И тогда многим придется последовать настоятельным призывам чиновников: для победы над пробками оставить личные машины в покое и пересесть на общественный транспорт.
Полагаю, если бы наш пассажирский транспорт был и в самом деле привлекательным, многие давно бы поменяли приоритеты без лишних приглашений. Не от хорошей жизни люди вынуждены использовать свои машины с утра до ночи. Давно канули в лету времена, когда детский сад, школа, работа были недалеко от места жительства.
К сожалению, несмотря на обилие различных программ развития общественного транспорта и пафосные заявления наших чиновников, ситуация в последние годы практически не улучшилась. Хронические болезни городского транспорта никто не собирается лечить и в преддверии искусственного повышения пассажиропотока. И речь не о погасших навечно электронных табло с информацией о подъезжающем транспорте и не о том, что в автобусах все реже объявляют остановки.
Да, вероятность зайти в салон автобуса с сизыми клубами выхлопных газов и сгнившим полом заметно снизилась, но есть ведь еще десятки критериев и параметров, по которым нормальный общественный транспорт отличается от пародии на него. Например, цивилизованной нормой считается работа городского транспорта с 5 утра до 1 часа ночи. Но это не про Воронеж, конечно.
Узаконенный хаос
Вынужденные стать пассажирами воронежцы с новыми трудностями столкнутся уже на пути от дома к остановке: зимой тротуары у нас хронически не чистят, по весне над головами — смертельные сосульки. На самих остановочных площадках — ситуация не лучше: сугробы либо лужи, не дающие возможности спокойно зайти в автобус.
Прежде чем прыгать в автобус, желательно ознакомиться с актуальным маршрутом его следования. Дело в том, что так называемая «научно-обоснованная маршрутная сеть» городских перевозок, утвержденная в декабре 2014 года, включает 112 автобусных и 6 троллейбусных маршрутов. Однако новая схема получилась практически точной копией той, что была сформирована в начале «нулевых» самими перевозчиками, которые поделили город под стать «детям лейтенанта Шмидта»
За прошедшие четыре года еще десятки маршрутов были изменены. Невооруженным глазом видно, что и сейчас все заточено под карман перевозчика. Если вы видите на указателе название нужной остановки или улицы — еще не факт, что это и есть нужный вам автобус. Например, маршрут №58В. От магазина «Линия» в Северном районе он идет в Центральный район, на Мало-Терновую улицу. Однако вопреки здравому смыслу автобус едет в противоположную от пункта назначения сторону: сначала к авторынку на Антонова-Овсеенко, затем к пивзаводу на 9 Января! Но с точки зрения доходности маршрута — это как раз то, что нужно.
А вот свежий пример. Неделю назад изменили маршрут следования автобуса №68А. На нем работают «ПАЗы» — их хоть и с огромной натяжкой, но можно назвать городскими автобусами. Прежде они возили людей от улицы Зеленко, что в Коминтерновском районе, до авиазавода и обратно. Теперь путь их следования сократили до железнодорожного вокзала.
В результате от авиазавода и ДК Кирова через Чернавский мост стало возможным уехать только на «газелях» и им подобных «душегубках». О многострадальном троллейбусном маршруте №4 «ВАСО–ВГУ», который также имеется в утвержденной маршрутной сети, народ уже и не мечтает. А ведь в миллионном городе живем, 21 век за окном! Мэры меняются, обещания сыплются как из рога изобилия, но ситуация лишь ухудшается.
Хронические проблемы с доступностью пассажирского транспорта испытывают жители Шилово, Подгорного, «Процессора», «Цветного бульвара», улиц Электросигнальной, Урицкого, Шишкова, Беговой, 45-й Стрелковой дивизии, Лидии Рябцевой и многих других. Уехать на общественном транспорте оттуда невозможно: люди уже давно берут маршрутки на абордаж. Неужели это и есть задекларированное в документах проявление заботы о пассажирах?
Для жителей этих микрорайонов, которые скоро будут вынуждены поставить свои машины на прикол и стать завсегдатаями маршруток, свободны лишь места на крышах. Кстати, в микроавтобусах проезд пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается. За этим должны следить сами водители. У нас же «газели» иной раз набиваются так, что унижается человеческое достоинство. Однако ни одно надзорное ведомство в упор не видит эти системные нарушения установленных правил пользования городским пассажирским транспортом. Ждем трагедии?
Иная ситуация на магистральных улицах и проспектах ближе к центру. Здесь плотность маршрутов такая, что и столицам не снилась. К остановке могут одновременно подъехать по 6–7 и более автобусов различной вместимости. О том, что в соответствии с правилами высадку и посадку пассажиров надо осуществлять напротив указателя места остановки, их водители понятия не имеют. Так что людям приходится по 30–40 м преодолевать легкой трусцой до нужного автобуса. Народ бегает с сумками по проезжей части и не ропщет. Привыкли! Уже и не думают о том, что может и должно быть по-иному.
