая-то искра не пойми откуда возникает – из какого-то сора, и дальше ты уже начинаешь ее раскручивать. Возьмем песни «Невеста полоза» или «Волчья луна». Они что, написаны по мотивам Ригведы? Нет! Я просто использую прием! Я пишу на русском – а это европейский язык. И мы используем те же европейские клише.
«Если возникает депрессия – значит, забыла выпить сезонные таблетки»
– Бывает ли у вас состояние прокрастинации, когда дела постоянно откладываются на потом? И как вы боретесь с этим? Как поймать, например, нужное настроение и дописать песню, когда она не дописывается?
– Нужно заставлять себя садиться за инструмент и работать. Как бы занудно это ни было. Можно несколько часов прокопаться и ничего хорошего не получить. Но это та работа, которой мы должны заниматься. Просто так гулять, смотреть на цветочки и птичек и ждать, что на тебя снизойдет вдохновение, не выйдет. Это получается лет в 19… Для профессионального пишущего автора это не путь. Прокрастинация связана у меня в основном с депрессией, а это значит, что я забыла принять свои сезонные таблетки. Поэтому нужно их быстро выпить, и настроение улучшится. Прокрастинация пройдет, и я пойду дальше писать песни и клеить фарфор.
– Про таких, как вы, говорят: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Или другая поговорка: «Талантливый человек талантлив во всем». Вы не только певица, но и музыкант, владеющий такими инструментами, как кельтская арфа, гитара, кастаньеты, перкуссия и фортепиано. Кроме того, вы владеете как минимум четырьмя иностранными языками, являетесь кандидатом филологических наук, писателем, педагогом… Такую любовь к постижению всего нового прививали вам родители с детства, или же вы родились такой любознательной?
– У разных людей любознательность проявляется в разных областях. Если человеку интересно копошиться с букашечками, то сложно заинтересовать его изучением языков. Хотя и такое может случиться. Конечно, многое закладывается в среде, в которой ребенок растет. Я родилась в семье ученых и военных, поэтому знаю, что такое дисциплина. Не могу сказать, что надо мной был какой-то четкий контроль и за многой строго следили. Но я видела, как работают мои бабушка, дедушка, родители… У них все было четко, по расписанию. Все понимали, что нужно делать для того, чтобы добиться успеха. Сначала посидеть, плотно поработать, а дальше наслаждаться результатом. Поэтому у меня вопроса не стояло – «пинать балду» или пойти чем-то полезным заняться. Каждый день на 9 утра у меня уже был запланирован подвиг.
– С вашими детьми – Ниной Катриной и Уной Тамар – история повторяется?
– Они разные. Старшая, Нина Катрина, менее собранная. Вот она как раз склонна к «пинанию балды». Хотя, если что-то ее заинтересует, то она начинает копошиться и идет к намеченной цели семимильными шагами. Как у Высоцкого – «если я чего решил, я выпью-то обязательно». Младшая – более системная. Эдакий научный работник, исследователь…. Но я на них стараюсь не давить. На мой взгляд, родителям нужно поймать область интересов ребенка – с чем интересно ему возиться, что узнавать.
«Обидно, когда меня называют эмигрантом или экспатом!»
– Вы живете на две страны. Ваш муж и дети сейчас живут в Вене, вы же частенько наведываетесь в Россию.
– Мне всегда очень обидно, когда меня называют эмигрантом или экспатом, потому что я не считаю себя ни тем, ни другим. Да, я живу на две страны и буду продолжать работать в России, пока меня отсюда не выдворят.
–- Наталья, вы как-то рассказывали, что слушаете музыку альбомами. Какие альбомы в своем плейлисте можете назвать концептуальными?
– Я вообще считаю, что альбом не должен быть сборником, он должен быть именно концептуальным. Я верю в синглы, но также верю и в альбомы. Мой «топ-3» – это Led Zeppelin, Queen и альбом группы «Калинов мост» «Выворотень».
– У вас был совместный проект с группой «Ария». Кому пришла в голову идея о сотрудничестве?
– Виталию Дубинину. Он позвал меня поучаствовать в акустической версии песни «Там высоко», и я, естественно, согласилась. Мы приехали на студию к московскому звукорежиссеру Ивану Евдокимову, который до этого работал и с «арийцами», и с «Мельницей» – он прекрасно пишет и металл, и акустику. Мы все быстро записали, и дважды на юбилейных концертах «Арии» я выходила с ними петь. На мой взгляд, хорошая получилась песня! Мне до сих пор очень нравится этот проект.