Хотелось бы верить, что на этот раз восторжествовал здравый смысл: городская инфраструктура очевидно не готова к запуску этого коммерческого проекта. «МК в Воронеже» подробно писал об имеющихся проблемах в прошлом году (№50 от 6.12.2017 г.) и предупреждал, что рановато у нас внедрять столичный опыт.
На самом деле все не так оптимистично. Отсрочку объяснили предстоящим ремонтом дорог и необходимостью решить некоторые организационные вопросы. Ну, с дорогами понятно. На стадии запуска проекта ремонт может внести смуту в еще не отлаженный процесс сбора денег. А вот с «организационными вопросами», похоже, очередной прокол вышел: забыли заключить соглашение о взаимодействии между мэрией и ГУ МВД по Воронежской области о производстве по делам об административных правонарушениях.
Дело в том, что рассматривать дела о нарушениях правил платной парковки будет не Госавтоинспекция, а районные административные комиссии. Но в управах понятия не имеют, куда рассылать «письма счастья»: всей информацией об автомобилях и их собственниках обладает исключительно ГИБДД, которая по закону не имеет права передавать на сторону персональные данные водителей.
Проблема не нова. Перед запуском платных парковок в Москве на этой теме было сломано немало копий. Корректировали даже федеральное законодательство: в КоАП РФ новая статья появилась. У нас же заблаговременно распределили выручку между партнерами по бизнесу, запланировали доход бюджета от парковок, и даже мерзлую землю начали бурить под новые дорожные знаки, а о главном подумать забыли. И вот за месяц до запуска грандиозного проекта «Спасение Воронежа от пробок» всплывают забытые «организационные вопросы», которые ставят крест на всей идее разом.
Кстати, местные власти не в первый раз наступают на эти же грабли. Вспомните, как совсем недавно на несколько месяцев останавливали работы по реконструкции транспортной развязки на 9 Января: различных коммуникаций на объекте оказалось гораздо больше, чем их имелось по проекту. Разбирались и уточнялись несколько месяцев, потратив на это 8 млн рублей.
Бывает, конечно. Жаль, что так часто. Ведь все ляпы устраняют не за счет безалаберных чиновников, а из бюджета, к наполнению которого каждый из нас имеет самое непосредственное отношение.
Альтернативы нет
Чего уж скрывать: большинство автомобилистов обрадовались очередной отсрочке. Ведь не секрет, что в Воронеже до сих пор отсутствуют условия для цивилизованного введения платных парковок. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 2006 года, направленный на проведение в областных центрах мероприятий по увеличению пропускной способности дорог, строительству достаточного количества мест для парковки, подземных и надземных переходов, был бессовестно проигнорирован.
В центре города с того момента не появилось ни одной транспортной развязки, не построено ни одного нового подземного перехода. Заявления властей о строительстве в центре нескольких многоуровневых парковок на 2,5 тыс. мест оказались забытыми. Не появилось ни одной бесплатной перехватывающей стоянки по периметру обозначенной зоны платной парковки, хотя тоже обещали.
Трамваю приказали долго жить, троллейбусу — имитировать свое присутствие. Оголтелые маршрутки с постоянно курящими и трещащими по телефонам водилами трудно назвать цивилизованным общественным транспортом.
Вероятность попасть в ДТП, будучи пассажиром воронежской маршрутки, в последние годы выросла в разы: в 2017 году 2 (+100%) человека погибли и 93 (+29,2%) получили ранения при падениях в салоне автобуса! Ужас! Нужно обладать недюжинной отвагой, чтобы в такой обстановке поддержать инициативу властей и пожертвовать поездками на личном автомобиле в пользу общественного транспорта.
На фронте без перемен
Практически никаких изменений не произошло и за год, прошедший с момента официального подписания мэрией постановления о введении платных парковок в Воронеже (февраль 2017 года). По-прежнему одни призывы, обещания и нескрываемое желание скорее запустить еще один канал пополнения бюджета и личных счетов коммерсантов.
В ноябре 2017 года и.о. главы администрации Воронежа Вадим Кстенин поручает провести рейды по проверке общественного транспорта. Недавно в пылу откровений поведал, как маршрутки несколько раз едва не лишили его жизни на пешеходном переходе, и потребовал разработать план конкретных мероприятий по улучшению культуры вождения водителей маршрутных автобусов.
Ну, господин кандидат на пост мэра! Вам ли не знать, что в отчете будут любые радующие ваш взор цифры, но по существу при нынешней организации пассажирских перевозок ничего не изменится? Давно пора менять систему. Это, конечно, сложно. Тут, как говорится, политическая воля нужна.
В феврале 2018 года первый вице-мэр Воронежа Сергей Петрин заявил, что городские власти прорабатывают вопрос об организации перехватывающих парковок. Мне кажется, что одного этого высказывания достаточно, чтобы дезавуировать соглашение о сдаче городских улиц в аренду и не вспоминать о нем до лучших времен. До тех пор, пока у нас не появится настоящий общественный транспорт, реальные перехватывающие парковки в необходимом количестве и далее по списку.
Самое прискорбное, что на фоне этих пафосных заявлений чиновников маршрутные перевозки продолжают деградировать. Даже в большегрузных автобусах стали пропадать так называемые кондукторы! Иди теперь с сумками через весь салон к водителю или проси передать деньги за проезд своих собратьев по несчастью. У перевозчиков ведь кризис, кондукторов содержать убыточно. Бизнес в опасности!
Господа чиновники: 21 век за окном ваших кабинетов и лимузинов. Где обещанная десять лет назад научно-обоснованная маршрутная сеть; безналичная оплата проезда; льготы пенсионерам, инвалидам, учащимся; единые проездные на все виды транспорта, гибкая система скидок? К сожалению, эти красивые обещания так и остались на бумаге, зато чиновники — при портфелях с кучей новых идей по выкачиванию денег из наших карманов.
Именем народа
Тем временем с помощью все тех же общественников, что «на ура» приветствовали решение о платных парковках, нас готовят к очередному повышению стоимости проезда в маршрутках до 23–24 руб. Во все тех же убитых «ПАЗах» и до неприличия тесных «Газелях». При этом ребята подчеркивают, что «это тяжелое, непопулярное, но, скорее всего, единственно верное решение». К слову, в соседнем Белгороде стоимость проезда при оплате наличными составляет 15 руб., а по безналу — 10 руб. И никаких повышений не планируют.
Впрочем, есть и другие общественники. Они не разделяют мнение властей о том, что платные парковки — это острая необходимость для города. Призывают к организации публичных слушаний по данному вопросу, ведут активную переписку с мэрией. Указывают на узкие места данного коммерческого проекта, обобщают опыт других регионов.
Многие горожане уже поддержали их петицию против платного паркинга в центре Воронежа, опубликованную в интернете. Люди понимают, что отчуждение проезжей части дорог под платную стоянку автомобилей еще никогда и нигде не приводило к победе над пробками. Зачастую именно ужасная работа общественного транспорта вынуждает людей с утра до ночи ездить на своих машинах.
Да, скорее всего, это и в мэрии понимают. Но очень уж велик соблазн собирать деньги прямо на асфальте: Москва в прошлом году на платных парковках заработала 5,3 млрд руб. Вот и нашим чиновникам хочется, не вложив ни рубля, побыстрее приобщиться к цивилизации. И никакое общественное мнение помешать этому, к сожалению, не в состоянии.