О том, что нельзя останавливаться на «зебре», водители автобусов, похоже, тоже не в курсе. Будьте внимательны: чтобы обойти этот караван, иной раз придется делать большой крюк по проезжей части.
Не верь глазам своим
Много нового для себя откроют новоявленные пассажиры и внутри автобусов. Вопреки всем правилам и обязанностям так называемый кондуктор сидит на одном месте и периодически покрикивает на тех, кто замешкался с оплатой проезда. Мало кто знает, что вдобавок к этому он должен приветствовать людей при посадке, нуждающимся оказывать помощь. А еще билеты людям выдавать! В последнее время стали пропадать и эти собиратели денег. Будьте готовы пробираться через весь салон к водителю или просить других пассажиров передать деньги за проезд.
Внедрение системы безналичного расчета в городском общественном транспорте откровенно саботируется уже много лет. Транспортники периодически подвергаются показательной критике со стороны вышестоящих начальников, но дело стоит на месте. В декабре прошлого года прежний глава Воронежа Александр Гусев в очередной раз потребовал от подчиненных запустить систему к июлю 2018 года. Вроде бы зашевелились, но речь теперь ведут лишь о муниципальном транспорте. Эта светлая капля ничего не изменит в мутных финансовых потоках в сфере пассажирских перевозок.
И вновь «хозяйке на заметку»: согласно социальным стандартам транспортного обслуживания населения, утвержденным Минтрансом РФ в январе 2017 года, в городах с населением более 500 тыс. чел. обязательно наличие билета длительного пользования. Он должен предоставлять право на неограниченное количество поездок в течение установленного времени. Но в Воронеже пока не в состоянии запустить даже элементарную систему проездных билетов.
Если войти в автобус на конечной остановке, то можно успеть вдоволь надышаться табачным дымом. У водителей принято курить прямо на рабочем месте, а проветривать салон некогда: время — деньги.
По ходу поездки у вас будет время послушать песни не всегда любимых исполнителей и понять, что такое график движения по-воронежски. Если на остановке стоят не более двух человек, то велика вероятность, что маршрутка проследует мимо. Зато на остановках с повышенным пассажиропотоком (пересадочные узлы, крупные торговые и развлекательные центры), автобус может замереть на 5–7 минут в ожидании дополнительных клиентов. И никто такому водителю не указ! Загрузился — и снова в погоню за графиком и пассажирами.
Совсем беда, если вместе собираются «конкуренты» — автобусы, длительное время идущие одинаковым маршрутом. На Московском проспекте, например, это №№5А, 9, 80, 64, 90. На Ломоносова могут схлестнуться №№16В, 23К, 34. На Ленинском проспекте, вообще, все против всех. Тут уж держись крепче, а то будешь летать по салону как футбольный мяч во время матча. За лишнего пассажира водилы готовы глотку друг другу перегрызть! И вот этот бедлам наши чиновники называют пассажирским транспортом Воронежа.
Тем временем подоспело время новых прожектов. Врио главы Воронежа Вадим Кстенин анонсировал свою предвыборную программу развития общественного транспорта: тут вам и 130 новых автобусов, и пересмотр маршрутной сети, и выделенные полосы для общественного транспорта. А в придачу — «умные остановки» с камерами видеонаблюдения, кнопками безопасности и бесплатным «Wi-Fi». Тут же вспомнились 500 новых автобусов и 200 троллейбусов, обещанных еще к 2014 году бывшим главным транспортником города, ныне депутатом Гордумы Дмитрием Крутских. До сих пор ждем.
А вот нынешний заместитель руководителя управления транспорта мэрии Владислав Ярцев в прямом эфире местной радиостанции на днях с пафосом заявил, что именно платные парковки станут локомотивом развития общественного транспорта! И добавил, что они есть во всем мире, в том числе и в Париже. Мол, и нам не пристало отставать.
Но мне все-таки кажется, что в Европах людям сначала создавали условия для комфортного передвижения на общественном транспорте, а потом уж платные парковки вводили. Ну и в подтверждение своей мысли хочу обратить внимание на тот неоспоримый факт, что в качестве альтернативы собственному автомобилю парижанам не предлагали пересесть на подобие наших «ПАЗов». У них метро было!
Логика очевидна и проста: сначала скоростной трамвай, большие низкопольные автобусы, красивые троллейбусы, а потом уж платные парковки. Тогда народ и без пропаганды поставит свои автомобили на прикол.